Решение №Р/05/1380 РЕШЕНИЕ по делу № 810-05-3395-А/15 от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

25.12.2015 № Р/05/1380

Генеральному директору

ПАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

<…>

Санкт-Петербург, 191119

 (заинтересованное лицо)

<…>

Санкт-Петербург, 198504

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 810-05-3395-А/15

 

                                                                                              г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -   21.12.2015

Дата изготовления решения в полном объеме          -    25.12.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

         - заместителя руководителя управления,

председателя Комиссии;

   
 

- начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика -<…>, главного юрисконсульта отдела судебных споров и исполнения судебных решений Департамента правового обеспечения ПАО «Ленэнерго» (по доверенности № 911-14 от 30.12.2014), в присутствии заявителя гр. <…>, в отсутствии гр. <…> (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев материалы дела № 810-05-3395-А/15, возбужденного по признакам нарушения Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ПАО «Ленэнерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 810-05-3395-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Ленэнерго» послужило поступившее в Ленинградское УФАС России заявления гр. <…> с жалобой на неосуществление ПАО «Ленэнерго» (сетевая организация, Ответчик, Общество) технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, к электрическим сетям в сроки, установленные в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) и сроки, согласованные договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

По информации заявителя, между гр.  <…> и ПАО «Ленэнерго» заключен договор № ОД-ГтЭС-2071-13/1639-Э-13 от 25.02.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения).

Плата за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям составляет сумму 198 240 -00 рублей.

Заявитель оплатил по условиям Договора присоединения сетевой организации сумму, предусмотренную Договором присоединения.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» в Договоре присоединения указан 1 (один) год,  со дня заключения договора, что соответствует нормам Правил присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличии или отсутствии технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Таким образом, ПАО «Ленэнерго» обязано было выполнить присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям в срок до 25.02.2014.

В срок, предусмотренный Правилами присоединения и согласованный Договором присоединения, а также на момент подачи гр. <…> жалобы в Ленинградское УФАС России (12.10.2015), ПАО «Ленэнерго» не осуществило технологическое присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям.

Заявитель считает, что бездействие ПАО «Ленэнерго», выраженное в неприсоединении энергопринимающих устройств объекта к электрическим сетям в сроки, указанные в пункте 16 Правил присоединения, не позволяет получить услугу энергоснабжения, ущемляет его интересы, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В период рассмотрения дела № 810-05-3395-А/15 в Ленинградское УФАС России поступило заявление гр. <…> с жалобой на нарушение ПАО «Ленэнерго» пункта 16 Правил присоединения при исполнении договора № ОД-ГтЭС-1564-11/23927-Э-10 от 14.03.2011.

На основании части 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 гр. <…>  привлечен к рассмотрению дела № 810-05-3395-А/15 в качестве заинтересованного лица (Определение от 26.11.2015 № О/05/702) к рассмотрению дела № 810-05-3395-А/15.

Объект присоединения расположен по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район.

 

Изучив материалы дела, выслушав объяснения ПАО «Ленэнерго» и лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

ПАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественных монополий, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защиты конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Ленэнерго» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.

При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии (ОКВЭД 40.10.2), в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6057/09 от 8 сентября 2009 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК).

Согласно пункту 2 Правил присоединения, сетевая организация - это организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2013 № 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике), услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил присоединения, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, по смыслу указанных норм, оказать услугу по технологическому присоединению обязана только единственная сетевая организация, куда обратился заявитель.

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

В связи с изложенным, на деятельность ПАО «Ленэнерго» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из представленных материалов Комиссии лицами, участвующими в рассмотрении дела следует, что Договор присоединения заключен гр. <…> 14.03.2011 со сроком исполнения 12 месяцев, который истек.

Энергопринимающие устройства объекта гр. <…> расположены в муниципальном образовании Оржицкое сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области, и находятся в зоне деятельности филиала ПАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети».

ПАО «Ленэнерго» нарушило сроки присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. <…> к электрическим сетям на 3 года 9 месяцев, на момент вынесения решения.

Подпунктом «б» пункта 16 Правил присоединения определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев или 12 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил присоединения, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как отмечалось Выше, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более срока, указанного в пункте 5 Договора присоединения.

Подпунктом «и» пункта 7 Правил присоединения установлено, что процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, помимо всего, включает в себя выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

Пунктом 16.3 Правил присоединения определено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства объекта заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обстоятельства (в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства объекта заявителя.

По условиям абз. 2 пункта 6 Договора присоединения технологическое присоединения энергопринимающих устройств сетевой организацией осуществляется после выполнения заявителем технических условий (приложение к Договору присоединения, далее - ТУ), которые согласно пункту 11.1 не могут быть выполнены ранее выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ПАО «Ленэнерго» (пункт 10 ТУ).

Кроме того, в обязательства заявителей, согласно условиям Договоров присоединения, входила оплата расходов на технологическое присоединение, в размере, определенном приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Гр. <…> и гр. <…> выполнили в сроки, установленные ПАО «Ленэнерго», условия Договоров присоединения, в части платы за технологическое присоединение, перечислив на расчетный счет Ответчика суммы денежных средств, в полном объеме.

Однако ПАО «Ленэнерго», имея в наличии денежные средства заявителей, предназначенные для проведения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в сроки, предусмотренные Правилами присоединения и сроки, согласованные в Договорах присоединения, не осуществило технологическое присоединение объектов гр. <…> и гр. <…> к электрически сетям.

ПАО «Ленэнерго» не предоставило Комиссии информацию о перечислении денежных средств подрядным организациям за выполненные объемы работ, в соответствии с заключенными договорами, в оправдание своего бездействия, что свидетельствует о невыполнении обязательств перед гр. <…> и гр. <…>.

ПАО «Ленэнерго» не предоставило Комиссии Дополнительные соглашения к Договорам присоединения, в соответствии с которыми сроки выполнения мероприятий со стороны ПАО «Ленэнерго» могли быть продлены.

Таким образом, ПАО «Ленэнерго» нарушив нормативно установленные пунктом 16 Правил присоединения сроки осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя, расположенных по адресу: муниципальное образование Оржицкое сельское поселение, Ломоносовский район, Ленинградская область, а также уклонившись от выполнения обязательств в сроки, предусмотренные Договором присоединения, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, тем самым нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Факт совершение ПАО «Ленэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов гр. <…> и гр. <…> к электрическим сетям подтверждается заявлениями в Ленинградское УФАС России, пояснениями ответчика по данному делу, а также материалами дела.

 

Принимая во внимание указанные обстоятельства и, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции неприсоединение энергопринимающих устройств объектов гр. <…> и гр. <…> к электрическим сетям в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил присоединения и сроки, согласованные в Договорах присоединения, что не позволяет потребителям получить услугу энергоснабжения, ущемляет их интересы.

 

  1. Выдать ПАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

  1. Материалы дела № 810-05-3395-А/15 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения в отношении ПАО «Ленэнерго» и должностных лиц сетевой организации дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                     

 

Члены Комиссии:                                                                

 

                                                                                             

 

Примечание.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны