Решение (комиссия) №ДШ/5777/23 Решение 630 от 24 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение 630

 

Заявителям: по списку рассылки

 

Акционерное общество "Альфа-Банк"
107078, г. Москва, ул. Каланчёвская, д. 27
mail@alfabank.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

24 августа 2023 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

при рассмотрении дела № 048/05/5-630/2023, возбужденного по признакам нарушения акционерным обществом «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; дата регистрации ЮЛ - 24.02.1998 адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) пункта 1 части 2, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения, и заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России из ФАС России поступили (вх. 5327-ЭП/23 от 03.07.2023; 5396-ЭП от 04.07.2023; 5442-ЭП/23 от 06.07.2023; 5976-ЭП/23 от 24.07.2023; 5977-ЭП/23 от 24.07.2023) обращения граждан <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по вопросу нарушения требований Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе) в действиях АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27), выразившегося в распространении в эфире радиостанций «Радио ENERGY» (ООО «ГПМ Радио»; ИНН: 7714353188); «Наше Радио» (ООО «Наше радио»; ИНН: 7710068609); «Русское Радио» (АО «Русское Радио-Евразия»; ИНН: 7710206640); «Comedy Radio» (ООО «ГПМ Радио»; ИНН: 7714353188); «Хит FM» (ООО «Хит ФМ Ростов; ИНН: 6165074799) (далее - радиостанции) недостоверной рекламы с предложением услуги банка — интернет-эквайринга без комиссии. Как указывают Заявители, реальные условия оказания данной услуги не соответствуют рекламируемым, что вводит потребителей в заблуждение.

В ответ на запрос Липецкого УФАС России АО «Альфа-Банк» представило (вх. 5534-ЭП/23 от 10.07.2023) рекламный ролик, распространявшийся в эфире радиостанций «Радио ENERGY», «Наше Радио», «Русское Радио» (далее - радиостанции) в указанный заявителями период времени (март 2023 г.) с предложением указанной услуги.

Текст аудиозаписи: «Отменяем комиссию за платежи по интернет-эквайрингу в Альфа-Банке. Теперь платите один раз в месяц фиксированную сумму от оборота и экономьте до 40% на интернет-эквайринге. Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса. АО «Альфа-Банк».

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно п. 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием", под эквайрингом понимаются расчеты кредитных организации (далее - кредитные организации - эквайреры) с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдаче наличных денежных средствах держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций. Под расчетами, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является услуга, оказываемая банком (кредитной организацией) — эквайринг (интернет-эквайринг); реклама направлена на привлечение внимания к товару (услуге), предоставляемым АО «Альфа-Банк», формирование или поддержание интереса к товару и его продвижение на рынке; адресована неопределенному кругу лиц и, следовательно, является рекламой.

В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Под финансовой услугой, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 6 ч. 4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

На официальном сайте АО «Альфа-Банк» по ссылке https://alfabank.ru/sme/payservice/internet-acquiring/ размещена информация об услуге интернет-эквайринга, аналогичная озвученной в рекламе: Интернет-эквайринг без комиссии за платежи Экономьте до 40% в месяц для бизнеса. Отменили комиссию за платежи

0% — за платежи от клиентов на сайте, в интернет-магазине или соцсетях,

0% — за платежи через СБП,

Встроенное решение по фискализации.

За всё — одна ежемесячная плата, размер зависит от оборота бизнеса. Расчёты по СБП и интернет-эквайрингу тоже учитываем в обороте.

Далее на сайте представлена таблица соотношения оборота бизнеса онлайн (Р за месяц) и платежа за месяц (Р):

до 100 000 — 1 690

до 300 000 — 4 980

до 500 000 — 8 270

до 1 000 000 — 15 260

до 2 000 000 — 30 250

более 2 000 000 — комиссия 2,6% с каждого платежа

Таким образом, в рекламе услуги интернет-эквайринга без комиссии от Альфа-Банка, распространенной в эфире радиостанций, озвучиваются неполные условия оказания финансовой услуги, а именно - об имеющихся ограничениях по обороту, при которых услуга не действует. Следовательно, потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно условий приобретения или пользования рекламируемой финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при наличии в рекламе одного из таких условий, что подтверждается фактами обращений гр. <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», под некорректным сравнением понимается, в том числе: 1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены.

Согласно разделу 9 письма ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета", некорректное сравнение, предусмотренное п. 1 ст. 14.3, имеет отношение к неограниченному кругу хозяйствующих субъектов-конкурентов и (или) их товаров.

В рекламе услуги интернет-эквайринга без комиссии от Альфа-Банка, распространенной в эфире радиостанций, АО «Альфа-Банк» назван «лучшим банком для бизнеса». При этом конкретных параметров сравнения, а также объективного подтверждения представленной характеристики, в рекламе не содержится.

На основании изложенного, реклама услуги «Альфа-Банка» - интернет-эквайринга без комиссии, распространенная в эфире радиостанций «Радио ENERGY», «Наше Радио», «Русское Радио», «Comedy Radio», «Хит FM» содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2, п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из имеющейся и указанной в рекламе информации, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27).

Определением от 26.07.2023 № ТБ/5124/23 в отношении АО «Альфа-Банк» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе № 048/05/5-630/2023. Определением от 26.07.2023 рассмотрение дела назначено на 22.08.2023 на 14 часов 30 минут.

АО «Альфа-Банк» пояснений по делу не представило, ходатайствовало (вх. 6720-ЭП/23 от 17.08.2023) о рассмотрении дела № 048/05/5-630/2023 в отсутствие представителя Банка.

Заявители уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, дополнительных пояснений не представили.

Рассмотрев дело № 048/05/5-630/2023, Комиссия пришла к следующим выводам.

Реклама АО «Альфа-Банк» с предложением услуги банка — интернет-эквайринга без комиссии, распространенная в эфире радиостанций, противоречит требованиям пункта 1 части 2, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку не содержит полных условий приобретения или пользования рекламируемой финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при наличии в рекламе одного из таких условий, а также содержит некорректное сравнение с хозяйствующими субъектами-конкурентами, и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

Согласно имеющейся информации, рассматриваемая реклама не распространяется. В связи с этим, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствует.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу АО «Альфа-Банк» с предложением услуги банка — интернет-эквайринга без комиссии, распространенную в эфире радиостанций, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является акционерное общество «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; дата регистрации ЮЛ - 24.02.1998 адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27).

2. Не выдавать предписание об устранении нарушения Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2023-7035

 

 

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328