Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ООО «СУ-5 трест «Л... от 12 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

11 апреля 2017 года                                                                                        г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2017 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 1 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» (далее - ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М»), индивидуального предпринимателя <…> (далее - ИП <…>) части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия определяющие полную стоимость кредита,

в присутствии:

представителей лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» <…>. (по доверенности); ИП <…> - <…> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление гражданки <…> о признаках нарушения Закона о рекламе в информации, распространявшейся на интернет-сайте http://европейский48.рф.

С целью осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства Российской Федерации, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами антимонопольного и рекламного законодательства Российской Федерации, произвел действия по осмотру интернет сайта Жилого комплекса «Европейский», расположенного по адресу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://европейский48.рф (акт осмотра интернет-сайта от 26.12.2016 г).

На главной странице интернет сайта Жилого комплекса «Европейский», расположенного по адресу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://европейский48.рф распространяется, в том числе и информация следующего содержания:

«Акция распространяется на 10 двухкомнатных квартир:
  • общая площадь 59.5 кв.м.
  • жилая площадь 30.2 кв.м.
  • продуманная евро планировка
  • этажи со 2 по 12
  • балкон из кухни и комнаты
  • сдача во втором полугодии 2017 года
  • специальные условия ипотечного кредитования — от 4 900 руб/мес».

Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе - объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вся  информация на интернет-сайте http://европейский48.рф находится в открытом доступе (т.е. без регистрации на сайте), следовательно, адресована неопределенному кругу лиц.

Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Следовательно, информация, распространяемая на интернет-сайте http://европейский48.рф соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектами рекламирования являются: возможность приобретения квартир в ЖК «Европейский», а также ипотека (ипотека от 4 900 руб/мес., выгодная ипотека).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наименование юридического лица - название предприятия, организации, учреждения, содержащее указание на организационно-правовую форму и отражающее характер деятельности. Указывается в учредительных документах.

Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют услугу. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении ипотеки без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования части 1 статьи 28.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В соответствии с «Современным экономическим словарем» Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой, ипотечный кредит - долгосрочные ссуды, предоставляемые банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, сооружений. Ипотечный жилищный кредит позволяет заемщику получить в пользование жилье, оплатив относительно небольшую часть стоимости долга банку и внося процент за предоставленный кредит. Однако при этом собственником жилья остается банк вплоть до полного возврата кредита, в связи с чем оно становится объектом залога. При невозможности возврата ипотечного жилищного кредита заемщик вынужден освободить жилье, но ему возвращается оплаченная часть ипотечного кредита без возврата выплаченных ранее процентов.

Кроме того, в группировку по коду 64.92 ОКВЭД - Предоставление займов и прочих видов кредита, входит деятельность по финансовому обслуживанию (т.е. предоставление денежных средств учреждениями, не вовлеченными в денежное посредничество в случаях, когда предоставление кредита может принимать различные формы, такие как ссуды, ипотека, кредитные карточки и т.д.).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией.

Следовательно, ипотека является финансовой услугой.

Кроме того, в разделе интернет-сайта http://европейский48.рф «ВЫГОДНАЯ ИПОТЕКА» содержится следующая информация: «Каждому покупателю, оформившему квартиру в ипотеку от банков Партнеров — предоставляются особые условия кредитования. С 1 декабря 2016 по 31 января 2017 года специальная ставка на Ипотеку 10,5% годовых!».

В нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе отсутствует указание на наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу (ипотека).

С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "ипотека", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к ипотеке, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об ипотечном кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги является существенной.

В соответствии с 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Поскольку информация о способе продажи товара посредством такой услуги как ипотека направлена на формирование у потребителей желания е. воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (ипотеки); срок действия договора потребительского кредита (ипотеки) и срок возврата потребительского кредита (ипотеки); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (ипотеки); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В случае если в рекламе финансовой услуги  указывается конкретная процентная ставка (10,5 %), а также первоначальный (ежемесячный взнос) (4 900 руб/мес), на условиях которых предоставляется ипотека, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемой финансовой услуги (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).

В нарушение части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе не указаны все условия, определяющие полную стоимость кредита.

В соответствии с указанными выше фактами, реклама, распространяющаяся на интернет-сайте http://европейский48.рф, содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Застройщиком ЖК «Европейский» ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М». Помимо этого, согласно информации, полученной из интернет-сайта http://www.whois-service.ru (Whois-сервис — это сервис для проверки доменов) домен европейский48.рф принадлежит ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М».

Определением о возбуждении дела № 1 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 23 января 2017 года рассмотрение дела было назначено на 14 февраля 2017 года.

14.02.2017 представитель ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» пояснила, что информацию на интернет-сайте http://европейский48.рф размещает ИП <…> на основании договора возмездного оказания услуг 10/16-001М от 17 октября 2016 г. (далее - Договор).

Согласно пункту 2.2.2. Договора в обязанности исполнителя (ИП <…>) выходит организация и проведение комплекса рекламно-маркетинговых мероприятий, акций по продвижению информации о продаваемых объектах, с использованием печатных изданий, средств интернета, личных переговоров и иной работы с потенциальными покупателями.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1 от 14.02.2017 ИП <…> была привлечена в дело в качестве ответчика.

В ходе рассмотрения дела представителем ИП <…> были представлены пояснения, согласно которым рекламная информация на интернет-сайте http://европейский48.рф размещается ИП <…>

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и т.д.

Таким образом, рекламодателем рекламы, распространяющейся на интернет-сайте http://европейский48.рф является ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» как лицо, в чьих интересах осуществляется распространение рекламы.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Распространителем рекламы может быть любой субъект, которые доносит до конечного потребителя информацию о рекламируемом товаре, услуге, лице с использованием допустимых средств, способов, методов. К ним относятся все средства массовой информации, владельцы рекламных конструкций, промоутеры, организации, в которых распространяются (размещаются) флаеры и дисконты других организаций.

11.04.2017 в ходе рассмотрения дела <…> пояснила, что рекламные услуги и услуги по продаже квартир в ЖК «Европейский» не разделяются, указанные услуги идут в совокупности. Рекламным обеспечением занимается ИП <…> на основании Договора, заключенного с  ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М».

Таким образом, рекламораспространителем рекламы, распространяющейся на интернет-сайте http://европейский48.рф является ИП <…>.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ЖК «Европецский», распространяющуюся на интернет-сайте http://европейский48.рф, следующего содержания: «Каждому покупателю, оформившему квартиру в ипотеку от банков Партнеров — предоставляются особые условия кредитования. С 1 декабря 2016 по 31 января 2017 года специальная ставка на Ипотеку 10,5% годовых!»; «ипотека от 4 900 руб/мес.»; «выгодная ипотека», в которой отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия, определяющие полную стоимость кредита, рекламодателем которой является  общество с ограниченной ответственностью «СУ-5 трест «Липецкстрой-М», рекламораспространителем - индивидуальный предприниматель <…>, т.к. нарушены ч. 7 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 1 о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации  о рекламе

 

11 апреля 2017 года                                                                       г. Липецк

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

на основании своего решения от 11 апреля 2017 г. по делу № 1 о признании ненадлежащей рекламы ЖК «Европейский», распространяющуюся на интернет-сайте http://европейский48.рф, следующего содержания: «Каждому покупателю, оформившему квартиру в ипотеку от банков Партнеров — предоставляются особые условия кредитования. С 1 декабря 2016 по 31 января 2017 года специальная ставка на Ипотеку 10,5% годовых!»; «ипотека от 4 900 руб/мес.»; «выгодная ипотека», в которой отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия, определяющие полную стоимость кредита, рекламодателем которой является  общество с ограниченной ответственностью «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

Обществу с ограниченной ответственностью «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» в течение десяти дней с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы на интернет-сайте http://европейский48.рф.

О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 1 (1) о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации  о рекламе

 

11 апреля 2017 года                                                                       г. Липецк

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

на основании своего решения от 11 апреля 2017 г. по делу № 1 о признании ненадлежащей рекламы ЖК «Европейский», распространяющуюся на интернет-сайте http://европейский48.рф, следующего содержания: «Каждому покупателю, оформившему квартиру в ипотеку от банков Партнеров — предоставляются особые условия кредитования. С 1 декабря 2016 по 31 января 2017 года специальная ставка на Ипотеку 10,5% годовых!»; «ипотека от 4 900 руб/мес.»; «выгодная ипотека», в которой отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия, определяющие полную стоимость кредита, рекламораспространителем которой является  индивидуальный предприниматель <…> и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

Индивидуальному предпринимателю <…> в течение десяти дней с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы на интернет-сайте http://европейский48.рф.

О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны