Решение б/н Решение № 048/07/3.2-1102/2022 от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 048/07/3.2-1102/2022

 

«31» октября 2022 года г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2022.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

при участии посредством видео-конференц-связи представителей:

от МУП «Усманский водоканал» «…» (доверенность от 18.10.2022 № 1);

от ООО «АкваХимПроект» «…» (доверенность от 17.10.2022 б/н),

рассмотрев жалобу ООО АкваХимПроект» на действия МУП «Усманский водоканал» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции станции очистки воды в с. Новоуглянка Усманского района Липецкой области,

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба ООО «АкваХимПроект» от 11.10.2022 № 2022 (вх. № 2872-ЭП/22 от 12.10.2022), на действия МУП «Усманский водоканал» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции станции очистки воды в с. Новоуглянка Усманского района Липецкой области (извещение № 32211716222).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Исходя из текста жалобы, нарушения со стороны Заказчика выразились в незаконном отклонении заявки в связи с нестандартным описанием инструкции по заполнению заявки (приложение № 4 к извещению о запросе котировок), которая вводит участников в заблуждение, тем самым ограничивает конкуренцию, нарушает Федеральный закон «О защите конкуренции» и ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано и размещено 15.06.2022 (действовавшее в спорный период) на сайте закупок http://zakupki.gov.ru Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - «Положение о закупке»), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).

Разделом 4 Положения о закупке Заказчика предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса котировок, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, Заказчик при проведении рассматриваемого запроса котировок должен был придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч. 21 ст. 3.2 Закона о закупках).

Согласно п. 2 раздела 4 Положения о закупках запрос котировок в электронной форме - это форма торгов, при которой:

- информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, доступного неограниченному кругу лиц;

- описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

30.09.2022 заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение (с приложениями) о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции станции очистки воды в с. Новоуглянка Усманского района Липецкой области(извещение № 32211716222).

Дата начала срока подачи заявок: 22.09.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 03.10.2022.

Дата подведения итогов: 03.10.2022.

Подведение итогов на участие в запросе котировок в электронной форме: 04.10.2022.

Срок исполнения договора: декабрь 2022 года.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 150 000.00 руб.

Срок исполнения договора: с момента заключения договора в течение 5 лет.

По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок были поданы следующие заявки участников запроса котировок:

№ заявки

Дата и время подачи заявки

Информация об участнике

Предлагаемая цена

1

2

3

4

1

30.09.2022 15:43 (MSK)

«…»

«…»

2

02.10.2022 20:10 (MSK)

ООО "АкваХимПроект"

«…»

Заявка ООО «…» была допущена к участию в запросе котировок, однако заявка ООО «АкваХимПроект» не была допущена (протокол оценки и сопоставления заявок на участие в запросе котировок от 04.10.2022 № 39620), по основаниям, указанным в протоколе, а именно: отклонение по п. п. 22.9. п. 22.2 извещения: в котировочной заявке не указаны конкретные показатели.

Согласно п. 14 раздела 4 Главы 3 Положения о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки, указываются в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме с учетом требований настоящего раздела Положения о закупке.

Согласно п. 5 Извещения характеристики объекта закупки указываются в соответствии с Техническим заданием и приложениями к нему (Приложение № 1).

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с п. 22.2 Извещения котировочная заявка должна содержать подробные сведения о наименовании, характеристиках, описании товара, работ и услуг, стране происхождения товара, товарный знак (при наличии), в соответствии с настоящим извещением, Техническим заданием (на основании инструкции по заполнению заявки).

В котировочной заявке ООО «АкваХимПроект» указало следующие характеристики: «Дисковый фильтр. Температура воды: 50 С», «Компрессор для аэрации. Влажность: 85%», «УФ стерилизатор. Максимальное рабочее давление: 5,5 бар», «Реле управления насосом. Температура среды при эксплуатации: + 40 С».

Анализ котировочной заявки ООО «АкваХимПроект» позволяет сделать вывод, что заявка подана с нарушением Инструкции по заполнению заявки (приложение № 4 к извещению).

В силу положений п. 22.9 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, если не соответствуют Форме котировочной заявки (Форма 1), непредставление информации предусмотренной пунктом 22.2. или предоставление недостоверной информации, несоответствие информации, предусмотренной пунктом 22.2., если предложенная в котировочных заявках цена превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

Таким образом, Заказчик обоснованно отклонил котировочную заявку ООО «АкваХимПроект». В связи с чем, довод жалобы относительно незаконного отклонения котировочной заявки ООО «АкваХимПроект» является необоснованным.

2. Довод Заявителя о том, что Инструкция по заполнению заявки (приложение № 4 к извещению) содержит нестандартное описание, которая вводит участников в заблуждение, тем самым ограничивает конкуренцию, нарушает Федеральный закон «О защите конкуренции» и ч. 6.1. ст. 3 Закона о закупках, Комиссия Липецкого УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);

8.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;

8.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с п. 14 раздела 4 Главы 3 Положения о закупках требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки, указываются в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме с учетом требований настоящего раздела Положения о закупке

Кроме того, согласно п. 4-5 раздела 6 Положения о закупке, описание предмета конкурентной закупки осуществляется в соответствии с ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ. Описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Анализ Инструкции по заполнению заявки (приложение № 4 к извещению о запросе котировок) позволяет Комиссии сделать вывод, что Инструкция по заполнению заявки на 6 листах не содержит четких и внятных требований к описанию участниками конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг. При этом Извещение не содержит какого-либо обоснования установления столь сложной инструкции по заполнению котировочной заявки. Инструкция включает в себя большое количество условий взаимоисключающего характера, которыми необходимо руководствоваться при заполнении заявки, например, ставя необходимость указания значения конкретным или в диапазоне в зависимость от места указания единиц измерения (у каждого значения показателя или перед ними), содержит множество дополнительных символов, слов и их сочетаний, например:

- «… При описании данного вида показателей Заказчик использовал слова «или», «и/или», «/» (за исключением случаев, когда знак «/» стоит в единицах измерения и в числах, выраженных в виде простой несократимой дроби, в выражениях «ввод/вывод» при любом склонении, «380/660», «EIA/TIA-485»), «;»»;

- … Если в требованиях Заказчика к материалу (товару) показатель или значение показателя заключены в скобки «{» и «}», «[» и «]», следует понимать их как конкретизацию сведений, не подлежащую изменению»;

- «… В случае, если заказчиком установлен символ «:», все, что указано до символа «:», является наименованием показателя и остается неизменным»;

- «… При установлении требований к максимальному значению показателя, сопровождающихся словами «должен быть до не менее/более … и не более/менее…; должен быть до не менее/более …; должен быть до не более/менее …;» участник закупки указывает соответствующий требованиям показатель, сопровождая его предлогом «до»»;

- «… В случае если при описании значений показателей с использованием предлогов «от» и «до», числовое значение показателя, является отрицательным числом. Числовое значение определяется в соответствии с математическими правилами сравнения отрицательных чисел: минимальным значением является значение, указанное после предлога «от», которое должно быть строго меньше числового значения, указанного после предлога «от», а максимальным – является числовое значение показателя, которое должно быть строго больше числового значения, указанного после предлога «до»» и др.

При установлении Заказчиком требований к значениям показателей со словами «от…до…», Участнику необходимо указать конкретное значение показателя, не включая установленные крайние значения. При установлении Заказчиком диапазона значений, Участник должен указать минимальное и максимальное значения показателя, включая крайние границы диапазона, без использования слов «диапазон» (и его производных).

- в случае установления в Техническом задании соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний «более … и менее…», «менее … и более …», «не менее … и менее…», «более … и не более…», «не менее … и не более…», в случае когда единица измерения стоит только в конце требования или единица измерения отсутствует, участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям.

- в случае установления в Техническом задании соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов «более … и менее…», «не менее … и менее…», «более … и не более…», «не менее … и не более…», при этом единица измерения стоит у каждого из требуемых значений показателя (верхней и нижней границы диапазона значений), участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона);

- ...при описании технических характеристик и установлении требований к числовым значениям таких характеристик с использованием символов «>», «<», участнику закупки следует руководствоваться следующими правилами, то есть при установлении знака «>» перед числовым значением «>50», следует считать как значение, которое строго больше значения определенного заказчиком, в случае установления знака после числового значения: «50>», следует считать как значение, которое должно быть строго меньше значения определенного заказчиком, при установлении знака «<» перед числовым значением: «<50» следует считать как значение, которое строго меньше значения, определенного заказчиком, в случае установления знака после числового значения: «50<», следует считать как значение, которое строго больше значения определенного заказчиком.

Комиссия, изучив представленные документы, установила, что требования заказчика сформированы таким образом, что участник закупки предоставляет значение иное, отличное от требований Извещения, которое, в свою очередь, вводит участников закупки в заблуждение.

Кроме того, Комиссия также установила, что положения инструкции, которая содержит многочисленные правила предоставления конкретных показателей товаров, а также документация усложняют возможность участия в закупке, поскольку провоцируют участников закупки допускать ошибки при предоставлении конкретных показателей товара, что в последующем может явиться основанием для отклонения заявок участников закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Таким образом, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом, заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования, изложенные в Инструкции по заполнению заявки.

Способ же изложения требований, допущенный заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Кроме того, согласно представленным заказчиком документам, указание в технических характеристиках значений, явно превосходящих характеристики, необходимые заказчику, свидетельствует об установлении не требуемых заказчику требований, в целях введения в заблуждение участника.

Подобное составление извещения вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что Извещение заказчика в настоящем случае носила необъективный характер и содержала нестандартные показатели, определяющие потребности заявителя, способные привести к искусственному сужению количества потенциальных участников закупки ввиду разрешения вопроса о допуске поданных им заявок исключительно на основании субъективного усмотрения самого заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Усманский водоканал» нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а довод жалобы ООО АкваХимПроект» от 11.10.2022 № 2022 (вх. № 2872-ЭП/22 от 12.10.2022) признается обоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АкваХимПроект» от 11.10.2022 № 2022 (вх. № 2872-ЭП/22 от 12.10.2022) на действия МУП «Усманский водоканал» (ИНН: ОГРН:) при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение № 32211716222) обоснованной.

2. Установить в действиях МУП «Усманский водоканал» нарушение ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, Положения о закупках.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии: ___________

Члены Комиссии: ___________

___________

Связанные организации

Связанные организации не указаны