Решение №Р/05/1375 РЕШЕНИЕ по делу № 357-05-1139-А/15 от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17.12.2015 № Р/05/1375

Генеральному директору

ПАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

 

(ответчик)

 

Санкт-Петербург, 196211

(заявитель)

 

Лицам, располагающим сведениями:

 

Председателю Правления СНТ «Красноозерное»

 

Генеральному директору ОАО «Петербургская сбытовая компания»

 

ул. Михайлова, 11,

Санкт-Петербург, 195009

 

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается)

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 357-05-1139-А/15

 

                                                                                                                                                                                                                                                      г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -    15.12.2015

Дата изготовления решения в полном объеме          -     17.12.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

- заместителя руководителя Ленинградского

 УФАС России, председателя Комиссии;

                                         

- начальника отдела естественных монополий,

 члена Комиссии;

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителей:

ответчика - главного юрисконсульта отдела Департамента правового обеспечения Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (по доверенности),

заявителя – <…>(по доверенности), <…> (по доверенности),

заинтересованных лиц: в количестве 4 человек,

лиц, располагающих сведениями - , начальника отдела методологии и отчетности по правовой работе ОАО «Петербургская сбытовая компания» (по доверенности), Председателя СНТ «Красноозерное», <…> – представителя СНТ «Красноозерное» (по доверенности),

рассмотрев материалы дела № 357-05-1139-А/15, возбужденного приказом № 129 от 20.04.2015 Ленинградского УФАС России по признакам нарушения Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 357-05-1139-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Ленэнерго» послужило переданное из Правительства Ленинградской области (исх. № К-1682/15-1-0 от 11.02.2015) в Ленинградское УФАС России обращение гр. <…> (вх. № 1139 от 20.02.2015), направленное Президенту Российской Федерации (вх. № 123131 от 08.02.2015) с жалобой на нарушение Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ПАО «Ленэнерго», сетевая организация, ответчик) условий договора № ОД - ВЭС-10555-13/6575-Э-13 от 20.06.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения), выраженное в неприсоединение сетевой организацией энергопринимающих устройств объектов заявителя, расположенных по адресу: Ленинградская область,<…> к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» в сроки, установленные в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) и сроки, согласованные в Договоре присоединения.

По информации заявителя, срок выполнения ПАО «Ленэнерго» мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…> к электрическим сетям истек 20.06.2014.

В порядке, согласованном в Договоре присоединения,                                 гр. <…> выполнила обязательства по договору, в части мероприятий и оплаты стоимости технологического присоединения к электрическим сетям                          (118 944 рублей).

В срок, согласованный в Договоре присоединения, и срок, установленный в пункте 16 Правил присоединения ПАО «Ленэнерго» не выполнило мероприятия, указанные в пункте 10 технических условий, являющихся приложением к Договору присоединения, а также не осуществило технологическое присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. <…> к электрическим сетям.

Действия ПАО «Ленэнерго», выраженные в неприсоединении энергопринимающих устройств гр. <…> к электрическим сетям в сроки, указанные в пункте 16 Правил присоединения и согласованные в Договоре присоединения, что не позволяет потребителю получить услугу энергоснабжения, ущемляют интересы заявителя, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ПАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии.

На основании изложенного, в отношении ПАО «Ленэнерго» возбуждено дело № 357-05-1139-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В ходе рассмотрения дела № 357-05-1139-А/15 в Ленинградское УФАС России поступили заявления гр. <…> (договор № ОД-ВЭС-12307-11/14549-Э-11 от 25.04.2012), . <…> (договор № ОД-ВЭС-9016-11/2276-Э-11), . <…> (ОД-ВЭС-6000-12/8800-Э-12 от 25.04.2012), . <…> (договор № ОД-ВЭС-12310-11/14555-Э-11 от 25.04.2012), . <…>  (договор № ОД-ВЭС-6090-14/18798-Э-13 от), <…>  (договор № ОД-ВЭС-14003-11/18372-Э-11 от 23.04.2012), . <…> (договор № ОД-ВЭС-13136-11/23334-Э-11 от 24.04.2012), . <…> (договор № ОД-ВЭС-14000-11/27489-11 от 25.04.2012), . <…> (договор № ОД-ВЭС-999-11/17484-Э-11 от 25.04.2012) с жалобами на неприсоединение ПАО «Ленэнерго» энергопрнинимающих устройств объектов заявителей, расположенных по адресу: Ленинградская область, . <…> к электрическим сетям в сроки, согласованные Договорах присоединения и на нарушение пункта 16 Правил присоединения.

По заявлениям граждан возбуждено дело № 357-05-1139-А/15.

Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 357-05-1139-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Ленэнерго».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 47.1, частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее - Административный регламент) Комиссия привлекла к рассмотрению дела № 357-05-1139-А/15 в качестве заинтересованных лиц, выделив из дела № 1265-05-4964-А/14 (определение о выделении № О/05/263 от 30.04.2015).

По информации заявителя и заинтересованных лиц, ранее энергопринимающие устройства граждан были опосредованно подключены через сети Садоводческое некоммерческое товарищество «Красноозерное» (далее - СНТ «Красноозерное») к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго». Поставка электрической энергией потребителям: заявителю и заинтересованным лицам, осуществлялась гарантирующим поставщиком Открытым акционерным обществом «Петербургская сбытовая компания» (далее - ОАО «ПСК»).

В связи с ненадлежащим технологическим присоединение энергопринимающих устройств заявителя и заинтересованных лиц к электрическим сетям, владелец объектов электросетевого хозяйства (СНТ «Красноозерное»), через которые на энергопринимающие устройства граждан поступала электрическая энергия, произвел отключение объектов от электрической сети.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции и пунктом 3.99 Административного регламента Комиссия привлекла  ОАО «ПСК» и СНТ «Красноозерное» к участию в рассмотрении дела № 357-05-1139-А/15 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела (исх. № О/05/305 от 21.05.2015).

В Комиссию поступила информация о заключении гражданами с ПАО «Ленэнерго» дополнительных соглашений к Договорам присоединения.

В соответствии с условиями Дополнительных соглашений к Договорам присоединения срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов граждан продлен на 12 месяцев, со дня заключения дополнительных соглашений (до сентября 2016 года).

ПАО «Ленэнерго» информировало Комиссию и ОАО «ПСК»  о ненадлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств СНТ «Красноозерное» к электрическим сетям (исх. № ЛЭ/16-02/2077 от 23.11.2015).

         Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела  № 357-05-1139-А/15 оценила информацию ПАО «Ленэнерго», ОАО «ПСК», СНТ «Красноозерное», заявителя и заинтересованных лиц о возможности (невозможности) осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов граждан к электрическим сетям по временной схеме, до присоединения энергопринимающих устройств объектов заинтересованных лиц к электрическим сетям по постоянной схеме.

ПАО «Ленэнерго» не подтвердило Комиссии выполнение мероприятий, предусмотренных техническими условиями к Договору присоединения.

 

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела Комиссия пришла к следующим выводам:

ПАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественных монополий, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защиты конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Ленэнерго» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.

При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии (ОКВЭД 40.10.2), в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6057/09 от 8 сентября 2009 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК).

Согласно пункту 2 Правил присоединения, сетевая организация - это организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2013 № 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике), услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, по смыслу указанных норм, оказать услугу по технологическому присоединению обязана только единственная сетевая организация, куда обратился заявитель.

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

В связи с изложенным, на деятельность ПАО «Ленэнерго» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На момент вынесения решения, срок исполнения мероприятий   ПАО «Ленэнерго», предусмотренных техническими условиями к Договору присоединения, просрочен сетевой организацией на 18 месяцев, что является длящимся правонарушением.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «Ленэнерго» своими действиями (бездействием) нарушило нормативно установленные пунктом 16 Правил присоединения сроки осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя, расположенных по адресу: Ленинградская область, <…>, а также уклонилось от выполнения обязательств, предусмотренных Договором присоединения, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, тем самым нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Факт совершение ПАО «Ленэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям подтверждается заявлением в Ленинградское УФАС России, пояснениями ответчика по данному делу, а также материалами дела.

 

Принимая во внимание указанные обстоятельства и, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать действия (бездействие) со стороны ПАО «Ленэнерго», выразившееся в неприсоединении энергопринимающих устройств объекта гр. . <…> к электрическим сетям в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил присоединения и согласованные в Договоре присоединения, что не позволяет потребителю получить услугу энергоснабжения, ущемляет его интересы, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

     

  2. Выдать ПАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

  1. Материалы дела № 357-05-1139-А/15 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения в отношении ПАО «Ленэнерго» и должностных лиц сетевой организации дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

  2. Рекомендовать СНТ «Красноозерное» и ОАО «ПСК» заключить дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № 53339 от 01.05.2007 о включении в договор энергоснабжения субабонентов граждан: . <…> с целью временного снабжения потребителей электрической энергией, в случае подтверждения технологического присоединения энергопринимающих устройств граждан к электрическим сетям СНТ «Красноозерное».

 

Председатель Комиссии                                                     

 

Члены Комиссии:                                                                

Примечание.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны