Решение б/н Решение по делу в отношении МУП «Липецкпассажиртранс» от 14 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 100
13 августа 2015 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2015 года.
Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя: Л.А. Черкашиной— вр.и.о. руководителя управления;
членов Комиссии:
А.В. Хохольских— государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.Н. Ролдугиной —начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей ответчика - муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт" — <…>, <…>, <…>,
рассмотрев дело № 100 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Липецкий пассажирский транспорт" (далее-ответчик) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Приказом Липецкого УФАС России от 22.07.2015 № 264 возбуждено дело № 100 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Липецкий пассажирский транспорт" <…> части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31502515320) путем использования критериев оценки заявок, не установленных Положением о закупках (далее-запрос предложений).
Определением от 22.07.2015 назначено время и место рассмотрения дела.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
При рассмотрении дела представители ответчика пояснили, что с вменяемым нарушением согласны и после получения приказа о возбуждении дела в Положение о закупках были внесены изменения.
Рассмотрев представленные документы и заслушав представителей ответчика, Комиссия установила следующее:
На официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru 29.06.2015 размещено извещение № 3150251532 и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Разделом II «информационная карта запроса предложений» документации о проведении запроса предложений в пункте 25 установлены критерии оценки заявок участников и в пункте 26 определен порядок оценки заявок.
Так, в документации установлены следующие критерии оценки заявок:
- цена договора,
- качество работ, услуг и квалификация участника открытого запроса предложений в электронной форме.
Директором МУП «Липецкпассажиртранс» 02.06.2014 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Липецкпассажиртранс» (далее - Положение).
Так, пунктом 14.3 Положения предусмотрена возможность установления в документации следующих критериев:
а) цена договора;
б) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
в) сроки поставки товаров, завершения работ, предоставления услуг;
г) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
д) квалификации участников закупки, в том числе:
- наличие финансовых ресурсов;
- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;
- опыт работы, связанный с предметом договора;
- деловая репутация (отзывы, благодарные письма, грамоты по предмету договора, ИСО);
- обеспечение кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).
е) условия гарантии в отношении объекта закупок;
ж) и иные критерии по решению комиссии по закупочной деятельности.
Как видно из данного перечня критериев, в нем отсутствует критерий «качество работ, услуг и квалификация участника открытого запроса предложений в электронной форме», который установлен в документации о запросе предложений.
В силу Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений.
Частью 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункты 12 и 13).
Таким образом, критерии оценки заявок должны быть четко установлены в Положении о закупках и не допускать их произвольного установления в закупочных документациях по усмотрению заказчика.
Использование в документации о запросе предложений критерия «качество работ, услуг и квалификация участника открытого запроса предложений в электронной форме» повлекло подачу жалобы ОАО Страховая компания «Альянс», которая была рассмотрена Липецкий УФАС России 14.07.2015.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями данного Закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС считает, что применение в документации о запросе предложений критерия оценки заявок участников, который не поименован в Положении может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки.
Вместе с тем, исходя из пояснений представителей ответчика и анализа пункта 14.3 Положения Комиссией установлено, что оно содержит такой критерий как «иные критерии по решению комиссии по закупочной деятельности».
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что наличие в Положении открытого перечня критериев оценки заявок («иные критерии по решению комиссии по закупочной деятельности») не обеспечивают информационную открытость закупки, могут привести к дискриминации и необоснованным ограничениям участников.
В силу ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
При таких обстоятельствах, наличие в Положении неопределенного критерия (иные критерии по решению комиссии по закупочной деятельности) может привести к ограничению конкуренции при проведении закупок, и является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрение дела ответчиком представлено Положение в новой редакции (от 30.07.2015), из которого исключен критерий «иные критерии по решению комиссии по закупочной деятельности», не содержит открытого перечня критериев.
Таким образом, поскольку ответчиков внесены изменения в Положение, на основании которого ответчиком использовались критерии оценки при проведении запроса предложений, следовательно, нарушения антимонопольного законодательства им устранены добровольно.
Данное обстоятельство является основанием для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия "Липецкий пассажирский транспорт" нарушение ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31502515320) путем использования критериев оценки заявок, не установленных Положением о закупках.
2. Прекратить рассмотрение дела № 100 о нарушении муниципальным унитарным предприятием "Липецкий пассажирский транспорт" ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.