Решение №Р/05/1382 РЕШЕНИЕ по делу № 1043-05-4575-А/15 от 11 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28.12.2015 № Р/05/1382

Руководителю

ПАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

Председателю Правления

ДНП «Щеглово-2»

 

<…>

 

Октябрьская наб., д.6, литер В,

Санкт-Петербург, 193091

 (заявитель)

 

Заместителю председателя

Правления СНТ «САБУР»

 

<…>

 

Санкт-Петербург, 194358

(заинтересованное лицо)

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1043-05-4575-А/15

 

                                                                                              г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -   21.12.2015

Дата изготовления решения в полном объеме         - 28.12.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 - заместителя руководителя управления,

председателя Комиссии;

   
 

- начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика – главного юрисконсульта отдела судебных споров и исполнения судебных решений Департамента правового обеспечения ПАО «Ленэнерго» (по доверенности

№ 911-14 от 30.12.2014), заявитель и заинтересованное лицо (уведомлены надлежащим образом), на заседание Комиссии не явились.

рассмотрев материалы дела № 1043-05-4575-А/15, возбужденного приказом № 271 от 17.08.2015 Ленинградского УФАС России по признакам нарушения Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 1043-05-4575-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Ленэнерго» послужило поступившее в Ленинградское УФАС России заявление Дачного некоммерческого партнерства «Щеглово-2» ИНН 4703101514 КПП 470301001 (далее - ДНП «Щеглово-2»), с жалобой на неприсоединение энергопринимающих устройств объектов заявителя к электрически сетям Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ПАО «Ленэнерго», сетевая организация, ответчик) в сроки, указанные в договоре № ОД-ПрЭС-11-10505/5720-Э/11 от 15.09.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения), и сроки, предусмотренные в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения).

По информации заявителя, срок выполнения ПАО «Ленэнерго» мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ДНП «Щеглово-2» истек 15.09.2012.

В порядке, согласованном в Договоре присоединения, ДНП «Щеглово-2» выполнило обязательства по договору, в части мероприятий и оплаты стоимости технологического присоединения к электрическим сетям (4 908 800 рублей).

В срок, согласованный в Договоре присоединения, и срок, установленный в пункте 16 Правил присоединения ПАО «Ленэнерго» не выполнила мероприятия, указанные в пункте 10 технических условий, а также не осуществило технологическое присоединения энергопринимающих устройств объектов ДНП «Щеглово-2» к электрическим сетям.

Действие ПАО «Ленэнерго», выраженное в неприсоединении энергопринимающих устройств ДНП «Щеглово-2» к электрическим сетям в сроки, установленные в пункте 16 Правил присоединения и сроки, согласованные в Договоре присоединения, что не позволяет потребителю получить услугу энергоснабжения, ущемляет его интересы, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ПАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного, в отношении ПАО «Ленэнерго» было возбуждено дело № 1043-05-4575-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В Ленинградское УФАС России поступило (вх. 5885 от 04.08.2015) на рассмотрении заявление Садоводческого некоммерческого товарищества «Сабур» (далее - СНТ «Сабур»), с жалобой на неосуществление  ПАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу Ленинградская область, Выборгский район, Первомайское СП, СНТ «Сабур», массив № 3 Воронцово к электрическим сетям в сроки, установленные пунктом 16 Правил присоединения и сроки, согласованные в договоре № ОД-1134-13/15111-Э-12 от 01.04.2013.

Обстоятельства указанного заявления схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией Ленинградского УФАС России дела № 1043-05-4575-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, СНТ «Сабур» определением № О/05/7137 от 09.12.2015 привлечено к участию в рассмотрении дела № 1043-05-4575-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства, в качестве заинтересованного лица.

 

В ходе рассмотрения дела на заседаниях Комиссии установлены следующие обстоятельства.

         ДНП «Щеглово-2» подало заявку на присоединение электроустановок к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» (вх. № 11-5720 от 15.03.2011).

Между ДНП «Щеглово-2» и ПАО «Ленэнерго» заключен Договор присоединения со сроком исполнения мероприятий по технологическому присоединению 12 месяцев со дня заключения договора.

         По информации заявителя, ДНП «Щеглово-2» выполнило условия Договора присоединения, оплатило сумму указанную договоре в оговоренные договором сроки, выполнило мероприятия, предусмотренные  техническими условиями и, 03.06.2014 исх. № 16/06 уведомило сетевую организацию, в то время как сетевая организация не выполнила взятые на себя обязательства, не выполнила мероприятия, предусмотренные техническими условиями (приложение 1 к Договору присоединения), не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов заявителя к электрическим сетям.

         В подтверждение отсутствия бездействия, в период с момента заключения Договора присоединения, до момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ответчик предоставил информацию (вх. № 5199 от 10.07.2015), в которой указал наличие заключенных договоров подряда на выполнение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств                    ДНП «Щеглово-2», а также объяснил причины нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям объектов заявителя отсутствием финансирования работ.

         В ходе рассмотрения Комиссией Ленинградского УФАС России дела  № 1043-05-4575-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства между ПАО «Ленэнерго» и ДНП «Щеглово-2» было 29.09.2015 подписано Дополнительное соглашение к Договору присоединения, в соответствии с которым, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации продлен на 1 (один) год, со дня заключения Дополнительного соглашения, до 29.09.2016.

По вопросу нарушения пункта 16 Правил присоединения при исполнении договора № ОД-1134-13/15111-Э-12 от 01.04.2013 ПАО «Ленэнерго» сообщило (вх. № 7565 от 30.09.2015): «Срок исполнения обязательств со стороны ПАО «Ленэнерго» по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ «Сабур» - 01.04.2014. Объем работ для осуществления технологического присоединения объекта СНТ «Сабур» к электрическим сетям внесен в проект Адресной инвестиционной программы сетевой организации на 2015 год с переходом в проект Адресной инвестиционной программы на 2016 год.

         В настоящее время ведутся работы по формированию комплекта конкурсной документации для проведения торгово-закупочной процедуры по выбору подрядной организации для выполнения работ по присоединению энергопринимающих устройств СНТ «Сабур» к электрическим сетям».

        

         Рассмотрев предоставленные материалы, заслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защиты конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Ленэнерго» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.

При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии (ОКВЭД 40.10.2), в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6057/09 от 8 сентября 2009 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК).

Согласно пункту 2 Правил присоединения, сетевая организация - это организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике), услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, по смыслу указанных норм, оказать услугу по технологическому присоединению обязана только единственная сетевая организация, куда обратился заявитель.

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

В связи с изложенным, на деятельность ПАО «Ленэнерго» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На момент вынесения решения, срок исполнения мероприятий   ПАО «Ленэнерго», предусмотренных техническими условиями к Договору присоединения № ОД-1134-13/15111-Э-12 от 01.04.2013, просрочен сетевой организацией на 1 (один) год, 8 (восемь) месяцев и 25 дней, что является длящимся правонарушением.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «Ленэнерго» своими действиями (бездействием) нарушило нормативно установленные пунктом 16 Правил присоединения сроки осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя, и заинтересованных лиц, а также уклонилось от выполнения обязательств, предусмотренных Договорами присоединения, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, тем самым нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Факт совершение ПАО «Ленэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта СНТ «Сабур» к электрическим сетям подтверждается заявлением в Ленинградское УФАС России (вх. № 5885 отт04.08.2015), письменными и устными пояснениями ответчика по данному делу, а также материалами дела № 1043-05-4575-А/15.

На момент вынесения решения ПАО «Ленэнерго» не осуществило действия, направленные на устранения нарушенных требований антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Принимая во внимание указанные обстоятельства и, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1.  Прекратить рассмотрение дела № 1043-05-4575-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Ленэнерго» по заявлению ДНП «Щеглово-2».
  2.  Признать бездействие со стороны ПАО «Ленэнерго», выразившееся в неприсоединении энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил присоединения и согласованные в Договоре присоединения, что не позволяет потребителям СНТ «Сабур» получить услугу энергоснабжения в необходимом объеме, ущемляет интересы граждан, энергопринимающие устройства которых расположены в пределах границ СНТ «Сабур», нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

  1.  Выдать ПАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  1.  Материалы дела № 1043-05-4575-А/15 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждения в отношении ПАО «Ленэнерго» и должностных лиц сетевой организации дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                            

 

 

Члены Комиссии:                                                       

 

                                                                                    

Примечание. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны