Решение б/н РЕШЕНИЕ от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

04 октября 2019 года                                                                                              г. Липецк     

Резолютивная часть решения объявлена: 23 сентября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено: 04 октября 2019 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

Члены комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области.

в присутствии:

от администрации города Липецк – председатель департамента транспорта администрации города Липецка (доверенность от 09.07.2019),

представитель от заинтересованного лица не явился, уведомлен надлежащим образом.

рассмотрев дело № 048/01/15-139/2019 по признакам нарушения администрации города Липецка (ИНН 4826001213, ОГРН 1024800834464, 398600, г. Липецк, улица Советская, д. 5) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

16.11.2018 Липецким УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с наличием в действиях администрации города Липецка признаков нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся:

- в заключении договора безвозмездного пользования имуществом без проведения конкурентных процедур, было выдано предупреждение № 24-А-18 о необходимости совершения действий, направленных на определение получателя 21 единиц автобусов марки «ЛиАЗ», закупленных по договору лизинга за счет средств бюджета города Липецка в 2017 году в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства,

- в не проведение отбора перевозчиков в связи с установлением новых автобусных муниципальных маршрутов регулярных перевозок было выдано предупреждение № 25-А-18 о необходимости совершения действий, направленных на проведение отбора перевозчиков в связи с установлением новых автобусных муниципальных маршрутов регулярных перевозок взамен троллейбусных,

           в срок до 26.12.2018 года.

В связи с неисполнением администрацией города Липецка предупреждения № 24-А-18 Липецким УФАС России на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции приказом от 08.04.2019 № 175 возбуждено дело № 048/01/15-139/2019 по признакам нарушения администрацией города Липецк части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.04.2019 о назначении дела № 048/01/15-139/2019 к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 08.05.2019.

Определением от 08.05.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019  о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.06.2019.

В соответствии со статьей 46 ФЗ «О защите конкуренции» 04.06.2019 Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании комиссии до 10.06.2019.

Определением от 10.06.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019  о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 18.06.2019.

Определением от 18.06.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019  о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 09.07.2019.

Определением от 08.07.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019  о нарушении антимонопольного законодательства было продлено до 08.12.2019.

В связи с неисполнением администрацией города Липецк предупреждения № 25-А-18 Липецким УФАС России на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции приказом от 04.07.2019 № 322 возбуждено дело № 048/01/15-436/2019 по признакам нарушения администрацией города Липецка части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 04.07.2019 о назначении дела № 048/01/15-436/2019 к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 09.07.2019.

Определением от 09.07.2019 объедены дела № 048/01/15-139/2019 и № 048/01/15-436/2019 в одно производство № 048/01/15-139/2019.

Определением от 09.07.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 05.08.2019.

Определением от 05.08.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019  о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 06.09.2019.

06.09.2019 на заседании комиссии управления оглашено заключение об обстоятельствах дела № 048/01/15-139/2019.

Определением от 06.09.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-139/2019 было отложено на 23.09.2019.

В результате анализа информации и документов, представленных по запросам, иных материалов антимонопольного дела № 048/01/15-139/2019, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

1. В рамках рассмотрения дела № 048/01/15-437/2019, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции на рынке оказания услуг регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам на территории города Липецка. Аналитический отчет приобщен к материалам дела. 

По результатам исследования состояния конкурентной среды на товарном рынке было установлено:

  1. временной интервал исследования определен с 25.10.2015 по настоящее время,
  2. продуктовыми границами товарного рынка является регулярные автобусные перевозки по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам,
  3. географическими границами товарного рынка являются административные границы города Липецка,
  4. на рынке оказания услуг регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как города Липецка, так и хозяйствующих субъектов других городов (районов), то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов. Наличие конкуренции на товарном рынке установлено исходя из содержания реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Липецка (в части хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки по данным маршрутам), а также информации Липецстата, согласно которой на территории региона по состоянию на 01.01.2018 действуют 134 хозяйствующих субъекта (51 хозяйствующих субъектов, в том числе 39 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД-2: 49.3; 27 хозяйствующих субъектов, в том числе 8 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД-2: 49.31; 10 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД-2: 49.31.1; 34 хозяйствующих субъектов, в том числе 17 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД-2: 49.31.21; 12 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД-2: 49.31.2). Кроме того, с учетом единого экономического пространства на территории Российской Федерации потенциальными участниками рынка являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, в частности на территории Рязанской области аналогичный вид деятельности осуществляют 152 хозяйствующих субъект, Воронежской области - 460 хозяйствующих субъектов.

2. В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства у администрации города Липецка была истребована информация и копии документов.

Из ответа департамента транспорта администрации города Липецка (вх. №5369 от 10.09.2018) следовало, что в июне 2017 года департаментом был заключен муниципальный контракт на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автобусов с ПАО «Саровбизнесбанк» (извещение о проведении торгов на право заключения муниципального контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автобусов, реестровый номер (извещение) №0146300030217000102), цена контракта – 154 882,5 тыс. рублей. Срок уплаты платежей 3 года.

Согласно п. 2.8 контракта 21 единица автобусов ЛИАЗ 429260 (далее также – движимое имущество) учитывается на балансе лизингодателя в течение всего срока действия контракта. П. 7.1 контракта определяет, что право собственности на указанное имущество принадлежит лизингодателю в течение всего срока действия контракта, имущество переходит в собственность лизингополучателя при условии выполнения им всех финансовых обязательств (п. 4.13).

Поскольку данное имущество не является муниципальной собственностью требования статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» в части проведения торгов на право пользования имуществом, по мнению департамента, не распространяется.

Решением Липецкого городского Совета депутатов от 20.12.2016 N 329 утверждено положение о департаменте транспорта администрации города Липецка, в силу п. 25 которого департамент осуществляет функции получателя и главного распорядителя средств бюджета города, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Департамента и подведомственных предприятий и учреждений.

В целях обеспечения транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом с учетом изложенного выше 27.06.2017 между департаментом и подведомственным предприятием – МУП «Липецкий пассажирский транспорт» был заключен договор безвозмездного пользования указанным имуществом.

При этом в проекте контракта и аукционной документации была предусмотрена возможность передачи в пользование указанных автобусов в МУП «Липецкий пассажирский транспорт», акцептировав которую участием в торгах и подписанием контракта собственник имущества выразил согласие арендодателя на передачу арендатором имущества третьему лицу, что соответствует положениям части 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Липецким УФАС России у публичного акционерного общества «САРОВБИЗНЕСБАНК» была истребована информация.

Из ответа, полученного от публичного акционерного общества «САРОВБИЗНЕСБАНК», следовало, что наличие в проекте контракта условия о возможности передачи предмета лизинга в пользование МУП «Липецкий пассажирский транспорт» не являлось для общества значимым, так как всю ответственность перед лизингодателем по контракту несет лизингополучатель. При этом у участника аукциона отсутствовали правовые основания для изменения условий, предлагаемого к заключению контракта, в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Относительно возможности предоставления согласия на передачу предмета лизинга иному пользователю банк сообщил, что указанное решение будет приниматься коллегиальным органом – кредитным советом, в том числе с учетом наличия у потенциального пользователя технических и материальных ресурсов для надлежащего содержания, эксплуатации и сохранности автотранспортных средств.

3. Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) совершать действия, принимать акты, которые приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в частности пунктом 7 данной нормы прямо запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Пункт 20 статьи 4 указанного закона определяет, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статья 128 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) определяет объекты гражданских прав к которым относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Безвозмездное пользование движимым имуществом является ограниченным вещным правомочием.

Рынок регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам является конкурентным, представлен наряду с муниципальным предприятием рядом хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальными предпринимателями, сведения о которых включены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, ведение которого отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.

Заключение 27.06.2017 договора безвозмездного пользования движимым имуществом между департаментом и МУП «Липецкий пассажирский транспорт» содержало признаки нарушения запретов, установленных в п.7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения в порядке статьи 39.1 Закона и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с чем органу местного самоуправления было выдано предупреждение № 24-А-18 о необходимости совершения действий, направленных на определение получателя 21 единиц автобусов марки «ЛиАЗ», закупленных по договору лизинга за счет средств бюджета города Липецка в 2017 году в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, в срок до 26.12.2018.

26.12.2018 года в Липецкое УФАС России поступило ходатайство от департамента транспорта администрации города Липецк о продлении срока исполнения предупреждения № 24-А-18. С учетом поданного ходатайства срок исполнения предупреждение был продлен до 22.03.2014 года.

Информации об исполнении предупреждения № 24-А-18 от администрации города Липецк в Липецкое УФАС России не поступало в срок с учетом продления.

4. В силу пункта 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30, состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют только два обстоятельства в совокупности: действия (бездействие), акт приводит или может привести к ограничению конкуренции и такие действие (бездействие), акт не соответствуют конкретной норме федерального закона.

В силу правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Государственная или муниципальная преференция может быть предоставлена только в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и только с согласия антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

Доказательств соблюдения процедуры предоставления муниципальной преференции в виде передачи права пользования движимым имуществом МУП «Липецкпассажиртранс» в рамках рассмотрения дела комиссией управления не установлено.

5. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что департамент транспорта администрации города Липецка обратился в ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК» с уведомлением о намерении досрочного выкупа имущества в апреле по муниципальному контракту № Ф.2017.194558 от 02.06.2017 г. на оказание услуг финансовой аренды (лизинг) автобусов, однако общество, сославшись на решение уполномоченного органа банка, определило стоимость досрочного выкупа в размере текущей задолженности органа местного самоуправления. Таким образом, досрочное погашение обязательств по муниципальному контракту без изменения размера лизинговых платежей приведет к нарушению бюджетного законодательства, а именно, – к получению лизингодателем вознаграждения в размере процентных расходов без фактического предоставления данной услуги.

Определение конечного пользователя (получателя) имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, по мнению органа местного самоуправления, возможно по окончанию срока действия контракта и перехода права собственности на указанное имущество.

Однако избранный органом местного самоуправления способ прекращения предоставления преференции путем досрочного прекращения обязательств по договору услуги финансовой аренды (лизинга), с учетом положения пункта 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции, не является единственным возможным.

Действия департамента транспорта администрации города Липецк по предоставлению преференции предприятию могут привести к возможному сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что в силу п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» является одним из признаков ограничения конкуренции.

           Таким образом, с учетом изложенного, комиссия управления приходит к выводу, что органом местного самоуправления нарушено требование пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", содержащего запрет на предоставление преференции хозяйствующему субъекту в нарушение требований, установленных главой 5 закона, выразившееся в передаче в безвозмездное пользование 21 единиц автобусов ЛИАЗ 429260, являющихся предметом договора лизинга за счет средств бюджета города Липецка.

 

6.  В представленных Липецким городским Советом депутатов материалах заявлена цель передачи 21 единиц автобусов марки «ЛиАЗ», закупленных по договору лизинга за счет средств бюджета города Липецка в 2017 году, - замещение троллейбусного парка перевозчика (обращение администрации города Липецка от 27.08.2018 №2227-01-12).

У администрации города Липецка были истребованы пояснения о порядке замещения троллейбусного парка со ссылками на положения Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об организации перевозок, №220-ФЗ), с указанием информации: об увеличении количества автобусных маршрутов регулярных перевозок в связи с таким замещением; соблюдения порядков установления маршрутов и отбора перевозчика.

Из ответа департамента транспорта администрации города Липецка следовало, что МУП «Липецкий пассажирский транспорт» обслуживает муниципальные маршруты регулярных перевозок №1, 2, 7, 9, 12 в рамках договора на выполнение социально-значимых перевозок от 30.12.2011 №76 в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об организации перевозок.

Для перевозки пассажиров по указанным маршрутам используются автобусы, что соответствует реестру муниципальных маршрутов города Липецка. Ранее до 15.08.2017 перевозки на данных маршрутах осуществлялись троллейбусами.  Изменение вида транспортных средств с троллейбуса на автобус произошло на основании обращения перевозчика и внесения изменений департаментом в реестр. При этом, по мнению департамента, изменение вида транспортных средств относится к изменению маршрута, но не является установлением нового маршрута, что исключает необходимость проведения отбора перевозчика.

           7. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом об организации  перевозок.

Понятие "маршрут регулярных перевозок", как отмечено в части 2 статьи 2 Закона об организации перевозок, используется в значении, указанном в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта).

Пунктом 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта определено, что под "маршрутом регулярных перевозок" понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа в силу части 1 статьи 11 Закон об организации перевозок устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок – законами или иными правовыми актами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 12 №220-ФЗ).

В соответствии ст. 14 №220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 25 №220-ФЗ определяет полномочия по ведению реестра маршрутов регулярных перевозок - ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 26 Закона об организации перевозок в реестр маршрутов регулярных перевозок включается ряд сведений, в том числе:

9) характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Вместе с тем, из буквального толкования пункта 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта следует, что изменение маршрута регулярных перевозок есть изменение пути следования транспортных средств, но не вида транспортных средств, указанных в реестре маршрутов регулярных перевозок.

В силу пункта 23 статьи 50 Устава города Липецк предусмотрено, что администрация создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах города, в том числе утверждает маршруты и графики движения пассажирского транспорта общего пользования, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности.

Структурным подразделением администрации города Липецк, к компетенции которого относится вопрос организации транспортного обслуживания населения города Липецк, является департамент транспорта администрации города Липецка, который осуществляет свои полномочия в соответствии с положением «О департаменте транспорта администрации города Липецк», утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 20 декабря 2016 г. № 329. В соответствии с положением департамент транспорта администрации города Липецка наделён функциями:

- установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа город Липецк;

 -  ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок и размещения сведений, внесенных в данный реестр, на официальном сайте в сети Интернет.

Порядок ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Липецка (далее – Порядок) утвержден постановлением администрации города Липецк от 24.11.2017 № 2324, согласно которому введение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом города Липецк осуществляется департаментом транспорта города Липецк, путем включения или исключения из него сведений о муниципальных маршрутах регулярных перевозок, а так же путем внесения изменений в содержащиеся в реестре сведений. При этом решение о включении в реестр сведений о маршрутах, исключении из реестра сведений о маршрутах или внесении изменений в содержащемся в реестре сведений оформляется распоряжением департамента транспорта.

Муниципальный правовой акт, определяющий порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с частью 1 статьи 12 220-ФЗ, на территории города Липецка не принят.

8. Из распоряжения департамента транспорта администрации города Липецка от 31.07.2017 №63-р «Об изменении в работе муниципальных маршрутов регулярных перевозок №1,2,7,9,12» не следует, что внесенные изменения в перечисленные маршруты касались пути следования транспортных средств. Напротив, из представленных департаментом в ответе от 05.10.2018 №688-01-11 копий паспортов муниципальных маршрутов регулярных перевозок №1,2,7,9,12, следует, что паспорта датированы 2017 годом, при этом листы 4 паспортов «Путь следования» не содержат сведений об изменениях, внесенных ранее 28.12.2017.

Таким образом, изменение вида транспортных средств в реестре маршрутов не является изменением действующего маршрута (пути следования), так как органом местного самоуправления фактически устанавливается новый автобусный маршрут регулярных перевозок.

Кроме того, изменение вида транспортных средств после проведения органом местного самоуправления отбора перевозчика на право осуществления перевозок фактически приводит к изменению предмета отбора и может привести к ущемлению интересов потенциальных участников такого отбора, опирающихся на требование о необходимости наличия определенного вида транспортных средств.

Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) совершать действия, принимать акты, которые приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в частности пунктом 7 данной нормы прямо запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

 Передача права обслуживания указанных маршрутов перевозчику при изложенных обстоятельствах без проведения конкурентных процедур содержала признаки нарушения запретов, установленных в п.7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения в порядке статьи 39.1 Закона и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с чем органу местного самоуправления было выдано предупреждение №25-А-18 о необходимости прекращения указанных действий, путем проведения конкурентных процедур на право обслуживать муниципальные маршруты регулярных перевозок №1, 2, 7, 9, 12.

26.12.2018 года в Липецкое УФАС России поступило ходатайство от департамента транспорта администрации города Липецка о продлении срока исполнения предупреждения № 25-А-18. С учетом поданного ходатайства срок исполнения предупреждение был продлен до 26.04.2019 года

29.04.2019 года в Липецкое УФАС России поступило ходатайство от департамента транспорта администрации города Липецка о продлении срока исполнения предупреждения № 25-А-18. С учетом поданного ходатайства срок исполнения предупреждение был продлен до 01.07.2019 года.

           01.07.2019 от департамента транспорта администрации города Липецка поступило ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения №25-А-18 до 01.07.2020. Ходатайство мотивировано недостаточностью средств в бюджете города Липецка на реализацию мероприятий, направленных на выполнение работ (услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам. При этом орган местного самоуправления, указывая на дефицитность бюджета, сослался на наличие возможности запроса необходимых лимитов денежных средств при формировании бюджета города на следующий год. Доказательств невозможности запроса необходимых лимитов денежных средств в текущем финансовом году при наличии в бюджете округа субсидий на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с осуществлением перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, органом местного самоуправления не представлено, равно как и доказательств реализации бюджетных полномочий, направленных на изменение лимитов текущего финансового года и формирование лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год. Данное ходатайство оставлено антимонопольным органом без удовлетворения.

9. В силу пункта 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30, состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют только два обстоятельства в совокупности: действия (бездействие), акт приводит или может привести к ограничению конкуренции и такие действие (бездействие), акт не соответствуют конкретной норме федерального закона.

В силу правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением установленных законом случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является непроведение торгов в тех случаях, когда их проведение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Действия департамента транспорта администрации города Липецк по нарушению установленного Законом об организации перевозок порядка передачи права обслуживания вышеуказанных маршрутов движения на территории города Липецка может привести к возможному сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что в силу п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» является одним из признаков ограничения конкуренции.

Ограничение конкуренции выразилось в ущемлении прав и интересов потенциальных участников рынка, которые также могли претендовать на получения права заниматься перевозками по маршрутам регулярных перевозок №1,2,7,9,12, что исключило соперничество хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок в городе Липецк.

   Таким образом, с учетом изложенного, комиссия управления приходит к выводу, что органом местного самоуправления нарушено требование части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в бездействии - в не проведении отбора перевозчика в связи с установлением муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе нарушен пункт 7 указанной нормы, выразившееся в предоставлении преимущества МУП «Липецкий пассажирский транспорт» в нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции».

На заключение об обстоятельствах дела № 048/01/15-139/2019 от органа местного самоуправления поступили возражения от 23.09.2019 №759-01-11, согласно которым движимое имущество (21 автобус ЛИАЗ) постановлением администрации города Липецка № 1222 от 01.07.2019 закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Липецкпассажиртранс». Кроме того, департаментом, со ссылками на положения части 2 статьи 12 Закона об организации перевозок, указано на отсутствие установления новых маршрутов в связи с замещением троллейбусного движения автобусным.

    Данной нормой закона предусмотрено следующее: муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), как элемент содержания реестровой записи маршрута, поименованы в пункте 9 части 1 указанной нормы, то есть соотносятся как с изменением, так и установлением маршрута регулярных перевозок.

Кроме того, изменение вида транспортных средств, с учетом обязанности органа местного самоуправления соблюдения порядка, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для заключения муниципального контракта на право осуществления указанных перевозок, противоречит части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в силу которой изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.

 Таким образом, органом местного самоуправления пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, не представлено.

9. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

   В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

 Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

  Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Применяя данные правовые нормы в совокупности, в связи с тем, что органом местного самоуправления нарушение антимонопольного законодательства в части не проведении отбора перевозчика в связи с установлением муниципальных маршрутов регулярных перевозок и предоставлении преимущества МУП «Липецкий пассажирский транспорт» в виде права их обслуживания в нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции» не прекращено, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

Проанализировав все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации города Липецк (ИНН 4826001213, ОГРН 1024800834464, 398600, г. Липецк, улица Советская, д. 5), выразившегося в предоставлении преференции МУП «Липецкпассажиртранс» путем заключения договора от 27.06.2017 безвозмездного пользования имуществом - 21 единиц автобусов марки «ЛиАЗ», закупленных по договору лизинга.
  2. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в бездействии администрации города Липецк (ИНН 4826001213, ОГРН 1024800834464, 398600, г. Липецк, улица Советская, д. 5), выразившегося в не проведении отбора перевозчика в связи с установлением муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 1, 2, 7, 9, 12, а также факт нарушения пункта 7 части 1 указанной статьи закона, выразившегося в предоставлении муниципальной преференции МУП «Липецкий пассажирский транспорт» в виде права осуществления перевозок по указанным муниципальным маршрутам регулярных перевозок в нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции».
  3. В ходе рассмотрения дела оснований, предусмотренных статьёй 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для его прекращения, не установлено.
  4. Выдать предписание о проведении отбора перевозчика для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок №1, 2, 7, 9, 12 в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 25.12.2019 года.
  5. Передать материалы дела № 048/01/15-139/2019 должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     

 

Члены Комиссии:                                                                                                

           

                                                                                                                                         

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке в течение 3 месяцев.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны