Решение №1236-03 - от 5 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/06/105-57/2019

«04» марта 2019 года                                                                                  г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 05.03.2019.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

 

в присутствии представителей:

- заказчика: ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи №1» - <…> (доверенность от 04.03.2019),

- заявителя: ООО «Нобл Стил» - <…>  (доверенность №01/19 от 16.01.2019),

рассмотрев жалобу ООО «Нобл Стил» на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения для РХМДЛ (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 26.02.2019 поступила жалоба ООО «Нобл Стил» на положения документации об электронном аукционе (заказчик - ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи №1»).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

На заседании комиссии велась аудиозапись.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя указывает, что заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования ст.33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к характеристикам закупаемого товара по позиции 3 технического задания, под которые подходит товар-Venture единственного производителя- Vascular Solutions, что тем самым ограничивает число участников закупки. Кроме того, по мнению представителя заявителя, заказчиком были нарушены правила определения НМЦК.

Представитель заказчика не согласен с жалобой заявителя, представил письменные возражения на жалобу.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 27.02.2019 №90, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

1. Документация об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения для РХМДЛ (реестровый номер <...> ) и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 18 915 975,00 рублей.

Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В силу ч.2 ст.437 ГК РФ, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе, в части определения предмета контракта.

При этом необходимо учесть, что предметом рассматриваемого электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.

Кроме того, следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.

Объектом электронного аукциона является поставка изделий медицинского назначения для РХМДЛ.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что описание объекта закупки приведено в п.7.1 документации об электронном аукционе, в виде таблицы.

Таблица содержит перечень изделий медицинского назначения для РХМДЛ, подлежащих к поставке, а также требования к количеству, качественным и функциональным характеристикам товара.  

Следует отметить, что при описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

 При этом установлено, что требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара установлены заказчиком в виде максимальных и минимальных значений показателей, т.е. неконкретно.

Так, оспариваемая заявителем позиция 3 технического задания содержит следующие требования к количеству, качественным и функциональным характеристикам товара:

Техническое Задание

Ед. измере-ния

 

Кол-во

Проводниковый катетер с управляемым кончиком. Предназначен для введения и направления инструментов. Делает успешным доступ в отдельные области коронарных и периферических  анатомически сложных  сосудов за счет управляемого кончика катетера. Обеспечивает дополнительную поддержку и пенетрацию  инструмента - проводника в сложный стеноз расположенный в зоне бифуркации сосудов. Наличие устройств с  двумя типами конструкции шафта: RX-тип или OTW-тип. Устройство состоит из гибкого подвижного кончика длиной 8 мм в дистальной части устройства переходящего в стальной шафт который прикреплен к рукоятке состоящей из двух частей, с помощью которых возможно изменять изгиб кончика в двух плоскостях  в диапазоне от 0 до 90 гр. и от 0 до 180 гр. соответственно. Дистальный подвижный кончик длинной 8 мм имеет коническую форму и профиль вхождения составляет 1,8 F (0,61мм; 0б024""), а проксимальнее на 8 мм профиль увеличивается до 2,2 F (0,74 мм; 0б029""). Весь подвижный дистальный кончик длинной  8 мм сделан из платины, что обеспечивает отличную рентгеноконтрастность и  визуализацию. Внутренний диаметр катетера 0,018"" (0,46 мм). Наличие в проксимальной части шафта катетера дополнительных рентгенконтрастных маркеров расположенных на 95 см и  105 см дистальнее кончика катетера. Ширина маркера 10 см. Наружный диаметр проксимального отдела у катетера с RX-типом: 4,1 F (1,37 мм; 0,054"") и у OTW-типом катетера: 4F (1,32 мм; 0б052""). Совместим с проводником диаметром 0,014"". Совместим с проводниковым катетером с наружным диаметром 6 F (1,7 мм). Рабочая длинна катетера с  RX-типом конструкции составляет 145 см, с OTW-типом 140 см. У катетера с RX-типом длина дистального сегмента с каналом для проводника составляет 30 см. Дистально имеет гидрофильное покрытие  длинна которого у катетера с  RX-типом конструкции составляет 24 см, с OTW-типом 45 см. Упаковка индивидуальная стерильная.   

         

Штук

50

Как было установлено из имеющихся в материалах дела документов, а также согласно пояснений представителей заказчика, предмет аукциона, а также требования к закупаемому товару (в т.ч. по позиции 3 технического задания) установлены заказчиком в соответствии с потребностями его лечебного учреждения, обосновавшего на заседании Комиссии Липецкого УФАС России необходимость предоставления данного товара с соответствующими характеристиками, которые отвечают его потребностям.

          Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

          Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

Так, представителем заявителя на рассмотрение жалобы, в качестве доказательств, подтверждающих ее обоснованность, были представлены:  

-информация на английском языке, содержащая сведения о товаре (проводниковый катетер с управляемым кончиком),

- копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие «Катетер внутрисосудистый проводниковый» (производитель Vascular Solutions, inc. США).

Как пояснил представитель заявителя, представленная им на английском языке информация содержит сведения о том, что производитель проводникового катетера с управляемым кончиком Vascular Solutions, inc. США прекратил производство указанного товара с апреля месяца 2017 года. Поэтому у заявителя отсутствует возможность приобрести данный товар у производителя (либо дистрибьютора). Вместе с тем, представитель заявителя предположил, что, поскольку в настоящее время указанный товар находится в свободном обращении на территории Российской Федерации (о чем свидетельствует представленная им копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие), то некоторые поставщики, имеющие данный товар в наличии имеют возможность осуществить его поставку заказчику.

Таким образом, представитель заявителя подтвердил возможность неограниченного количества участников закупки, имеющих в наличии необходимый заказчику товар (проводниковый катетер с управляемым кончиком), принять участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Однако, каких-либо документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, указанные заказчиком в техническом задании, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке, представителем заявителя представлено не было. 

Вместе с тем, представителем заказчика в материалы дела представлен паспорт на товар- проводниковый катетер Alviguide (иного производителя), содержащий характеристики, соответствующие потребностям заказчика.

Доказательств обратного представителем заявителя представлено не было.

Кроме того, в материалы дела представлено 3 коммерческих предложения от потенциальных участников закупки, готовых предоставить товар, отвечающий потребностям заказчика.

Также из представленных в материалы дела документов установлено, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки от участников закупки.

          С учетом приведенных обстоятельств, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к следующему выводу: заявителем не представлено доказательств, что описание объекта закупки, приведенное заказчиком, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

          2.  Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

         Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения для РХМДЛ.

         Приложение №1 к аукционной документации содержит "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" согласно которому, заказчиком использовался метод определения начальной (максимальной) цены контракта-метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен заказчиком с учетом разъяснений, содержащихся в Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567.

          В силу части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

       Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 указанной статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

        В связи с чем, Липецкое УФАС России не наделено контрольными полномочиями в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

        На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.

Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Нобл Стил» на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения для РХМДЛ (реестровый номер <...> ) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                 

 

Члены  Комиссии:                                          

                                                                                         

                                                                       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны