Решение б/н Решение по делу № 1 по признакам нарушения, выразившихся в р... от 22 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

15 марта 2018 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена: 06 марта 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено: 15 марта 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<…> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

<…> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 1 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) публичным акционерным обществом «БИНБАНК» (115172, г.Москва, Котельническая набережная, дом 33, строение 1, этажи 3-6 ИНН 5408117935 ОГРН 1025400001571) (далее - ПАО «БИНБАНК»), выразившихся в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге,

в присутствии:

представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ПАО «БИНБАНК» - <…> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Липецкого УФАС России установлено, что 17.11.2017 г. в г. Липецке, на рекламном экране, расположенном на пл. Плеханова, распространяется информация, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»).

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рекламный экран, на котором распространяется рассматриваемая информация, направлен в сторону проезжей части по ул. Плеханова и по ул. Зегеля г. Липецка. Следовательно, информация распространяющаяся на указанном экране адресована, в первую очередь, на автомобилистов.

Таким образом, информация, распространяемая на рекламном экране, расположенном на пл. Плеханова, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»), соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе является рекламной, где объектами рекламирования являются: ПАО «БИНБАНК» и возможность открытия в указанном банке вклада «Хит сезона».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Целью введения столь значительных ограничений к рекламе финансовых, страховых и иных финансовых услуг, связанных с вложением денежных средств или пользованием ими юридическими и физическими лицами, являются защита данных лиц от злоупотреблений и предотвращение ситуаций, связанных с фактическим введением потребителя в заблуждение.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Поэтому достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организаций и предотвращения недобросовестной конкуренции.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В развитие установленного частью 7 статьи 5 Закона о рекламе запрета статья 28 Закона о рекламе не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.

Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Следует отметить, что рассматриваемая реклама содержит полные условия вклада «Хит сезона». Однако данные сведения указаны мелким шрифтом.

Во многих случаях из рекламных материалов потребители не получают информацию об условиях оказания финансовых услуг в доступной форме и в полном объеме. Очень часто банки используют в рекламе способ доведения информации, при котором информация о привлекательных и выгодных условиях получения кредита или размещения вклада дается большим форматом, а все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью договоров кредита или вклада и не всегда выгодны для потребителя, предоставляются мелким, неразличимым шрифтом.

Если нечитаемым шрифтом изложены существенные условия оказания услуг, возможно, что решение о выборе той или иной услуги будет принято на основании неполной информации и под влиянием заблуждения о ее преимуществе по сравнению с услугами других организаций, оказывающих аналогичные финансовые услуги.

Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг, то есть ввести их в заблуждение. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 № 8287/09 по делу № А32-17357/08-59/223-105АЖ).

На основании изложенного информацию об условиях открытия вклада, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, что является нарушением требований Закона о рекламе.

При оценке данной рекламы учитываются все особенности размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, а также высота расположения рекламной конструкции и пр.), которые лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.

Необходимо отметить, что рассматриваемая реклама распространялась над проезжей частью (пересечение улиц Зегеля и Плеханова г. Липецка) на рекламном экране.

Кроме того, согласно Счет-договору № 091 от 23 октября 2017 года, заключенного между ПАО «БИНБАНК» и ИП <…>, спорная реклама размещалась в виде рекламного ролика продолжительностью 7 секунд.

С учетом наличия мелкого шрифта в тексте рассматриваемой рекламы, направленности ее для привлечения внимания автомобилистов и продолжительности трансляции рекламного ролика (7 секунд), можно сделать о том, что полная информация об открытии вклада «Хит Сезона» не доведена до потребителей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «БИНБАНК», как лицо, заинтересованное в распространении рекламы.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»), Липецким УФАС России было возбуждено дело № 1.

В ходе рассмотрения дела представитель ПАО «БИНБАНК» ходатайствовала о привлечение в дело в качестве заинтересованного лица ИП <…>.

Однако Комиссия Липецкого УФАС России отказала в удовлетворении ходатайства.

При этом ПАО «Бинбанк» не отрицает того, что является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Кроме того, представитель ПАО «Бинбанк» пояснила, что макет рекламы представлялся для распространения обществом в готовом виде. Реклама и размер шрифта рекламораспространителем не изменялись.

Согласно Счет-договору № 091 от 23 октября 2017 года, заключенного между ПАО «БИНБАНК» и ИП <…> рассматриваемая реклама распространялась в срок с 01.11.2017 по 30.11.2017. Следовательно, в настоящее время реклама не распространяется.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «БИНБАНК Вклад 8.5% Для мечты нужны крылья ул. Плеханова, д. 34А ул. Неделина, д. 61 8 800 555 55 75 binbank.ru» (информация мелким шрифтом: «Вклад «Хит сезона». Ставка 8.5% годовых на срок 150 дней и сумму от 50 тыс.руб. до 30 млн.руб., пополнение - в первые 30 календарных дней с даты начала срока вклада. Досрочное расторжение по ставке 5% годовых. Условия действительны на 01.10.17. ПАО «БИНБАНК»), рекламодателем которой является ПАО «БИНБАНК», т.к. нарушены часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать ПАО «БИНБАНК» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны