Решение №048/06/105-336/2021 РЕШЕНИЕ № 048/06/105-336/2021 от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 048/06/105-336/2021

 

«08» апреля 2021 года                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.04.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2021.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «Джули» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, д 9 (реестровый номер 0346300082321000001) (далее- электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России № 180 от 02.04.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 01.04.2021 поступила жалоба ООО «Джули» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения закона:

1) в составе аукционной документации проектно-сметная документация размещена не в полном объеме;

2) в аукционной документации не  установлено  дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (Постановление №99) в соответствии с п.2 Постановления;

3) в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии взносов в фонд возмещения вреда;

4) не применены типовые условия контрактов, согласно Приказу Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» (далее - Приказ Минстроя России № 9/пр).

Представители заказчик не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения.

 

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Как было  установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, д 9. Следовательно, в рассматриваемом случае должны быть учтены требования п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе

В статье 64 Закона о контрактной системе указано, что неотъемлемой частью документации об электронном аукционе является контракт.

Так, согласно п. 1.1 проекта контракта Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по реконструкции здания ГАУЗ «Елецкая стоматологическая поликлиника» расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, 9  (далее – Объект), в соответствии с технической частью настоящего контракта, Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего контракта.

При рассмотрении жалобы установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в составе документации об электронном аукционе заказчиком размещена проектно-сметная документация.

Как установлено, и следует из пояснений представителей заказчика, на сайте единой информационной системы проектно-сметная документация размещена в полном объеме. Доказательств обратного заявителем не представлено.

2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации не  установлено требование  в соответствии с п.2 Постановления Правительства N99, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее – Постановление №99).

Пунктом 2 приложения №1 к Постановлению №99 установлено дополнительное требование к участникам  закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей

наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.

Заказчиком является государственное автономное учреждение здравоохранения "Елецкая стоматологическая поликлиника", начальная (максимальная) цена контракта составляет 55 690 580,00 руб. Объектом закупки является выполнение работ по реконструкции здания.

Таким образом, на рассматриваемую закупку распространяются требования п.2 Постановления Правительства N99.

Однако, в п. 11 аукционной документации заказчиком не  установлено требование  в соответствии с п.2 Постановления Правительства N99, что является нарушением ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии взносов в фонд возмещения вреда, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом закупки является выполнение работ по реконструкции здания, следовательно, к участникам закупок градостроительным законодательством предоставляются определенные требования.

Так, в соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 10 аукционной документации  установлены требования к участникам в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.

При этом, необходимо отметить, что при установлении требований к участникам закупок, предметом которых являются строительные работы, не предусмотрена обязанность перечислять все требования, предъявляемые действующим законодательством к членам саморегулируемой организации.

4. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что не применены типовые условия контрактов, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» утверждены типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Как установлено, объектом закупки является реконструкция здания.

При этом в п. 2 Приложения № 2 «Информационная карта типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства» утвержденном Приказом Минстроя России № 9/пр указано, что типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства не применяются при выполнении работ по строительству и реконструкции:

- объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также на территории посольств, консульств;

- объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, объект закупки не подпадает под указанные исключения, в связи с чем, заказчик обязан применить типовые условия контракта.

Вместе с тем, установлено, что заказчиком не применены типовые условия контрактов, согласно Приказу Минстроя России № 9/пр о приемке и оплате выполненных работ (пункты 5.1-5.6), что нарушает ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.1,  4 ст. 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций для выполнения работ по контракту.

В п.18 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

На основании  п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе  должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, в аукционной документации должно быть установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки в качестве документа, подтверждающего соответствие участников установленному по п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе требованию, выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

В ходе анализа документации установлено, что такое требование не содержится в аукционной документации, что является нарушением п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Пунктами  11 и 12 Правил установлено следующее:

- общая сумма начисленных штрафов  за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;

- общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Однако, в п. 9.9 и 9.12 проекта контракта заказчик  указал:

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.

В связи с изложенным, приведенные положения Правил в должном виде не содержатся в проекте контракта, что является нарушением ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила).

При этом, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 в Правила внесены изменения.

Согласно данным изменениям, при определении размеров штрафов в соответствии с указанными выше Правилами не используются слова «в виде фиксированной суммы, определяемой…».

Однако в разделе 9 проекта контракта указано, что «размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:…».

Исходя из изложенного, заказчиком не применены требования, установленные Правилами, что нарушает ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

На основании ч.6  ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

Проанализировав аукционную документацию Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 13 указано, что ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе не предусмотрено.

При этом, в п.26 аукционной документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от цены контракта.

Таким образом, заказчик установив размер обеспечения исполнения контракта, от его цены, а не от начальной (максимальной) цены контракта, допустил нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения ч.1,3,4 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Монолит» на положения документации об электронном аукционе (предписание от 08.04.2021 по делу №048/06/105-331/2021).

Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14, Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Джули» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, д 9 (реестровый номер 0346300082321000001)  обоснованной в части доводов 2,4.

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.1, ч. 3,4 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных  нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Монолит» на положения документации об электронном аукционе (предписание от 08.04.2021 по делу №048/06/105-331/2021).

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.      

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны