Определение б/н Определение о возбуждении дела в отношении ООО «Т2 Мобайл» от 27 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 11 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

23 июня 2016 года                                                                                 г. Липецк

 

Председатель Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) на основании приказа Липецкого УФАС России от 21 июня 2016 года № 101 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе по признакам нарушения ООО «Т2 Мобайл» (394006, г. Воронеж, ул. 9 января, д. 68 Б, БЦ «Этажи», ИНН 3664123573, КПП 366401001, ОГРН 1123668060900), ООО «ОСК» (115114 г. Москва ул. Летниковская, д.10, стр. 1, ИНН 7705658056, ОГРН 1057746705631) части 1 статьи 18 Федерального Закона от 13 марта 2006 года 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы посредством SMS-сообщения без предварительного согласия абонента,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление вх.№ 93-з гражданина <…> о том, что 15.04.2016 г. в 18 часов 52 минуты на его абонентский номер <…> поступило sms-сообщение рекламного характера от имени «501-501» (SMS-центр: <…>) следующего содержания: «Экономь на такси! 40 руб. подача такси + 10 руб. за км! Звони 501-501!». Данный способ распространения рекламной информации содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Статья 1 ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

Между тем, такая персонализация, а равно более широкое толкование понятия рекламы прямо следует в рассматриваемом случае из диспозиции части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В тексте такой рекламы отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст такой рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи, с чем реклама не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителя к услугам такси, и может быть воспринята любым потенциальным потребителем.

Также, не было представлено доказательств направления спорного смс-сообщения исключительно в адрес одного физического лица — заявителя.

Таким образом, информация, распространенная 15.04.2016 в 18:52 на номер телефона <…> от отправителя «501-501», направленная на привлечение внимания к услугам такси 501-501, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В данном случае доказательств получения согласия абонента на получение рекламы ООО «Т2 Мобайл», ООО «ОСК», не представлено, а умолчание абонента (непредставление сведений о согласии на получение рекламы) не может быть расценено как согласие на ее получение.

Согласно обращению физического лица, своего согласия на получение рекламы посредством телефонной связи он не давал.

Законом о рекламе обязанность доказывания наличия согласия абонента на получение рекламы посредством использования телефонной связи возложена на рекламораспространителя.

Исходя из материалов, предоставленных ООО «Т2 Мобайл», указанная реклама распространялась на основании Договора № 216/ SMS-BULK от 01 июня 2015 г., заключенного с ООО «ОСК».

Согласно пункту 4.2. Дополнительного соглашения № 1 к Договору об оказании услуг связи «Билайн» № 558085257 от 01 мая 2015 г. Абонент осуществляет рассылку коротких текстовых сообщений на телефонные номера только тех Пользователей, которые предоставили Абоненту и/или Партнерам свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки коротких текстовых сообщений, а также обязуется сообщать Оператору актуальные даты получения вышеуказанных согласий Абонентом/Партнерами до даты осуществления рассылок на номера соответствующих Пользователей.

В соответствии с пунктом 4.2.3. Договора исполнитель (ООО «Т2 Мобайл») имеет право по своему усмотрению либо на основании требований уполномоченных государственных органов осуществлять проверку сервисов на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с абзацем 4 пункта 4.2.4. Договора исполнитель имеет право ограничивать маршрутизацию и доставку SMS-MT-сообщений на всех абонентов либо на определенных абонентов, в том числе определенного исполнителя, в случае если направляемые SMS-MT-сообщения или содержание сервиса не получено либо отозвано согласие абонента на получение sms-рассылки.

Таким образом, из имеющихся документов следует, что ООО «Т2 Мобайл», ООО «ОСК» предполагали возможность направления их абонентам смс-сообщений, содержащих информацию, подпадающую под понятие «реклама».

При этом, у каждого из названных хозяйствующих субъектов имелась возможность предварительно удостовериться в наличии согласия пользователей (абонентов) на получение смс-сообщений, содержащих рекламную информацию, а также имелась возможность блокировать отправку смс-сообщений распространяемых лицам, не давшим согласия в случае возникновения такой необходимости.

Исходя из документов, представленных в Липецкое УФАС России, что ООО «Т2 Мобайл», ООО «ОСК» имеют возможность не передавать рассматриваемую рекламу. Само по себе отсутствие участия какой-либо из сторон по делу в процессе формирования текста рекламы либо ее адресатов, не снимает с ООО «Т2 Мобайл», ООО «ОСК» ответственности по соблюдению требований статьи 18 Закона о рекламе, поскольку данные лица являются рекламораспространителями в силу законодательного определения.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, реклама, распространенная посредством SMS-сообщения 15.04.2016 в 18:52 на номер телефона <…>  с текстом «Экономь на такси! 40 руб. подача такси + 10 руб. за км! Звони 501-501» содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

OOO «Т2 Мобайл», ООО «ОСК» последовательно осуществили распространение рассматриваемой рекламы на телефонный номер <…> в силу имеющихся между ними гражданско-правовых отношений.

Каждый из хозяйствующих субъектов осуществил конкретное фактическое действие, в силу которых рассматриваемая реклама была доставлена конечному адресату — заявителю. В случае отсутствия последовательности вышеустановленных действий OOO «Т2 Мобайл», ООО «ОСК» рассматриваемое сообщение не достигло бы конечного адресата — потребителя рекламы.

На основании изложенного OOO «Т2 Мобайл», ООО «ОСК» являются рекламораспространителями «Экономь на такси! 40 руб. подача такси + 10 руб. за км! Звони 501-501», распространенной 15.04.2016 в 18:52 на номер телефона <…> от отправителя «501-501».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

   

1. Возбудить производство по делу № 11 по признакам нарушения п. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении  ООО «Т2 Мобайл» (394006, г. Воронеж, ул. 9 января, д. 68 Б, БЦ «Этажи», ИНН 3664123573, КПП 366401001, ОГРН 1123668060900), ООО «ОСК» (115114 г. Москва ул. Летниковская, д.10, стр. 1, ИНН 7705658056, ОГРН 1057746705631).

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – <…>;

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –  ООО «Т2 Мобайл», ООО «ОСК».

3. Назначить дело № 11  к рассмотрению на 12 июля 2016 года на 10 часов  00 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1 , кабинет  506,  тел. (4742) 27-83-19.

4. ООО «Т2 Мобайл» представить до 11.07.2016 следующие документы и сведения:

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- копию выписки из ЕГРЮЛ;

- объяснения по факту распространения  рекламы «Экономь на такси! 40 руб. подача такси + 10 руб. за км! Звони 501-501»  посредством SMS-сообщения без предварительного согласия абонента <…>;

- иные документы и материалы по указанной рекламе  по своему усмотрению.

5. ООО «ОСК» представить до 11.07.2016 следующие документы и сведения:

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- копию выписки из ЕГРЮЛ;

- объяснения по факту распространения  рекламы «Экономь на такси! 40 руб. подача такси + 10 руб. за км! Звони 501-501»  посредством SMS-сообщения без предварительного согласия абонента <…>;

- иные документы и материалы по указанной рекламе  по своему усмотрению.

Явка  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе или их представителей (с доверенностью на право представлять интересы в государственном органе), для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь ПАСПОРТ.

 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны