Решение №Исх. от 24.12.2015 № Р/04/1388 РЕШЕНИЕ от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. от 24.12.2015 № Р/04/1388

 

«…………….»

(заявитель)

 

Администрация  муниципального образования «Свердловское городское поселение»  Всеволожского муниципального района Ленинградской области

мкр. 1, дом 1,  г.п. им. Свердлова, Всеволожский район,

Ленинградская область, 188682 

тел. (81370) 77-490

факс (81370) 77-290

e-mail: sverdlovskoe.vsev.mv@lenreg.ru

sverdlovomo@mail.ru

(ответчик)

 

Муниципальное предприятие «Ритуальные услуги»  Всеволожского муниципального района Ленинградской области

Октябрьский пр. дом 76,

г. Всеволожск,

Ленинградская область, 188640

тел. (81370) 20095

факс (81370) 28155

 (заинтересованное лицо)

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «24» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:

Журавлева Алексея Александровича – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Борисовой Алёны Александровны – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Агаяна Георгия Араратовича – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Теватросян Ирины Спартаковны – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

Ивлевой Александры Олеговны – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 48 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (мкр. 1, дом 1, г.п. им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область, 188582)   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 48 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее по тексту – Ленинградское УФАС России) по результатам рассмотрения  обращения (вх. от 15.05.2015 № 3486) «……..» о возможных нарушениях антимонопольного законодательства при оказании ритуальных услуг (услуг по захоронению) на Овцинском кладбище пос. им. Свердлова.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.

Представитель Администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области  (далее – Администрация) пояснил, что Постановлением администрации муниципального образования «Всеволожский район Ленинградской области» от 13.04.2001 № 1399 учреждена специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Всеволожский район Ленинградской области – Муниципальное предприятие «Ритуальные услуги» (далее – МП Ритуальные услуги).

Поскольку на территории муниципального образования «Свердловское городское поселение», входящего в состав МО «Всеволожский муниципальный район», специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, то Администрация, руководствуясь Уставом МП «Ритуальные услуги», заключила с муниципальным предприятием договор об обслуживании и эксплуатации муниципальных кладбищ на территории МО Свердловское городское поселение от 01.02.2006.

В соответствии с п. 1.1. данного Договора  «предприятие обязуется выполнять комплекс услуг в соответствии с Федеральным законом РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ и настоящим Договором. Таким образом, МП «Ритуальные услуги» выполняет все обязанности, предусмотренные действующим законодательством, и в частности, федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Заявитель Жуков И.А. на рассмотрение дела не явился.

Представитель МП «Ритуальные услуги» пояснил, что договор был заключен 01.02.2006 г., то есть до вступления в силу Закона о защите конкуренции.

Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.

 

 

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, федеральным законодательством предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу. Вместе с тем, закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших.

Как установлено Комиссией, Администрацией заключен Договор от 01.02.2006 № б/н с МП «Ритуальные услуги» об обслуживании и эксплуатации муниципальных кладбищ на территории МО Свердловское городское поселение (далее – Договор).

В соответствии с  пунктом 2.2 Договора МП «Ритуальные услуги» обязуется:

- осуществлять захоронение и погребение безродных и  умерших вне помещений больниц и иных медицинских учреждений, как собственными силами, так и с помощью привлеченных организаций;

- осуществлять эксплуатацию муниципальных кладбищ на территории МО Свердловское сельское поселение;

- оказывать ритуальные услуги;

- производить учет и отчетность специализированной организации;

- производить захоронение граждан в соответствии с расценками и тарифами согласно прейскуранту;

- производить работы по подготовке, установке и техническому обслуживанию памятников и надгробий, работы и услуги по обустройству и уходу за могилами;

- оказывать на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению (пункт введен Дополнительным соглашением от 23.10.2013 № 1 к Договору №б/н от 01.02.2006).

МП  «Ритуальные услуги» создано в соответствии с Постановлением главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 13.04.2001 № 1399.

Согласно пункту 1.3 Устава МП Ритуальные услуги (далее – Устав) -  предприятие является коммерческой организацией.

Пунктом 2.1 Устава (с изм.) определено, что предприятие создано с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах, услугах путем осуществления следующих видов деятельности:

- благоустройство существующих и обустройство новых кладбищ;

- производство строительно-монтажных работ;

- оформление свидетельств о смерти;

- погребальные услуги;

- изготовление гробов, памятников, надгробий, оград, иных предметов обустройства мест захоронений;

- организация службы по круглосуточному вывозу тел, умерших вне больничных условий;

- транспортные услуги по доставке тел к месту захоронения;

-эксгумация тел умерших;

- содействие в работе судебно-медицинской экспертизы;

- организация совместно с церковью религиозных обрядов;

- содержание мест захоронений, их благоустройство, захоронение лиц, не имеющих родственников;

-  захоронение невостребованных трупов.

- пассажирские легковые и грузовые перевозки;

- эксплуатация и ремонт пассажирского легкового и грузового транспорта;

- производство и реализация ритуальных принадлежностей;

-проведение проектно-изыскательских работ под объекты различного назначения, в том числе под кладбища;

- прочие ритуальные услуги

Пунктом 2.3 Устава установлено, что МП Ритуальные услуги, также оказывает гарантированный перечень услуг по погребению.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Таким образом, Администрация заключила Договор с коммерческим предприятием МП Ритуальные услуги, созданным иным органом местного самоуправления, наделив их при этом статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

  При этом, статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию помощи близким родственникам и другим лицам  гарантируется оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Следует также отметить, что  указанные услуги относятся к конкурентным видам и образуют товарный рынок.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Заключив договор, Администрация тем самым наделила муниципальное предприятие исключительным правом по предоставлению  услуг по гарантированному перечню услуг по погребению,  не учла конкурентную составляющую на имеющемся рынке ритуальных услуг, фактически создала муниципальному предприятию особые условия деятельности, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции иных хозяйствующих субъектов на том же рынке услуг.

Также, Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержание договора должно соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его пролонгации на следующий срок.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Ленинградского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Предписание Администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                      А.А. Журавлев

 

Члены Комиссии                                                                  А.А. Борисова

 

Г.А. Агаян

 

И.С. Теватросян

 

А.О. Ивлева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны