Решение №Р/02/166 Решение по делу № 265-02-А/13 от 6 мая 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Ответчики:
ООО «Экспресс»
ИНН 7802302087; юридический адрес: проспект Ярославский, д. 39, оф. (кв.) 3-н, Санкт – Петербург, 194017; фактическое месторасположение: наб. реки Волковка, д. 9, оф. 402, Санкт-Петербург, 192102
ООО «Астера»
ИНН 7839439070;
пер. Люблинский, д. д. 6, литер А, пом. 7-Ни,
Санкт – Петербург, 190121
ООО «СтройСеверПлюс»
ИНН 7840438811;
ул. Разъезжая, д. д. 5, лит. А,
Санкт - Петербург, 191002
Заявитель:
ООО "Транском-Гатчина"
ИНН 4705035793
ул.Промзона 1 квартал 1, д.корпус 2 - площадка 1, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300
05.06.2013 № Р/02/166
Решение
по делу № 265-02-А/13
г. Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2013 г.
Дата изготовления решения в полном объеме - 5 июня 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) по рассмотрению дела № 265-02-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: | |
Васильев Д.В. | - заместитель руководителя Ленинградского УФАС России; |
Члены Комиссии: | |
Бобров И.В. | - начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России; |
Соколова Л.Б.
| - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России. |
В присутствии представителей ответчика ООО «Экспресс»,
рассмотрев дело № 265-02-А/13, возбужденное в отношении ООО «Экспресс», ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о Защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
I. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России от 09.04.2013 № 105 возбуждено дело № 265-02-А/12 в отношении ООО «Экспресс», ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела № 265-02-А/13 послужили:
1. Обращение ООО «Транском-Гатчина» (вх. № 5788 от 26.11.2012) с информацией о согласованных действиях ООО «Экспресс», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Астера» на торгах на выполнение ремонтных работ на дорогах в д. Шпаньково и д. Елизаветино Гатчинского района Ленинградской области.
Начальная цена контракта – 5 546, 17 тыс.рублей.
Номер извещения – 0145300007715000001.
Заказчик – Администрация Пудостьского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области.
В своем заявлении ООО «Транском-Гатчина» (далее – Заявитель) указывает на сговор между ООО «Экспресс», с одной стороны, и ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Астера» с другой. Целью сговора является обеспечение победы ООО «Экспресс» в торгах по возможно более высокой цене контракта.
Данные действия по мнению Заявителя является нарушением Закона о защите конкуренции.
2. Материалы, собранные Ленинградским УФАС России в ходе проведения проверки изложенных в обращении ООО «Транском-Гатчина» фактов.
3. Материалы, собранные по результатам анализа документации по открытым аукционам в электронной форме № 0372100003412000473; № 0172200000912000025; № 0172200000912000027; № 0372200214112000011; № 0372200279612000011; № 0345100008812000079; № 0172200004712000047; № 0172200000512000011; № 0372200047212000055; № 0145300007712000001; № 0150300002412000082; № 0335300000212000648; № 0145300008112000006; № 0372200098612000006; № 0372100020212000467; № 0372200070512000016; № 0145300008012000011; № 0145300008012000010; № 0372200188912000015; № 0372100036512000016; № 0172200000912000015; № 0172200000912000016; № 0172200000912000026; № 0372200247612000049; № 0172300008012000080; № 0172200001812000107; № 0145200000412001303; № 0172200002612000038; № 0172200002612000039; № 0372200002313000001; № 0145300008912000124; № 0372200031812000087; № 0145300008912000194 в которых приняли участие ООО «Экспресс», ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс».
4. Информация ЗАО «АСТ-Сбербанк» (оператор электронной торговой площадки АСТ Сбербанк) и ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" (оператор электронной торговой площадки «Госзакупки» ЭТП ММВБ) о ходе проведения вышеуказанных торгов (дата, время подачи ценового предложения, ценовое предложение, IP – адреса с которых делались ценовые предложения)
Определением от 16.04.2013 № О/02/1304-210 дело назначено к рассмотрению на 30.04.2013. Определением от 30.04.2013 № О/02/1544-256 исправлены допущенные в Определении от 16.04.2013 № О/02/1304-210 описки и опечатки. Определением от 30.04.2013 № О/02/1543-255 к участию в рассмотрении дела привлечен эксперт. Определением от 30.04.2013 № О/02/1542-254 рассмотрение дела отложено на 23.05.2013.
На заседании Комиссии 23.05.2013 от представителей ответчика по делу ООО «Экспресс» поступило устное ходатайство о переносе заседания Комиссии на более поздний срок в связи с болезнью генерального директора.
Рассмотрев данное ходатайство, Комиссия приняла решение об его отклонении. При этом представителям ответчика по делу ООО «Экспресс» было предложено ознакомиться с материалами дела № 265-02-А/13.
Представители ответчика по делу ООО «Экспресс» приняли предложение Комиссии. В этой связи Комиссией был объявлен перерыв в заседании на 2 часа.
После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела по существу.
II. В ходе рассмотрения материалов дела, информации и документов, поступивших по запросам Ленинградского УФАС России и от сторон по делу, заслушав стороны по делу, зачитав экспертное заключение, Комиссия установила следующее.
Как следует из материалов дела, в период 2012 - май 2013 гг. ООО «Экспресс» принимало участие в 29 аукционах в электронной форме. В 27 аукционах по ценовому предложению входило в число трех участников, сделавших наименьшие предложения. Из этих 27 аукционов в 12 ООО «Экспресс» было победителем или лицом, которому передан для заключения контракт.
ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» в этом же периоде участвовали в 6 аукционах. Из них в 2 победителем являлось ООО «Астера» и в 2 - ООО «СтройСеверПлюс». По результатам торгов с ООО «Астера» заключен 1 контракт, который впоследствии был расторгнут по взаимному согласию сторон. ООО «СтройСеверПлюс» контрактов не заключало.
Данные по участникам аукционов (с участием ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс» объявленных и проведенных в 2012 – мае 2013 гг.), входивших в число трех участников, сделавших наименьшие предложения, представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Победители и участники открытых аукционов в электронной форме объявленных и проведенных в 2012- мае 2013 гг., в торгах по которым принимали участие ООО "Астера", ООО "СтройСеверПлюс" и ООО "Экспресс" | ||||||
|
|
|
|
|
| |
№ п/п | Номер извещения | Формальный победитель | Участник 2 | Участник 3 | Участник которому передан контракт | |
1 | № 0372200002313000001 | ООО «Астера» | ООО «СтройСеверПлюс» | ООО "Аттика" | ООО «Астера» | |
2 | № 0145300008912000124 | ООО «СтройСеверПлюс» | ООО «Астера» | ООО «Проектно-Строительная Компания Северо-Запад» | ООО «Проектно-Строительная Компания Северо-Запад» | |
3 | № 0372200031812000087 | ООО "Интеграция" | ООО «Астера» | ООО "СтройСеверПлюс" | ООО "Интеграция" | |
4 | № 0145300008912000194 | ООО "КРООН" | ООО "СтройСеверПлюс" | ООО "СТРОЙМОНТАЖ" | ООО "КРООН" | |
5 | № 0145300007712000001 | ООО "СтройСеверПлюс" | ООО «Астера» | ООО «Экспресс» | ООО «Экспресс» | |
6 | № 0145300008112000006 | ООО "Астера" | ООО "СтройСеверПлюс" | ООО "Экспресс" | ООО "Экспресс" | |
7 | № 0372100003412000473 | ЗАО «НПО Энергоресурс» | ООО «Эко Трейдинг Нева» | ООО «Экспресс» | ЗАО «НПО Энергоресурс» | |
8 | № 0172200000912000025 | ООО «Экспресс» | ООО «НЕВА-ПРОЕКТ» | ООО «ГЕНПРОЕКТ» | ООО «Экспресс» | |
9 | № 0172200000912000027 | ООО «Экспресс» | ООО «ГЕНПРОЕКТ» | ООО «НЕВА-ПРОЕКТ» | ООО «Экспресс» | |
10 | № 0372200214112000011 | ООО "Строительно-Торговая-Компания "Шанс-Трэйд" | ООО "БиС" | ООО «Экспресс" | ООО "Строительно-Торговая-Компания "Шанс-Трэйд" | |
11 | № 0372200279612000011 | ООО "Экспресс" | ООО "Балтик Групп" | ООО "Куб Систем СПБ" | ООО "Экспресс" был признан уклонившимся от заключения договора | |
12 | № 0345100008812000079 | ООО «Экспресс» | ООО «Арасар» | ООО «Размах Управление 1» | ООО «Экспресс» | |
13 | № 0172200004712000047 | ООО "РусЭст" | ООО Группа Компаний "Строительные Технологии Комфорта" | ООО "Эспресс» | ООО "РусЭст" | |
14 | № 0372200047212000055 | ООО "Экспресс" | ООО 'Гарант - ПТВ' |
| ООО "Экспресс" | |
15 | № 0372100020212000467 | ООО "Экспресс" | ООО "СК ПРЕМЬЕР" | ООО 'ЭкоСтандарт Изыскания' | ООО "Экспресс" | |
16 | № 0145300008012000010 | ООО «ТСК ГРЕГ» | ООО «ПРАЙМ» | ООО 'Экспресс' | ООО 'Экспресс' | |
17 | № 0372200188912000015 | ООО "ПРОМИНВЕСТ" | Общество с ограниченной ответственностью "С-Индустрия | Общество с Ограниченной Ответственностью «Экспресс» | ООО "ПРОМИНВЕСТ" | |
18 | № 0172200000912000015 | ООО «СПТК» | ООО «Экспресс» |
| ООО «СПТК» | |
19 | № 0172200000912000016 | ООО «СПТК» | ООО «Экспресс» |
| ООО «СПТК» | |
20 | № 0172200000912000026 | ООО "ГЕНПРОЕКТ" | ООО «НПО Промышленного и гражданского проектирования и строительства» | Общество с Ограниченной Ответственностью «Экспресс» | ООО "ГЕНПРОЕКТ" | |
21 | № 0372200247612000049 | ООО «Экспресс» | Общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" |
| ООО «Экспресс» | |
22 | № 0172300008012000080 | ООО "Эстетик-Строй" | ООО "Неолик" | ООО «Экспресс» | ООО "Эстетик-Строй" | |
23 | № 0172200001812000107 | ООО "Экспресс" | ООО «Колпин-вод-строй» | ЗАО «УНР-27 треста №16» | ООО "Экспресс" | |
24 | № 0145200000412001303 | ООО "Экспресс" | ООО "СК Каскад" | ООО "Блок-Монолит" | ООО "Экспресс" | |
25 | № 0172200002612000038 | ЗАО "Корпорация Евротракт" | ООО "Экспресс" |
| ЗАО "Корпорация Евротракт" | |
26 | № 0172200002612000039 | ЗАО "Корпорация Евротракт" | ООО "Экспресс" |
| ЗАО "Корпорация Евротракт" |
Комиссия провела анализ механизма использования участниками согласованных действий в целях манипулирования результатами аукционов в собственных интересах.
С целью проведения математического анализа исследуемых аукционов была использована следующая математическая модель, описывающая правила определения победителя аукциона.
Комиссия ввела следующие обозначения.
А1, А2, …, Аn – характеристики участника – параметры, которые представляет собой объективные «анкетные» данные. Состав этих данных определен частью 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках). К числу данных относится и решение об одобрении крупной сделки. Данные параметры имеют объективную сторону – в ходе выставления ценовых предложений участник не может устанавливать или изменять их по собственному усмотрению.
Отсутствие любого из перечисленных в части 2 статьи 35 Закона о закупках документа (параметра), приводит к отклонению заявки участника.
При условии соблюдения требований части 2 статьи 35 Закона о закупках для любого участника «анкетные» данные:
А1=А2=…=Аn=1 (1)
В этом случае аукционная комиссия принимает решение о соответствии второй части заявки документации об аукционе.
Следующий параметр:
Ц – управляемый параметр участника, который он может установить сам в ходе проведения торгов. В качестве управляемого параметра Комиссией использована величина ценового предложения участника. При этом величина Ц лежит в пределах:
0<Ц<Цmax (2),
где Цmax – начальная максимальная цена контракта.
Победитель торгов определяется при одновременном выполнении условий:
А1=А2=…=Аn=1
Ц = Цэк (3),
где Цэк – экономически целесообразное ценовое предложение участника.
В общем виде формула (3) может быть представлена следующем образом:
А=1
Ц = Цэк (3А)
При этом, величина Цэк определяется участником исходя из собственных убеждений, представлений об экономической целесообразности ценового предложения и будет соответствовать минимальному ценовому предложению участника. Следовательно, если в конкурентном аукционе участвуют i участников:
Цэк1 ≠ Цэк2≠Цэк3≠…≠Цэкi (3В)
Ценовое предложение оказывает решающее влияние на определение победителя торгов при условии соблюдения участником требований части 2 статьи 35 Закона о закупках, т.е.
А1=А2=…=Аn=1.
Однако возможна ситуация, когда какой либо параметр Аk из n возможных параметров А:
Аk ≠1 (4)
Особенностью проведения аукционов в электронной форме является то, что данный параметр может быть оценен аукционной комиссией только лишь при рассмотрении вторых частей заявок, т.е. после завершения выставления ценовых предложений. Тогда может возникнуть ситуация, когда:
А ≠1 (5)
и может исполнятся неравенство:
Ц < Цэк
Ц = Цmin (6),
где Цmin = b*Цmax
b – доля ценового предложения участника от начальной максимальной цены контракта,
а для одного из участников станет возможным соотношение:
А1=А2=…=Аn=1
Ц ≈Цmax (7),
Ц= b*Цmax
b – доля ценового предложения участника от начальной максимальной цены контракта,
и с данным участником может быть заключен контракт.
Предложение сверхнизкой цены, когда исполняются соотношения (5) и (6) для одного или нескольких участников аукциона, является блефом. Блеф согласно толковому словарю Ожегова – обман, рассчитанный на создание ложного впечатления; действие, вводящее в заблуждение (первоначально название приёма в карточной игре в покер).
Участник, конкурирующий с другими участниками, «анкетные» данные и ценовое предложение которого соответствует соотношению (7) может оказаться в выгодном положении – в положении лидера. Именно с лидером будет заключен контракт с ценой, незначительно отличающейся от начальной максимальной цены.
Использование блефа отдельными участниками может оказывать решающее влияние на общие результаты аукциона, поскольку пределы выбора значения параметра Ц в документации об аукционе никак не оговариваются, у недобросовестных участников аукциона появляется возможность делать заведомо самые низкие ценовые предложения. Такому участнику заранее известно, что с ним не заключат контракт, он не будет исполнять контракт, и он сохранит ценовое обеспечение участия в аукционе. При этом, действия таких участников, при предположении об их независимом поведении, лишены экономического смысла – заключить контракт и выполнить работы им не удастся ни при каких обстоятельствах. Наоборот, в условиях, когда данные участники действуют в интересах другого, их действия приобретают экономический смысл – обеспечение победы лидеру с минимальным понижением начальной цены контракта.
Эти возможности в принципе могут быть использованы для групповых действий в форме соглашения нескольких недобросовестных участников. Целью такого соглашения является манипулирование результатами аукционов в собственных интересах.
При этом, Комиссия считает, что блефовая стратегия может провялятся при условии совершения неоднократных действий (более 1 раза).
Таким образом, блефовая стратегия выявляется при условии неоднократного исполнения соотношений (5), (6) и (7).
Комиссия проверила вышеизложенные предположения.
Как видно из Таблицы 1, существуют несколько устойчивых групп, участники которых более 1 раза принимали совместное участие в торгах (№ п/п таблицы: 5 и 6, 8 и 9, 18 и 19, 25 и 26).
К данным группам относятся:
ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс»;
ООО «Экспресс», ООО «НЕВА-ПРОЕКТ» и ООО «ГЕНПРОЕКТ»;
ООО «СПТК» и ООО «Экспресс»;
ЗАО "Корпорация Евротракт" и ООО "Экспресс".
Комиссия проанализировала данные аукционы. Результаты анализа представлены в таблицах 2 – 5.
Таблица 2. Открытые аукционы в электронной форме объявленные и проведенные в 2012 - мае 2013 гг. в торгах по которым приняли участие ООО "Астера", ООО "СтройСеверПлюс" и ООО "Экспресс"
№ п/п | Наименование показателя | ООО «Астера» | ООО «СтройСеверПлюс» | ООО «Экспресс» |
Аукцион с извещением № 0145300007712000001 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=5 546 165,17 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Ц |
1 275 617,75 |
1 026 040,32 |
5 462 972, 48 |
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,23 |
0,185 |
0,985 |
2. | «Анкетные» данные - А | Отклонена вторая часть заявки А≠1 | Отклонена вторая часть заявки А≠1 | Соответствует. Передан на заключение муниципальный контракт. А=1 |
Аукцион с извещением № 0145300008112000006 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=3 995 759,66 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Ц |
1 178 749,14 |
1 178 749,14 |
3 975 780,86 |
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,295 |
0,295 |
0,995 |
2. | «Анкетные» данные - А | Отклонена вторая часть заявки А≠1 | Отклонена вторая часть заявки А≠1 | Соответствует. Передан на заключение муниципальный контракт. А=1 |
Таблица 3. Открытые аукционы в электронной форме объявленные и проведенные в 2012 - мае 2013 гг. в торгах по которым приняли участие ООО «Экспресс», ООО «НЕВА-ПРОЕКТ» и ООО «ГЕНПРОЕКТ»
№ п/п | Параметр | ООО «НЕВА-ПРОЕКТ» | ООО «ГЕНПРОЕКТ» | ООО «Экспресс» |
Аукцион с извещением № 0172200000912000025 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=1 597 273,85 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Цэк |
116 015,01 |
718 773,25 |
79 863,69 |
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,073 |
0,45 |
0,05 |
2. | «Анкетные» данные - А | Соответствует А=1 | Соответствует А=1 | Соответствует. Передан на заключение муниципальный контракт. А=1 |
Аукцион с извещением № 0172200000912000027 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=1 118 235,66 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Цэк |
550 118,79 |
538 936,43 |
533 345,25 |
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,492 |
0,482 |
0,477 |
2. | «Анкетные» данные - А | Соответствует А=1 | Соответствует А=1 | Соответствует. Передан на заключение муниципальный контракт. А=1 |
Таблица 4. Открытые аукционы в электронной форме объявленные и проведенные в 2012 - мае 2013 гг. в торгах по которым приняли участие ООО «Экспресс» и ООО «СПТК»
№ п/п | Параметр | ООО «СПТК» | ООО «Экспресс» | Примечания |
Аукцион с извещением № 0172200000912000015 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=1 150 884,13 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Цэк | 972 497,01 | 978 251,43 |
|
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,845 |
0,85 |
|
2. | «Анкетные» данные - А | Соответствует. Передан на заключение муниципальный контракт. А=1 | Соответствует А=1 |
|
Аукцион с извещением № 0172200000912000016 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=1 017 636,43 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Цэк |
920 961,01 |
926 049,19 |
|
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,492 |
0,482 |
|
2. | «Анкетные» данные - А | Соответствует. Передан на заключение муниципальный контракт. А=1 | Соответствует А=1 |
|
Таблица 5. Открытые аукционы в электронной форме объявленные и проведенные в 2012 - мае 2013 гг. в торгах по которым приняли участие ООО «Экспресс» и ЗАО «Корпорация Евротракт»
№ п/п | Параметр | ООО «Корпорация Евротракт» | ООО «Экспресс» | Примечания |
Аукцион с извещением № 0172200002612000038 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=18 852 608,07 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Ц | 18 569 818,95 | 18 664 081,99 | Аукцион признан не состоявшимся |
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b | 0,985 | 0,99 | |
2. | «Анкетные» данные - А | Соответствует. А=1 | Не соответствует А≠1 | |
Аукцион с извещением № 0172200002612000039 | ||||
Начальная максимальная цена контракта – Цmax=15 482 529,49 рублей | ||||
1 | Ценовое предложение - Ц |
15 250 291,54 |
15 327 704,19 | Аукцион признан не состоявшимся |
1.1 | доля от начальной максимальной цены контракта - b |
0,985 |
0,99 | |
2. | «Анкетные» данные - А | Соответствует. А=1 | Не соответствует А≠1 |
Как видно из представленных в таблицах 2 – 4 данных, конкуренция на торгах наблюдалась во всех аукционах, кроме аукционов №№ 0145300007712000001 и 0145300008112000006 (Таблица 2).
Аукционы №№ 0172200002612000038 и 0172200002612000039 не состоялись по причине наличия только 1 заявки соответствующей условиям документации об аукционе (таблица 5).
На аукционах №№ 0145300007712000001 и 0145300008112000006 (Таблица 2) Комиссия усматривает признаки использования стратегии блефа.
Комиссия отмечает, что при данных обстоятельствах исполняются соотношения указанные в формулах (5), (6) и (7).
Величины параметров А у ООО «Астера» (далее - Аа), ООО «СтройСеверПлюс» (далее - Ассп) неравны 1, а параметры Ц (соответственно Ца и Цссп) стремятся к минимуму (падение вплоть до 18,5% от начальной максимальной цены) в тех аукционах, где эти организации предложили наименьшее ценовое предложение:
Аа ≠1
Ца = 0,29*Цmax
при проведении аукциона № 0145300008112000006
Аспс≠1
Цспс=0,185* Цmax
при проведении аукциона № 0145300007712000001
Параметры ООО «Экспресс» (далее, соответственно Аэ и Цэ) соответствуют соотношениям, указанным в формуле (7) – параметры Аэ=1, а ценовое предложение Цэ стремится к начальной максимальной цене контракта Цmax (падение цены составило соответственно 1,5% и 0,5%):
Аэ=1
Цэ=0,985*Цmax
при проведении аукциона № 0145300007712000001.
Аэ=1
Цэ=0,995*Цmax
при проведении аукциона № 0145300008112000006
Комиссия оценила, каким участникам может оказаться выгодным применение блефовой стратегии.
В пользу блефа свидетельствует одновременное синхронное участие ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс» в 2 аукционах (Таблица 2) с совершено одинаковой стратегией. Блефовая стратегия ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» оказалась исключительно выгодной для ООО «Экспресс». Благодаря этой стратегии из всех объявленных и проведенных в 2012 - мае 2013 гг. аукционах в которых приняло участие ООО «Экспресс», только в этих 2 аукционах из 12, выигрыш произошел с самым незначительным понижением начальной цены контракта 98,5% и 99,5% соответственно (данные о выигранных аукционах ООО «Экспресс» представлены в таблице 6).
Проигравшими в аукционе № 0145300007712000001 являются участники ООО «Транском-Гатчина» и ООО «ДАФ», которые могли стать победителями аукционов, но проиграли из-за блефа конкурентов. О данном факте свидетельствуют и обращение ООО «Транском-Гатчина» и письмо ООО «ДАФ» (вх. № 2301 от 22.04.2013) в которых они указывают на экономически убыточные ценовые предложения ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и вследствие этого невозможности конкуренции с этими участниками на торгах.
Вышеизложенные факты подтверждают наличие соглашения ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс».
Таблица 6. Открытые аукционы в электронной форме объявленные и проведенные в 2012 - мае 2013 гг. в торгах по которым победителем признано ООО "Экспресс" | |||||||
№ | Наименование аукциона | Номер извещения | Заказчик | Дата публикации извещения | Начальная максимальная цена, руб. | Сумма контракта, руб | Сумма контракта в % к начальной макимальной цене |
1 | Выполнение ПИР строительства перехватывающей автостоянки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр., напротив домов № 108-110 | № 0172200000912000025 | Комитет по транспортно-транзитной политике | 13.07.2012 | 1 597 273,85 | 79863,69 | 5,0 |
2 | Выполнение проектно-изыскательских работ строительства перехватывающей автостоянки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., участок 73 (восточнее дома 14, корпус 1, литера А). | № 0172200000912000027 | Комитет по транспортно-транзитной политике | 13.07.2012 | 1 118 235,66 | 533345,25 | 47,7 |
3 | право заключения государственного контракта на выполнение работ по демонтажу (сносу) объектов Выборгской таможни на МАПП Торфяновка | № 0345100008812000079 | Выборгская таможня | 08.08.2012 | 6 168 900,00 | 2368170,43 | 38,4 |
4 | Выполнение работ по капитальному ремонту дорог на Горском кладбище | № 0372200047212000055 | Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" | 31.08.2012 | 4 635 296,86 | 4426708,54 | 95,5 |
5 | Выполнение работ по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов. 1. Ремонт асфальтобетонного покрытия дороги общего пользования местного значения по адресу: д.Шпаньково. 2. Ремонт асфальтобетонного | № 0145300007712000001 | Администрация Муниципального Образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области | 27.08.2012 | 5 546 165,17 | 5462972,48 | 98,5 |
6 | Выполнение ремонта автомобильных дорог местного значения общего пользования в п.Пудость. Ремонтдворовых территорий многоквартирных домов в п. Пудость и п. Терволово. | № 0145300008112000006 | администрация муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области | 19.07.2012 | 3 995 759,66 | 3975780,86 | 99,5 |
7 | Выполнение работ по замене наружных инженерных сетей на территории ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» и выполнение реставрационно-восстановительных работ по благоустройству территории ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» | № 0372100020212000467 | федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" | 14.09.2012 | 258 992,00 | 229207,12 | 88,5 |
8 | Выполнение работ по ремонту дороги ул. Заводская в п. Лукаши Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района ЛО | № 0145300008012000010 | администрация муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области | 19.07.2012 | 1 096 009,00 | 860 000,00 | 78,5 |
9 | Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания хирургического корпуса СПб ГБУЗ "Городская туберкулезная больница №2". | № 0372200247612000049 | Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская туберкулезная больница №2" | 20.08.2012 | 3 507 259,86 | 3138991,76 | 89,5 |
10 | Выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Пролетарская, д. 58 – бульвар Трудящихся, д. 3, | № 0172300008012000080 | Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Колпино | 17.07.2012 | 15013600 | 10476205,79 | 69,8 |
11 | выполнение работ по капитальному ремонту канализационной сети по адресу: Витебская Сортировочная ул., д.6, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 20, 24, 26, 30 в 2012-2013 годах для государственных нужд Санкт- | № 0172200001812000107 | Комитет по энергетике и инженерному обеспечению | 27.07.2012 | 25 940 960,70 | 15500475,1 | 59,8 |
12 | Выполнение работ по строительству объекта «Универсальная детская спортивная площадка в п. Дзержинского Лужского района Ленинградской области» | № 0145200000412001303 | Комитет государственного заказа Ленинградской области | 28.09.2012 | 11 152 480,00 | 9702654,2 | 87,0 |
По поручению Комиссии (Определение от 30.04.2013 № О/02/1543-255) экспертом было подготовлено заключение о наличии признаков согласованных стратегий и взаимной информированности участников аукционов №№ 0145300007712000001 и 0145300008112000006. Задачей исследования являлся формальный анализ, имеющий целью выявление признаков согласованных действий между участниками аукционов с извещениями № 014530007712000001 и № 0145300008112000006, а также определение вероятности независимого поведения ООО «Экспресс», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Астера».
Эксперт по результатам анализа вышеуказанных торгов пришел к выводу о том, что наблюдаемое поведение участников аукциона № 0145300007712000001 не может быть рационально объяснено в предположении об их независимости и отсутствии согласованной стратегии.
Первым признаком согласованности действий является поведение ООО «Экспресс», когда происходит фактический отказ от торгов – делается всего 1 - 2 предложения с минимальным понижением. Тем самым демонстрируется незаинтересованность ООО «Экспресс» в реальной конкурентной борьбе.
Вторым признаком согласованности действий является поведение участников торгов - ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Астера». Заведомое отсутствие решения о крупной сделке во вторых частях их заявок, свидетельствует о незаинтересованности в выигрыше аукциона, что никак не сочетается с их решением участвовать в аукционе и действиями по снижению ставок.
Третьим признаком согласованности действий является отсутствие конкурентной борьбы между ООО «Экспресс», с одной стороны и ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Астера» с другой, которые, после того как была сделана ставка ООО «Экспресс», торговались только между собой.
В своих выводах эксперт отмечает, что наблюдаемая картина торгов находит логическое объяснение только лишь в случае, если участники аукциона ООО «Экспресс», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Астера» образуют единую коалицию, согласовали свои действия, информированы о стратегиях друг друга и выполняют согласованный план действий.
Эксперт в заключении отметил, что именно полный детерминизм группового поведения позволяет участникам уверенно проводить стратегию, которая в условиях неопределённости и отсутствия сговора была бы заведомо проигрышной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс» заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на аукционах в электронной форме №№ 0145300007712000001 и 0145300008112000006 и участвовали в нем.
Наличие соглашения подтверждается следующими фактами:
1. В ходе подготовки и участия в аукционах в электронной форме №№ 0145300007712000001 и 0145300008112000006 ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» преднамеренно исключали возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок и заключения с ними контракта по результатам торгов.
В этих целях ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» до окончания приема заявок осуществили замену в личных кабинетах торговых площадок АСТ Сбербанк и «Госзакупки» ЭТП ММВБ решений об одобрении крупной сделки.
На момент регистрации ООО «Астера» на электронной площадке «Госзакупки» ЭТП ММВБ 25.06.2012 в личном кабинете содержалось решение об одобрении крупной сделки от 22.06.2012 с максимальной суммой 300 миллионов рублей. На момент проведения торгов 16.08.2012 с извещением № 0145300008112000006 данное решение в личном кабинете отсутствовало. На момент проведения торгов с извещением № 0145300007712000001 в личном кабинете на электронной площадке АСТ Сбербанк содержалось решение об одобрении крупной сделки от 22.06.2012 с максимальной суммой 300 тысяч рублей, что было в 18,5 раз ниже начальной максимальной цены контракта.
На момент регистрации ООО «СтройСеверПлюс» на электронной площадке «Госзакупки» ЭТП ММВБ 25.06.2012 в личном кабинете содержалось решение об одобрении крупной сделки от 22.06.2012 с максимальной суммой 300 миллионов рублей. На момент проведения торгов 16.08.2012 с извещением № 0145300008112000006 данное решение в личном кабинете отсутствовало. На момент проведения торгов с извещением № 0145300007712000001 в личном кабинете на электронной площадке АСТ Сбербанк содержалось решение об одобрении крупной сделки от 22.06.2012 с максимальной суммой 300 тысяч рублей, что было в 18,5 раз ниже начальной максимальной цены контракта.
Торги ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» совершали с одного IP-адреса 178.236.129.72.
2. ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс» при участии в данных аукционах реализовывали блефовую стратегию поведения.
3. Наблюдаемое поведение ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс» не может быть рационально объяснено в предположении об их независимости и отсутствии согласованной стратегии. Именно осведомленность о поведении друг-друга позволила этим участникам уверенно проводить стратегию, которая в условиях отсутствия сговора была бы заведомо проигрышной.
IV. Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о Защите конкуренции).
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2010 № 9966/10, в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.
Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Комиссией установлено, что устойчивое сочетание участников ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс», применивших блефовые стратегии совместно с участником ООО «Экспресс» на аукционах с извещениями №№ 0145300007712000001 и 0145300008112000006, указывает на наличие у них соглашения, заключенного в устной форме и направленного на подавление остальных участников – конкурентов, в частности ООО «Транском-Гатчина» и ООО «ДАФ» с целью поддержания цен на данных торгах.
Проведенный экспертом анализ не может подтвердить отсутствие соглашения вышеуказанных участников ООО «Астера», ООО «СтройСеверПлюс» и ООО «Экспресс» ссылкой на случайность. Наблюдаемое поведение этих участников аукционов представляется обоснованным в том случае, если стратегии всех участников заранее согласованны и участники информированы о стратегиях друг друга.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Экспресс», ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме от 16.08.2012 № и от 21.09.2012 № 014530007712000001.
2. ООО «Экспресс», ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс» выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства указанного в пункте 1 настоящего решения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Д.В.Васильев
Члены Комиссии: И.В. Бобров
Л.Б. Соколова
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО «СтройСеверПлюс»
ИНН 7840438811
ул. Разъезжая, д. д. 5, лит. А,
Санкт - Петербург, 191002
05.06.2013 № П/02/2002-102
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 265-02-А/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) по рассмотрению дела № 265-02-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Васильев Д.В. - заместитель руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Бобров И.В. - начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России;
Соколова Л.Б.
- государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании Решения от 05.06.2013 года по делу № 265-02-А/13 о нарушении части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «СтройСеверПлюс» прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в открытых аукционах в электронной форме.
2. ООО «СтройСеверПлюс» в срок до 30 января 2014 года представлять в Ленинградское УФАС России сведения об открытых аукционах в электронной форме проводимых в 2013 году заказчиками, организаторами торгов расположенных на территории Ленинградской области, в которых ООО «Экспресс» было признано победителем, с указанием реквизитов контрактов (государственных или муниципальных), начальной (максимальной) цены лота и цены контракта, а также сведения об открытых аукционах в электронной форме в которых участвовало ООО «СтройСеверПлюс» с ООО «Экспресс» и ООО «Астера».
3. О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить и представить доказательства исполнения Предписания в Ленинградское УФАС России не позднее 20.06.2013.
ООО «Астера»
ИНН 7839439070
пер. Люблинский, д. д. 6, литер А, пом. 7-Н,
Санкт – Петербург, 190121
05.06.2013 № П/02/2004-104
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 265-02-А/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) по рассмотрению дела № 265-02-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Васильев Д.В. - заместитель руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Бобров И.В. - начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России;
Соколова Л.Б.
- государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании Решения от 05.06.2013 года по делу № 265-02-А/13 о нарушении части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Астера» прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в открытых аукционах в электронной форме.
2. ООО «Астера» в срок до 30 января 2014 года представлять в Ленинградское УФАС России сведения об открытых аукционах в электронной форме проводимых в 2013 году заказчиками, организаторами торгов расположенных на территории Ленинградской области, в которых ООО «Экспресс» было признано победителем, с указанием реквизитов контрактов (государственных или муниципальных), начальной (максимальной) цены лота и цены контракта, а также сведения об открытых аукционах в электронной форме в которых участвовало ООО «Астера» с ООО «Экспресс» и ООО «СтройСеверПлюс».
3. О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить и представить доказательства исполнения Предписания в Ленинградское УФАС России не позднее 20.06.2013.
ООО «Экспресс»
ИНН 7802302087; юридический адрес: проспект Ярославский, д. 39, оф. (кв.) 3-н, Санкт – Петербург, 194017; фактическое месторасположение: наб. реки Волковка, д. 9, оф. 402, Санкт-Петербург, 192102
05.06.2013 № П/02/2003-103
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 265-02-А/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) по рассмотрению дела № 265-02-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Васильев Д.В. - заместитель руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Бобров И.В. - начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России;
Соколова Л.Б.
- государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании Решения от 05.06.2013 года по делу № 265-02-А/13 о нарушении части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Экспресс» прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в открытых аукционах в электронной форме.
2. ООО «Экспресс» в срок до 30 января 2014 года представлять в Ленинградское УФАС России сведения об открытых аукционах в электронной форме проводимых в 2013 году заказчиками, организаторами торгов расположенных на территории Ленинградской области, в которых ООО «Экспресс» было признано победителем, с указанием реквизитов контрактов (государственных или муниципальных), начальной (максимальной) цены лота и цены контракта, а также сведения об открытых аукционах в электронной форме в которых участвовало ООО «Экспресс» с ООО «Астера» и ООО «СтройСеверПлюс».
3. О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить и представить доказательства исполнения Предписания в Ленинградское УФАС России не позднее 20.06.2013.
Ленинградское УФАС России осуществляет контроль за исполнением требований настоящего Предписания.
Невыполнение законного предписания антимонопольного органа влечет наложение штрафа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Д.В.Васильев
Члены Комиссии: И.В. Бобров
Л.Б. Соколова