Решение №Исх. З/05/8 от 30.08.2017 ЗАКЛЮЧЕНИЕ по делу № 03-05-А/17 от 2 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказным письмом с уведомлением

 

 

 

 

Ответчик:

ПАО «Ленэнерго»

<...>

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

Эл. почта: office@lenenergo.ru

 

Заявитель:

ООО «Фобос»

<...>

 

ул. Новгородская, д. 8,

Санкт-Петербург, 191144

Эл. почта: tumanov-project@mail.ru

kyd08@mail.ru

 

Исх. З/05/8 от 30.08.2017

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по делу № 03-05-А/17

 

30 августа 2017г.                                                                                 г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Абейдуллина Р.А.

- Врио заместителя руководителя Ленинградского УФАСС России, Председателя Комиссии;

   

Евлампиева А.В.

 

Рябенко Г.О.              

- старшего государственного инспектора отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики, члена Комиссии;

- специалиста-эксперта отдела инфраструктурных рынков и энергетики, члена Комиссии,

 

в присутствии представителей:

 

Ответчика,

  • <...> - начальника отдела анализа и методологии ПАО «Ленэнерго», действующей на основании доверенности № 728-16 от 30.12.2016);
  • <...> - начальника отдела подготовки технических условий ПАО «Ленэнерго»;

 

Заявителя,

  • <...>, действующего на основании доверенности № б/н от 29.09.2016;
  • <...>, действующего на основании доверенности № б/н от 17.01.2017;
  • <...>, действующей на основании доверенности № б/н от 08.11.2016,

 

рассмотрев материалы дела № 03-05-А/17 о нарушении антимонопольного законодательства Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» ИНН 7803002209 / КПП 781001001 (адрес регистрации: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 1; далее – ПАО «Ленэнерго», сетевая организация) не исполнило Предупреждение о прекращении действий (бездействий) от 08.08.2016 № Пд/05/33 (далее - Предупреждение) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фобос» ИНН 7842507370 / КПП 784201001 (адрес регистрации: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 8; далее – ООО «Фобос», Заявитель) по заявке № 16-390 от 13.01.2016, возбужденного приказом Ленинградского УФАС России от 25.05.2017 № 155, по признакам нарушения положений пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) выдало Предупреждение ПАО «Ленэнерго» в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в бездействии ПАО «Ленэнерго», выразившегося в ненаправлении ПАО «Ленэнерго» проекта договора об осуществлении технологического присоединения (далее - Договор) в адрес ООО «Фобос», что не соответствовало п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присоединения), что ущемило интересы Заявителя.

Ленинградское УФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции обязало направить в адрес Заявителя Договор в срок до 19.08.2016.

 

Сетевая организация не исполнила в установленный Ленинградским УФАС России срок Предупреждение, что явилось основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.05.2017 № 03-05-А/17 о продолжении нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, возбужденного Приказом Ленинградского УФАС России от 25.05.2017 № 155 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции, Ленинградским УФАС России было возбуждено дело № 03-05-А/17 приказом от 25.05.2017 № 155 Ленинградского УФАС России и Определением от 25.05.2017 назначило дело о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

 

I

 

ПАО «Ленэнерго» представило Комиссии на рассмотрении дела письменные пояснения (далее – представленные документы) по неисполнению Предупреждения в срок, а именно:

  1. Копию исх. от 13.03.2017 № ЛЭ/16-02/1345 направленную в адрес Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) о сроках рассмотрения документов по индивидуальному проекту по заявке Заявителя;
  2. Копию исх. от 12.04.2017 № ЛЭ-16-02/1996 направленную в адрес ЛенРТК о предложении по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» электроустановок производственной базы «Лесное» по заявке Заявителя;
  3. Копию исх. от 27.04.2017 № ЛЭ-01-02/361 направленную в адрес Федеральной антимонопольной службы о разъяснениях по формированию платы за организационно-технические мероприятия при осуществлении технологического присоединения;
  4.  Копию исх. от 04.05.2017 № ЛЭ-16-02/2372 направленную в адрес ЛенРТК о представлении дополнительных расчетов общих затрат по видам работ на заключение 1 договора технологического присоединения на выполнение каждого из мероприятий не инвестиционного характера, а также расчеты стоимости мероприятий исходя из трудозатрат на их выполнение (по каждому виду работ) и фонда заработной платы в разрезе должностных окладов исполнителей по каждому мероприятию и среднечасовой тарифной ставки с целью утверждения платы за техническое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» энергопринимающих устройств по заявкам […] Заявителя;    
  5. Копию исх. от 10.07.2017 № ЛЭ/06-06/578 направленную в адрес Ленинградского УФАС России об отсутствии технической возможности на ПС 35 кВ Лемболово (ПС 603);
  6. Копию исх. от 20.07.2017 № ЛЭ/16-40/261 направленную в адрес Заявителя о предложении по установлению ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» электроустановок производственной базы «Лесное» по заявке Заявителя по индивидуальному проекту;
  7. Копию исх. от 25.08.2017 № ЛЭ/06-09/148 направленную в адрес Ленинградского УФАС России о предоставлении информации по заявке № 16-17467 ДНП «Андреевка» и № 16-20809 ООО «Прометей».

 

II

 

Согласно представленным документам от ПАО «Ленэнерго» и Протоколу совещания ЛенРТК исх. от 25.08.2017 № КТ-3-292/2017 (далее – Протокол совещания ЛенРТК) следует, что:

ПАО «Ленэнерго» неоднократно обращалось в ЛенРТК в соответствии с п. 30 Правил присоединения в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя.

 В соответствии с редакцией проекта технических условий по обращению от 18.07.2017, ПАО «Ленэнерго» в целях создания возможности технологического присоединения планирует осуществить следующие мероприятия по строительству «последней мили»:

  • Строительство ПС 110/10 кВ «Кедр» с силовым трансформатором 4,0 МВА. Подключение ПС 110 кВ «Кедр» выполнить двухцепной врезкой в ВЛ 110 кВ Громовская-1 проводом марки АС-185 мм² протяженностью по трассе 17,0 км.
  • Построить новую ЛЭП 10 кВ направлением от распределительного устройства (далее – РУ) 10 кВ новой ПС 110 кВ «Кедр» до ТП 10 кВ Заявителя.

 

Ближайшим источником питания ПАО «Ленэнерго» является ПС 35 кВ Лемболово (далее – ПС 603). В I квартале 2016 года на ПС 603 в рамках реконструкции была произведена замена трансформаторов на большую мощность с 2x6,3 MBA на 2x10 MBA. Резерв трансформаторной мощности на ПС 603 после проведения реконструкции составил 3,15 MBA.

На ПС 603 ориентированы договоры технологического присоединения с суммарной нагрузкой 9,62 МВт (с учетом соответствующего коэффициента приведения нагрузки - 7,06 МВт). Дефицит мощности на ПС 603 с учетом договоров технологического присоединения (без учета заявок) составляет -4,26 МВт.                   ПС 603 закрыта для новых присоединений.

 

Необходимость реализации строительства ПС 110 кВ Кедр на территории Всеволожского района обусловлена перспективным ростом нагрузок потребителей электрической энергии индустриального парка «Лесное» в Куйвозовском сельском поселении Всеволожского района в размере не менее 8,83 МВт, а также переводом существующей нагрузки с ПС 603.

Мероприятия по строительству ПС 110/10 кВ «Кедр» учтены в Схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Ленинградской области на 2016-2020 годы (далее - СИПР ЛО), утвержденной распоряжением Губернатора Ленинградской области от 29.08.2016 г. № 607-рг и согласованы с Филиалом АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее - Ленинградское РДУ).

Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителей составляет 2,63 МВт по третьей категории надежности электроснабжения.

 

На основании расчетных материалов, представленных ПАО «Ленэнерго», стоимость строительства ПС 110/10 кВ «Кедр» с силовым трансформатором 4,0 MBA и ВЛ 110 кВ проводом АС-185 мм² протяженностью по трассе 17 км составляет 710,7 млн. руб., по оценке ЛенРТК стоимость указанных мероприятий составляет 624,3 млн. руб.

В соответствии с расчетами ЛенРТК объем финансовых средств, учитываемых при определении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» энергопринимающих устройств Заявителей (с учетом мероприятий организационного характера и строительства «последней мили») пропорционально отношению суммарной заявленной мощности энергопринимающих устройств к создаваемой трансформаторной мощности в размере 76,05 % составит 446,4 млн. руб. (без НДС), в том числе: ООО «Фобос» - 337,6 млн. руб. (без НДС) за 2000 кВт присоединяемой мощности;

 

Согласно Протоколу совещания ЛенРТК решил:

  • Принимая во внимание экономическую неэффективность решения по установлению платы за технологическое присоединение в соответствии с предложением ПАО «Ленэнерго», а также принимая во внимание соблюдение баланса экономических интересов потребителей электрической энергии и электросетевой организации, ЛенРТК осуществить возврат расчетных и обосновывающих материалов, направленных в ЛенРТК с целью установления размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» энергопринимающих устройств Заявителей.

Срок: 25.08.2017.

 

  • Рекомендовать ПАО «Ленэнерго» рассмотреть возможность определения стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей исходя из стандартизированных ставок или ставок за единицу максимальной мощности, утвержденных приказом ЛенРТК от 23.12.2016 г. № 545-п.

В случае принятия технических решений по строительству ПС 110/10 кВ «Кедр» с силовыми трансформаторами, обеспечивающими возможность как  технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей, так и перевод нагрузок с ПС 603 с целью разгрузки сетей 35 кВ и повышения надежности электроснабжения, направить в ЛенРТК обращение с целью установления размера за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» энергопринимающих устройств Заявителей с учетом принятых технических решений.

Срок: 25.09.2017.

III

 

Ленинградское УФАС России запросило информацию от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Центрального аппарата в рамках антимонопольного дела исх. от 19.06.2017 № 05/884 о наличии порядка (регламента) проверки, наличия / отсутствия возможности технологического присоединения; возможности руководствоваться сведениями, представленными «заинтересованной» сетевой организацией; необходимости учитывать поданные заявки, а не АТП о выполненных технологических присоединениях.

 

Ленинградское УФАС России получило ответ исх. от 14.07.2017 № 06-1-23/31379 от Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о проверке технической возможности технологического присоединения из которого следует, что:

  • Проверка органом федерального государственного энергетического надзора обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности в соответствии с п. 31 Правил присоединения, не может быть организована в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее 294-ФЗ).

 

Свои выводы о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения орган федерального государственного энергетического надзора может сделать на основе данных, представляемых сетевой организацией по письменному запросу, поскольку нормативных актов (приказов, регламентов, методических указаний и т.п.) не имеется, то есть, не установлены основания, порядок и процедура проверки обоснованности выводов и представляемых сетевой организацией материалов о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения.

 

  • Указывая на отсутствие технической возможности технологического присоединения, электросетевая организация должна основываться на исходных данных, позволяющих сделать такой вывод. Такие данные могут быть получены как в результате измерений, так и расчётов, выполняемых электросетевой организацией в соответствии с «Методическими указаниями по определению степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства, а также по определению и применению коэффициентов совмещения максимума потребления электрической энергии (мощности) при определении степени загрузки таких объектов», утверждённых приказом Минэнерго РФ от 06.05.2014 № 350 (далее «Методические указания»).
  • Согласно п. 32 Правил присоединения, ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями».

 

Таким образом, по мнению Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, сетевая организация должна учитывать данное положение при рассмотрении критериев наличия технической возможности технологического присоединения, указанных в подпунктов б) и в) п. 28 Правил присоединения, т.к. ранее заключенные договоры на технологическое присоединение являются обязательствами сетевой организации перед потребителями, которые не должны нарушаться в связи с поступлением новых заявок на технологическое присоединение.

Высвобождение зарезервированной под технологическое присоединение мощности для других заявителей может происходить лишь в случае расторжения или прекращения действия договоров, которые не были исполнены.

 

Требование о необходимости учитывать максимальные мощности энергопринимающих устройств потребителей, в отношении которых не завершена процедура технологического присоединения к подстанции, но заключен договор об осуществлении технологического присоединения к подстанции, также содержится в п. 4 «Методических указаний».

По мнению Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на подпункты а) п. 28 это требование не распространяется, т.к. критерий «сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций» обусловлен не максимальной мощностью, а влиянием дополнительной нагрузки на других потребителей.

IV

 

Ленинградское УФАС России запросило сетевую организацию исх. от 08.08.2017 № 05/1159 о представлении информации по исполнению договорных обязательств и осуществлению технологического присоединения по заявке от 16.06.2016 № 16-17467 ДНП «Андреевка» и заявке от 14.07.2016 № 16-20809 ООО «Прометей».

 

В соответствии с п. 7 представленных документов ПАО «Ленэнерго» сообщило, что по заявке от 16.06.2016 № 16-17467 ДНП «Андреевка» и заявке от 14.07.2016 № 16-20809 ООО «Прометей» заключены Договоры по основному источнику питания ПС 35/10 кВ № 603 «Лемболово», ф. 603-08, а именно:

 

№ п/п

Заявитель

№ заявки Заявителя

Дата заявки Заявителя

Заявленная

Мощность, кВт

Класс напряжения, кВ

Выдача договора и технических условий сетевой организацией

ПС 35/10 кВ № 603 «Лемболово»

1

ООО «Фобос»

№ 16-390

 

13.01.2016

2000

10

нет

2

ДНП «Андреевка»

№ 16-17467

 

16.06.2016

270

10

да

3

ООО «Прометей»

№ 16-20809

14.07.2016

400

10

да

 

V

 

Комиссия Ленинградского УФАС России изучив материалы антимонопольного дела и представленную информацию Ответчиком, Заявителем и представителями лиц, располагающими сведениями, пришло к следующему выводу.

 

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ               «О естественных монополиях» передача электрической энергии по сетям относится к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

Требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции накладывает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением путем уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

В связи с вышеизложенным, сетевая организация не исполнила Предупреждение и продолжала совершать правонарушение.

Действия (бездействия) сетевой организации противоречит позиции Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и подпунктов б) и в) п. 28 Правил присоединения, т.к. ранее заключенные договоры на технологическое присоединение являются обязательствами сетевой организации перед потребителями, которые не должны нарушаться в связи с поступлением новых заявок на технологическое присоединение.

Высвобождение зарезервированной под технологическое присоединение мощности для других заявителей может происходить лишь в случае расторжения или прекращения действия договоров, которые не были исполнены.

Из представленных в разделе IV данного Заключения следует, что сетевая организация осуществила заключение Договоров по заявкам, которые были направлены позднее заявки Заявителя.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                               Р.А. Абейдуллин

 

Члены Комиссии:                                                                          А.В.  Евлампиев

 

                                                                                                                                       Г.О. Рябенко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны