Решение №Р/05/1379 РЕШЕНИЕ по делу № 1194-05-4241-А/15 от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

25.12.2015 № Р/05/1379

Генеральному директору

ПАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

Санкт-Петербург, 195067

(заявитель)

 

Санкт-Петербург, 193231

(заинтересованное лицо)

 

Председателю Правления

СНТ «Железнодорожник»

 

ул. Новолитовская, д.5, кв.147,

Санкт-Петербург, 194100

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1194-05-4241-А/15

 

                                                                                              г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -      21.12.2015

Дата изготовления решения в полном объеме          -       25.12.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

- заместителя руководителя управления,

председателя Комиссии;

   
 

- начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика, главного юрисконсульта отдела судебных споров и исполнения судебных решений Департамента правового обеспечения Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (по доверенности № 911-14 от 30. 12. 2015), представителей заинтересованного лица в лице Председателя СНТ «Железнодорожник» - (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), в отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев материалы дела № 1194-05-4241-А/15, возбужденного приказом № 297 от 10.09.2015 Ленинградского УФАС России по признакам нарушения ПАО «Ленэнерго» требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ленинградское УФАС России поступило на рассмотрение заявление гр. <…> (вх. № 4241 от 11.06.2015) с жалобой на нарушение Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ПАО «Ленэнерго», сетевая организация) требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) при исполнении договора об осуществлении технологического присоединения путем принуждения заявителя выполнить мероприятия, не предусмотренные техническими условиями (далее - ТУ) и пунктом 25(1) Правил присоединения.

По информации заявителя, между гр. <…> ПАО «Ленэнерго» заключен договор № ОД-ПрЭС-23832-13/35656-Э/13 от 16.04.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения) энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район.

В пункте 11.1. и 11,2. ТУ ПАО «Ленэнерго» потребовало от заявителя смонтировать энергопринимающее устройство (ЭПУ) в границах земельного участка не далее 25 метров от точки присоединения и предъявить к осмотру сетевой организации.

По результатам осмотра, представителем ПАО «Ленэнерго» составлен Акт № 1045 от 27.10.2014, в котором отражен результат осмотра электроустановки жилого дома с резолюцией: «Не соответствует установленным техническим требованиям для технологического присоединения по договору» в связи с выявленными следующими замечаниями:

  1.  Отсутствует вводный провод от ВЛИ-0,4кВ Л-2 от ТП2068 до ЩВУ заявителя на подставной опоре;
  2.  Отсутствуют прокалывающие зажимы;
  3.  Отсутствует ОПС;
  4.  Отсутствует повторное заземление вводного провода N до расчетного ПУ с возможностью опломбирования.

В соответствии с пунктом 84 Правил присоединения сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до узла учета (вводного устройства, вводного распределительного устройства, главного распределительного устройства).

Замечания, указанные ПАО «Ленэнерго» в акте осмотра (обследования) энергоустановки, к мероприятиям, выполняемым заявителем, не относятся, поскольку действия осуществляются после прибора учета.

Указанные замечания относятся к мероприятиям, выполняемым сетевой организацией при фактическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

Действия ПАО «Ленэнерго» при приемке в эксплуатацию энергопринимающих устройств гр. <…> не соответствуют пунктам 25(1) и 16 Правил присоединения, не выгодны заявителю, ущемляют его интересы и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

 

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ПАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

 

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ«О естественных монополиях» предусмотрено, что указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии.

На основании изложенных обстоятельств Ленинградским УФАС России возбуждено дело № 1194-05-4241-А/15 в отношении ПАО «Ленэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Одновременно, в Ленинградском УФАС России находилось заявление гр. <…>  (вх. № 4771 от 26.06.2015) с жалобой на навязывание ПАО «Ленэнерго» условий Договора присоединения № ОД-ГтЭС-15480-14/23401-Э-14 и условий ТУ, являющихся приложением № 1 к Договору присоединения, не предусмотренных Правилами присоединения.

ПАО «Ленэнерго» выдало заявителю проект Договора присоединения и Технические условия.

          Заявитель не соглашался с содержанием пункта 11.2 ТУ проекта Договора присоединения, а именно, что схему присоединения и порядок подключения необходимо согласовать с Гатчинским РЭС филиала ПАО «Ленэнерго» «ГтЭС».

          Вышеуказанное требование ПАО «Ленэнерго» нарушает положение п. п. е) пункта 18 Правил присоединения, согласно которых разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным ТУ, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (пункт 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, согласно пункту 154 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета.

 

          Требование ПАО «Ленэнерго» во ВРУ установить автоматический выключатель с номинальным током (ток установки) не более 25 А ущемляют интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 84 Правил присоединения сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до узла учета (включительно).

Следовательно, предложение ПАО «Ленэнерго» установить автоматический выключатель после узла учета, который не подлежит осмотру сетевой организацией, не соответствует положениям Правил присоединения.

 

          Заявитель трижды направлял в ПАО «Ленэнерго» мотивированные отказы от подписания проекта Договора присоединения с предложением об изменении пунктов 6 ТУ, пункта 11.2 ТУ и приведение его в соответствии с нормами Правил присоединения. Однако сетевая организация отказала заявителю в урегулировании не соответствующих действующему законодательству положений пункта 11.2, выданных Технических условий.

Действия ПАО «Ленэнерго», связанные с несогласованием условий проекта Договора присоединения, не соответствующих действующему законодательству, ущемляют интересы заявителя, являются для него невыгодными и содержат признаки навязывания.

 

Требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции накладывают запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

В связи с изложенным, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Ленинградское УФАС России выдало ПАО «Ленэнерго» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (исх. № Пд/05/78 от 07.07.2015).

ПАО «Ленэнерго» не исполнило требование предупреждения   № Пд/05/78 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании части 8 статьи 39-1, части 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции и в соответствии с пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 гр. <…> привлечена к рассмотрению дела № 1194-05-4241-А/15 в качестве заинтересованного лица (определение № О/05/562 от 10.09.2015).

 

В период рассмотрения дела № 1194-05-4241-А/15 в Ленинградское УФАС России поступили заявления СНТ «Железнодорожник» с жалобой на навязывание ПАО «Ленэнерго» размера платы за осуществление технологическое присоединение к электрическим сетям, рассчитанной не в соответствии с пунктом 17 Правил присоединения.

 

Ленинградское УФАС России выдало ПАО «Ленэнерго» Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № Пд/05/122 от 21.10.2015).

ПАО «Ленэнерго» не исполнив предупреждение № Пд/05/122, сообщило письмом от 13.11.2015 № ЛЭ/06-06/2258 в Ленинградское УФАС России (вх. № 8867 от 16.11.2015) о том, что проект Договора присоединения соответствует нормам Правил присоединения, а стоимость услуги по договору, рассчитана согласно ставкам платы, утвержденными Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Не исполнение сетевой организацией предупреждения № Пд/05/122 послужило основанием для привлечения СНТ «Железнодорожник» к рассмотрению дела № 1194-05-4241-А/15 в качестве заинтересованного лица (Определениями от 09.12.2015 № О/05/712), на основании части 8 статьи 39-1, части 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции.

 

ПАО «Ленэнерго» предоставило Комиссии по рассмотрению дела № 1194-05-4241-А/15 информацию, свидетельствующую об исполнении сетевой организацией требований предупреждения (исх. № ПД/05/78 от 07.07.2015. <…>) и устранении разногласий с гр. <…>, выявленных при приемке в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

Кроме того, представитель ответчика письменно сообщил (вх. № 8867 от 16.11.2015), что в связи с не направлением заявителем в срок, предусмотренный пунктом 15 Правил присоединения подписанного проекта Договора присоединения, либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная заявителем заявка аннулируется.

Исходя из вышеизложенного, по истечение 60дней со дня получения ПАО «Ленэнерго» от СНТ «Железнодорожник» заявки № 14-617 от 15.01.2014, в связи с истечением срока акцепта, вышеуказанная заявка аннулирована

Руководствуясь статьей 23, частями 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         Прекратить рассмотрение дела № 1194-05-4241-А/15, в связи с добровольным устранением ПАО «Ленэнерго» нарушения антимонопольного  законодательства и его последствий.

 

Примечание.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны