Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ОБУ «Уполномоченны... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                    г. Липецк

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

А.А. Сешенов — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

Члены комиссии:

О.А. Ширкова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Веретенникова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

рассмотрев дело № 115 по признакам нарушения Областным бюджетным учреждением «Уполномоченный многофункциональный центр Липецкой области»  (398004, г. Липецк, ул. Теперика, д.1)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от заявителя: <…> – представитель ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры» (доверенность от 02.09.2015);

от ответчика: <…> - представитель Областного бюджетного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр Липецкой области» (далее ОБУ «УМФЦ Липецкой области»)  доверенность от 01.09.2015 № 45-ЮР);  <…> – представитель ОБУ «УМФЦ Липецкой области» (доверенность от 01.09.2015 № 44-ЮР);

от заинтересованного лица – <…> - юрисконсульт ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» (доверенность от 19.08.2015 № 31),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Липецкое УФАС России 20.07.2015 поступило обращение ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры», в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях

ОБУ «УМФЦ Липецкой области», выразившихся в необоснованном отказе в предоставлении места в ОБУ «УМФЦ Липецкой области» по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6а  для сотрудника  ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры», который  привёл к ограничению конкуренции не обеспечив равный доступ компаний, выполняющих работы по изготовлению межевого плана, технического плана, акта обследования,  для предоставления государственной услуги – постановки на государственный кадастровый учёт.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 07.08.2015 № 287 было возбуждено дело № 115 по признакам нарушения ОБУ «УМФЦ Липецкой области» пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». В соответствии с п. 8 ст. 16 данного Федерального закона в целях повышения территориальной доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна», для реализации функций, установленных настоящей статьёй, уполномоченный многофункциональный центр вправе привлекать иные организации. Случаи и порядок привлечения указанных организаций, порядок их взаимодействия с уполномоченным многофункциональным центром, перечень функций, к реализации которых привлекается организация, а также требования к указанным организациям устанавливаются правилами организации деятельности уполномоченных многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

ОБУ «УМФЦ Липецкой области» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, а также в иных сферах в соответствии с действующим законодательством.

Учредителем и собственником имущества ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области» является Липецкая область. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление делами администрации области. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет управление имущественных и земельных отношений Липецкой области. Место нахождения ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области»: 398004, г. Липецк, ул. Теперика, д. 1. Филиалами ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области» являются: Липецкий филиал ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области» (398001, г. Липецк, пл. Победы, д. 6а) и Елецкий филиал ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области» (399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 127д). 

В ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области» по адресу 398001, г. Липецк, пл. Победы, д. 6а оказываются государственные и муниципальные услуги по многим   направлениям, в том числе, постановка на государственный кадастровый учёт  земельных участков.

Согласно п. 4 Правил организации деятельности многофункциональных  центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 в многофункциональном центре может быть также организовано предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

           ОБУ  «УМФЦ  Липецкой области» пользуясь своим правом оперативного управления закреплённого за ним имущества и являясь уполномоченной организацией предоставления  государственных и муниципальных услуг координирует  деятельность  организаций,  оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг путём заключения с ними соответствующих договоров.

Федеральный закон  от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ)  регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона  № 221-ФЗ  установлен перечень необходимых документов для кадастрового учёта. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе:  межевой план, технический план, акт обследования.

Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка, здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства требуется перечень документов, в который обязательно должен входить  один из следующих документов: межевой план, технический план, акт обследования. Без данных документов невозможно поставить вышеуказанную недвижимость на государственный кадастровый учёт. Работы по изготовлению межевого плана, технического плана, акта обследования являются обязательными для предоставления государственной услуги – постановки на государственный кадастровый учёт.

  На основании ст. 3 Федерального закона  № 221-ФЗ  прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, при личном обращении заявителей с такими запросами и выдачу (направление) заявителям соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с реестром заключенных договоров аренды ОБУ  «УМФЦ Липецкой области», а также письменного ответа ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» в адрес ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры» в Липецком филиале ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» услуги по изготовлению межевого плана, технического плана, акта обследования оказывает ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация»  по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6 а (договор аренды нежилого помещения областного уровня собственности заключен между  ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» и ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» 05.05.2015).  На основании данного факта ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» «счёл нецелесообразным размещать сотрудников ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры» в Липецком филиале ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6 а».

В своём заявлении в адрес Липецкого УФАС России ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры» не согласилась с формулировкой отказа по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Часть 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации даёт определение коммерческим юридическим лицам, как организации, преследующей  извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Таким образом, ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», как и ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры»  является коммерческой организацией.

Согласно п. 4 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее – кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе. Формами организации кадастровой деятельности кадастрового инженера могут быть:

  1. в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

           Следовательно, выполнение кадастровых работ является коммерческой деятельностью, то есть преследует основную цель – извлечение прибыли, и не является государственной или муниципальной услугой.

  Исходя из вышеизложенного следует, что ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» воспользовалось  своим положением в части организации оказания услуг, необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг,  фактически не проводя отбор организаций, необоснованно предоставило ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» преимущественное право оказывать услуги по проведению кадастровых работ в ОБУ  «УМФЦ Липецкой области» по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6 а», при этом не предоставив равный доступ другим хозяйствующим субъектам, оказывающим эти услуги, а также не предоставив возможность участия в отборе.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.

В ответ на запрос Липецкого УФАС России от 07.08.2015 № 4033-02 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» представили следующие пояснения:

Ссылаясь на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от  01.10.2013 № 20858-ОФ/Д09и  ОБУ «УМФЦ Липецкой области» считает, что механизм привлечения организаций для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» предусмотрен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ). В процессе отбора должно быть проверено соответствие привлекаемой организации требованиям и условиям, установленным пунктом 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376. Однако, согласно письменному ответу ОБУ «УМФЦ Липецкой области» от 31.08.2015 № Ис-836 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» не проводило проверки соответствия ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» требованиям, указанным в пункте 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376.

С данной позицией Липецкое УФАС России не согласно по следующим основаниям.

Согласно статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение  государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исходя из содержания Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливающего общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, следует, что нормы настоящего Федерального закона не регулируют отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг населению. В данном случае многофункциональный центр не производил закупку товаров, работ, услуг для своих нужд, а привлек организацию для удовлетворения потребностей населения.

  В соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 08.02.2013 № 58  «О создании областного бюджетного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр Липецкой области» ОБУ «УМФЦ Липецкой области» осуществляет функции по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории области посредством заключения договоров с иными многофункциональными центрами и привлекаемыми организациями и заключения соглашений о взаимодействии с органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги; контролирует выполнение условий, установленных в указанных договорах и соглашениях, ведёт реестр заключенных соглашений о взаимодействии, договоров с многофункциональными центрами, привлекаемыми организациями, а также реестр указанных многофункциональных центров, привлекаемых организаций.

            В соответствии со статьёй 4 Федерального закона  № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является  правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги,  а также предоставления услуг,  которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона,  которая распространяет действие данного Федерального закона на организации,  участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

         Критерии отбора привлекаемых организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, изложены в п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376.

Статьёй 9 Федерального закона  № 210-ФЗ предусмотрены требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.

         Согласно данным официального сайта ОБУ «УМФЦ Липецкой области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ОБУ «УМФЦ Липецкой области» оказывает услуги по приёму и выдаче документов по государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, в частности, постановка на государственный кадастровый учёт земельных участков. Данную государственную услугу оказывает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Для получения данной услуги необходимы документы, одним из которых является межевой план, то есть тот документ, без предоставления которого невозможно получить государственную услугу - постановку на государственный кадастровый учёт земельных участков.

         Кроме того, проведение кадастровых работ в целях выдачи межевого плана, технического плана, акта обследования под номером 25 включено в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утверждённых Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 352.

         ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация»  размещена в ОБУ «УМФЦ Липецкой области» по адресу 398001, г. Липецк, пл. Победы, д. 6а на основании договора аренды нежилого помещения областного уровня собственности от 05.05.2015 с целью оказания на возмездной основе услуг населению, одними из которых являются работы по изготовлению межевых планов на земельные участки, изготовление  технических паспортов на здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства.  Инициатором заключения данного договора аренды выступило ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», о чём свидетельствует их инициативное письмо от 16.01.2015 № 38/1 в адрес ОБУ «УМФЦ Липецкой области». По согласованию с начальником Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области часть помещения № 4 общей площадью  2,6  кв. м. на втором этаже в помещении № 12, расположенном по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6а предоставлено ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация».

         В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 данная привлекаемая организация не была проверена на соответствие требованиям, изложенным в пункте 32 данного Постановления.

         Пунктом 8 статьи 16 Федерального закона  № 210-ФЗ в целях повышения территориальной доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна», для реализации функций, установленных настоящей статьёй, уполномоченному многофункциональному  центру дано право привлекать иные организации. Данным правом  ОБУ «УМФЦ Липецкой области воспользовалось посредством заключения договора аренды нежилого помещения областного уровня собственности от 05.05.2015 с целью оказания на возмездной основе услуг населению, одними из которых являются работы по изготовлению межевых планов на земельные участки, изготовление  технических паспортов на здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства, чем создало ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» преимущественные условия  осуществления  деятельности  по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6а  и ограничив  доступ к оказанию перечисленных услуг других компаний, в частности ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры».

         Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

РЕШИЛА:

  1. Признать в бездействиях ОБУ «УМФЦ Липецкой области нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

выразившееся в непроведении отбора организаций для выполнения работ по изготовлению межевых планов на земельные участки, изготовление  технических паспортов на здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной  услуги – постановки на государственный кадастровый учёт, что привело к ограничению конкуренции на рынке работ по изготовлению межевых планов на земельные  участки, изготовление  технических паспортов на здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6а.

  1. Выдать ОБУ «УМФЦ Липецкой области»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 115

 

15 сентября  2015 года                                                                                 город Липецк

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

А.А. Сешенов — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

Члены комиссии:

О.А. Ширкова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Веретенникова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

 руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 15 сентября 2015 года по делу  № 115 о нарушении Областным бюджетным учреждением  «УМФЦ Липецкой области» части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Областному бюджетному учреждению  «УМФЦ Липецкой области» в срок до 16 октября 2015 года  прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, совершить отбор организаций  для выполнения работ  по изготовлению межевых планов на земельные участки, изготовление  технических паспортов на здания, сооружения,  помещения либо объекта незавершённого строительства,  которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной  услуги - постановки на государственный  кадастровый учёт.
  2. Областному бюджетному учреждению  «УМФЦ Липецкой области» в срок до 1 октября 2015 года  пересмотреть обращение ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры» от 15.06.2015 № 88 о предоставлении места в Областном бюджетном учреждении  «УМФЦ Липецкой области» по адресу г. Липецк, пл. Победы, д. 6а  для сотрудника ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнёры» и принять мотивированное решение по результатам рассмотрения обращения.
  3. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

             

 

                                                                                    

В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны