Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «Континент» от 24 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

20.07.2015                                                                                                           г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2015

Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2015

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии:

                                    - руководитель А.А. Сешенов,

члены комиссии:

                                     - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции  

                               Д.А. Шелестенко,

                               - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной

                               конкуренции Е.А. Высочина,

рассмотрев дело № 12, возбужденное по признакам нарушения п.1, п.20 ч.3 ст.5  Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» Обществом с ограниченной ответственностью «Континент» (далее – ООО «Континент») <…>,

в отсутствие:

представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Континент»;

представителей заинтересованного лица ООО «ЛРК»;

в присутствии представителя заинтересованного лица - Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Специалистами отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено, что в г. Липецк на телеканале ГТРК «Липецк» в период с 02.03.2015 по 26.03.2015 распространялась реклама следующего содержания: видеоряд: «СТОЛИЦА МЕБЕЛИ ВСЯ МЕБЕЛЬ КОНТИНЕНТА! ВЫСТАВОЧНО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ <…> СПОНСОР ПРОГНОЗА ПОГОДЫ – ВТЦ «МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ», аудиоряд: «Мебельный континент - мебельная столица нашего города. Вся мебель континента. Вся мебель здесь, на <…>».

С целью осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ Липецким УФАС России был направлен запрос от 28.05.2015 № 2836-04 Обществу с ограниченной ответственностью «Континент» (далее – ООО «Континент») о предоставлении необходимых документов и информации.

Из представленной информации следует, что рекламодателем указанной рекламы является ООО «Континент <…>, рекламопроизводителем указанной рекламы является ООО «ЛРК» <…>, рекламораспространителем указанной рекламы является ФГУП «ВГТРК» <…> в лице Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Липецк».

Статья 1 ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

  Пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования в указанной рекламе являются: выставочно-торговый центр «Мебельный Континент», мебель выставочно-торгового центра «Мебельный Континент».

В своем ответе вх.№ 2478 от 09.06.2015 на запрос Липецкого УФАС России ООО «Континент» поясняет: «На сегодняшний день торговый центр «Мебельный Континент» является самым крупным мебельным центром в г. Липецк. Как правило, столица является крупнейшим городом страны. Наш мебельный центр расположен в центре города, торговые площади мебельного центра составляют порядка 20 000 кв.м., в мебельном центре представлены около 300 производителей мебели, а также множество арендаторов – продавцов мебели. Другие мебельные центры г. Липецка – Торговый дом «Гранд», Мебельный центр «Янтарь» дом мебели «Инваго» удалены от центра города и их торговые площади гораздо меньше площадей «Мебельного Континента». Предложение «Вся мебель здесь, на <…>» идет в контексте с привязкой к мебельному центру «Мебельный Континент» и содержит информацию об адресе всей расположенной в «Мебельном Континенте» мебели».

Дополнительных доказательств правомерного использования фразы «Мебельный континент - мебельная столица нашего города. Вся мебель здесь, на <…>» ООО «Континент» Липецкому УФАС России не представило.

Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления о товаре при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

По своему содержанию следующая рекламная информация: видеоряд: «СТОЛИЦА МЕБЕЛИ ВСЯ МЕБЕЛЬ КОНТИНЕНТА! ВЫСТАВОЧНО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ <…>  СПОНСОР ПРОГНОЗА ПОГОДЫ – ВТЦ «МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ», аудиоряд: «Мебельный континент - мебельная столица нашего города. Вся мебель континента. Вся мебель здесь, на <…>» однозначно призвана продвинуть на рынке товары рекламодателя, привлечь потребителя к тому, чтобы мебель была приобретена именно в выставочно-торговом центре «Мебельный Континент».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. При этом, ч. 3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» гласит, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

п.1 ч.3 с.5 запрещает сообщать недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

При сравнении с другим товаром в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один товар от другого, о превосходстве товара в сравнении с товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о выгодах или возможностях, которые товар имеет по сравнению с другими. Непременным условием соответствия такого сравнения закону должна быть истинность приводимых сведений о собственных товарах и о чужих товарах. Если сравнительная реклама способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая. Необходимо, чтобы потребитель был правильно информирован и объективно имел право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров.

Применительно к использованию в рекламе утверждений «столица мебели вся мебель континента!», «мебельная столица нашего города», «вся мебель здесь, на <…>», действует презумпция несоответствия действительности таких утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства.

Следовательно, распространяемая ООО «Континент» реклама следующего содержания: видеоряд: «СТОЛИЦА МЕБЕЛИ ВСЯ МЕБЕЛЬ КОНТИНЕНТА! ВЫСТАВОЧНО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ <…> СПОНСОР ПРОГНОЗА ПОГОДЫ – ВТЦ «МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ», аудиоряд: «Мебельный континент - мебельная столица нашего города. Вся мебель континента. Вся мебель здесь, на <…>» о преимуществе выставочно-торгового центра «Мебельный Континент» над другими продавцами мебели и рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами, является недостоверной так как к настоящему времени рекламодатель не подтвердил достоверность следующих утверждений: «столица мебели вся мебель континента!», «мебельная столица нашего города», «вся мебель здесь, на <…>».

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией <…> под словом «столица» подразумевается: «1. Административно-политический центр государства; главный город страны. 2. О городе, являющемся центром чего-либо (области, края, места сосредоточения кого-либо, чего-либо и т.п.)». При этом, в соответствии с указанным словарем, под термином «центр» среди прочего понимается «то, что или тот, кто является самым главным, важным, вокруг которого группируется, располагается всё остальное».

Учитывая, что реклама согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к объекту рекламирования в целях продвижения товаров и услуг на рынок, сообщение в рекламе недостоверных сведений об изготовителе или продавце товара, средствах их индивидуализации ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед другими субъектами рекламной деятельности, действующими на том же товарном рынке и соблюдающими требования к достоверности рекламной информации.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров. Создавая образ надежного партнера нечестными методами, рекламодатель стремится повысить доверие потребителей к себе и получить тем самым конкурентное преимущество.

Таким образом, используя в рекламе следующие утверждения: «столица мебели вся мебель континента!», «мебельная столица нашего города», «вся мебель здесь, на <…>» ООО «Континент» допускает не обладающие достоверностью, сомнительные сведения о превосходстве выставочно-торгового центра «Мебельный Континент» над другими продавцами и мебели выставочно-торгового центра «Мебельный Континент» над мебелью, которая произведена другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Вместе с тем, ООО «Континент» неправомерно использует следующие утверждения: «столица мебели вся мебель континента!», «мебельная столица нашего города», «вся мебель здесь, на <…>» в рекламе реализуемых товаров так как, согласно данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не имеет преимуществ перед товарами других продавцов. Так, в             г. Липецк, где распространялась реклама, работает несколько десятков предприятий, предлагающих аналогичную продукцию, представленную рекламодателем.

Реклама способная вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемых товаров рассматривается как ненадлежащая. Потребитель должен быть правильно информирован и объективно иметь право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров и услуг.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности пунктом 1, пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «Континент».

В соответствии с указанными выше фактами, реклама ООО «Континент» следующего содержания: видеоряд: «СТОЛИЦА МЕБЕЛИ ВСЯ МЕБЕЛЬ КОНТИНЕНТА! ВЫСТАВОЧНО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ УЛ. <…>  СПОНСОР ПРОГНОЗА ПОГОДЫ – ВТЦ «МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ», аудиоряд: «Мебельный континент - мебельная столица нашего города. Вся мебель континента. Вся мебель здесь, на <…>», содержит признаки нарушения пункта 1, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Определением о возбуждении дела № 12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 03.07.2015 рассмотрение дела было назначено на 16.07.2015 на 10 часов 00 минут.

На рассмотрении дела 16.07.2015 представитель Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» <…> пояснила, что после получения запроса Липецкого УФАС России размещение указанного ролика в эфире было приостановлено.

Оценив доводы лица, участвующего в рассмотрении дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия приходит к выводу, что реклама ООО «Континент» распространена с нарушением требований п.1, п.20 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

           

Р Е Ш И Л А:

            1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: видеоряд: «СТОЛИЦА МЕБЕЛИ ВСЯ МЕБЕЛЬ КОНТИНЕНТА! ВЫСТАВОЧНО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ <…> СПОНСОР ПРОГНОЗА ПОГОДЫ – ВТЦ «МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ», аудиоряд: «Мебельный континент - мебельная столица нашего города. Вся мебель континента. Вся мебель здесь, на <…>», распространённую в городе Липецк на телеканале ГТРК «Липецк» в период с 02.03.2015 по 26.03.2015 рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Континент», т. к. нарушены требования п.1, п.20 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

            2. Не выдавать ООО «Континент» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны