Решение №17/06/105-633/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 17/06/105-633/2021 о нарушении законодате... от 9 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 17/06/105-633/2021 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

09.07.2021

                                           

                                    Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)

 рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
Кулакова А.В. (далее – Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком,
ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви
для инвалидов в 2021 году (номер извещения  в единой информационной системе в сфере закупок  www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 0273100000721000027) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса
    в электронной форме вместо электронного аукциона;
  2. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно объединено в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов на территории всей страны;
  3.  Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема»
    (далее – Показатель) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта,
    и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – Критерий).

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 08.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 09.07.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии
с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС – 30.06.2021;
  2. начальная (максимальная) цена контракта – 949 999 999,86 рубля;
  3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.07.2021.
  1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, поскольку в извещении о проведении Конкурса указаны коды по позициям каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) 32.50.22.154, 32.50.22.153, 32.50.22.157, согласно которым Заказчик обязан выбрать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс
с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее – Распоряжение № 471-р).

При этом распоряжением Правительства Российской Федерации
от 18.06.2021 № 1651-р «О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением № 471-р» (далее – Распоряжение № 1651-р) установлено,
что в случае осуществления закупки обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу, электронный аукцион Заказчиком не проводится.

Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила,
что в извещении о проведении Конкурса Заказчик указал КТРУ, которые согласно Распоряжению № 1651-р исключены из аукционного перечня.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно объединил
    в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви
    для инвалидов на территории Российской Федерации, что существенно ограничивает количество участников Конкурса, способных исполнить государственный контракт.

Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта
в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных
цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические
и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,
что н
е допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы
или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы
или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении Конкурса предметом контракта является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви
для инвалидов в 2021 году.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот, поскольку выполнение работ по предмету закупки осуществляется в 84 регионах Российской Федерации, что приводит к ограничению количества участников Конкурса.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,
что централизация закупки связана, в том числе, с необходимостью повышения контроля качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ортопедической обувью, а также исключения возможности подачи заявок лицами, не способными исполнить такой контракт надлежащим образом.

Представители Заказчика также пояснили, что условиями государственного контракта предусмотрена обязанность исполнителя
по государственному контракту привлечения к исполнению государственного контракта организаций из числа
субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 5 % цены контракта и право привлечения соисполнителей.

При этом Комиссия, изучив Конкурсную документацию, пришла к выводу, что установление обеспечения заявок на участие в Конкурсе в размере 47 499 999,99 рублей, а также обеспечения исполнения контракта в размере 284 999 999,96 рублей исключает возможность участия в Конкурсе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также Комиссией установлено, что разделом III «Описание объекта закупки» Конкурсной документации установлен перечень из 171 пункта приема получателей на территории Российской Федерации, информация о наличии которых должна быть представлена заказчику не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта.

Кроме того, пунктом 1.2 «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема» Конкурсной документации установлено, что наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ
по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера
и объема подтверждается исключительно наличием исполненных контрактов (договоров) стоимостью не менее 10 000 000,00 рублей.

При этом пояснения представителей Заказчика относительно необходимости выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов во всех регионах Российской Федерации с целью повышения контроля качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ортопедической обувью, а также во избежание подачи заявок на участие в Конкурсе недобросовестными участниками не могут быть учтены, поскольку у Заказчика, в числе прочего, есть право на проведение закупок в отдельных субъектах Российской Федерации, указанных в приложении № 1 к разделу III «Описание объекта закупки» Конкурсной документации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу,
что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету Конкурса, что не позволяет принять участие в Конкурсе субъектам малого
и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также иным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

 Таким образом, действия Заказчика не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона
о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что «оценка» процесс выявления
в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном
в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке
в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки
и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг
по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки
в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели,
то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии
с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 1.2 «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера
и объема» Конкурсной документации установлено:

Оценка показателя (баллы): 100 баллов

Коэффициент значимости показателя: 0,60

По данному показателю оценивается:

Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера
и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях по контрактам, заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и исполненных до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника (а именно исполненных участником в полном объеме, без применения неустойки (штрафы, пени)).

Установленный Заказчиком порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов по Показателю Критерия, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта выполнения работ, соответствующего предмету Конкурса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего
в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

    1. В пункте 1.2 «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема» Конкурсной документации установлено,
      что сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов, исполненных в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных в ЕИС, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом
      от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
      , сведения о которых опубликованы в ЕИС.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил,
что Заказчиком в пункте 1.2 «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема» Конкурсной документации не установлена возможность предоставления в качестве подтверждения опыта участника Конкурса копий гражданско-правовых договоров.

На заседании Комиссии установлено, что действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки
на участие в Конкурсе исключительно копий государственных
и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, и договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», сведения о которых опубликованы в ЕИС, не противоречат требованиям Правил и Закона
о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих сделать вывод об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2
пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части объединения в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов на территории всей страны,
    а также установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников Конкурса по Показателю Критерия.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе
  3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 09.07.2021 по делу № 17/06/105-631/2021, предписание об устранении выявленных нарушений Закона
    о контрактной системе не выдавать.
  4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 09.07.2021 по делу № 17/06/105-631/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы
    по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
    об административных правонарушениях не передавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке
в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны