Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении филиала ОАО «МРСК ... от 16 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» марта 2015 года                                                                                            

В полном объеме решение изготовлено «13» марта 2015 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Талинская А.С. государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Шипулина Ю.А. специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

в присутствии:

от заявителя - <…>,

от ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» - представитель <…>,

рассмотрев дело № 12 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» <…> части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление <…> (далее - заявитель) по вопросу неисполнения филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» обязательств по договору № 40916076 (3754046) об осуществлении технологического присоединения от 02.07.2014г. вводного устройства строящегося садового домика, расположенного по адресу: <…> (далее - садовый домик).

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

02.07.2014г. между филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» и <…>  заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 40916076 (3754046) вводного устройства садового домика (далее - договор), а также выданы технические условия № 4000244518 (3754046) от 20.06.2014г.

Согласно п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

22.12.2014г. <…> уведомила филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о выполнении технических условий со своей стороны.

Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» письмом от 23.12.2014г. № МРСК/ЛП/11-1/4647 уведомил <…> о том, что ей необходимо предоставить документы, указанные в пп. «а» п. 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).

16.01.2015г. <…> предоставила в сетевую организацию недостающие документы.

06.02.2015г. филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в одностороннем порядке произвел осмотр электроустановки <…> и составил акт осмотра (обследования) электроустановки № 3754046, в соответствии с которым было установлено, что электроустановка заявителя не отвечает техническим условиям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Из материалов дела следует, что <…> подала заявку в целях технологического присоединения вводного устройства садового домика, максимальная мощность которого составляет до 15 кВт по 3 категории надежности.

Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки.

Таким образом, филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в силу п. 3 Правил обязан был выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению садового домика, в сроки, установленные п. 16 данных Правил.

При этом из содержания пункта 16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 (шесть) месяцев и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит.

Оснований для продления либо увеличения указанного срока Правила не содержат.

Однако, сетевая организация ни по истечении 6 месяцев со дня заключения договора, ни на момент рассмотрения Липецким УФАС России обращения <…> мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств садового домика не осуществила, что свидетельствует о нарушении п. 16 Правил. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства не представлено.

Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в письме от 18.02.2015г.                 № МРСК/ЛП/09-344 указывает, что со своей стороны выполнил мероприятия по технологическому присоединению, что подтверждается актами КС-3, КС-2, актом сдачи-приемки выполненных работ с подрядной организацией ООО «ЛипецкЭнергоРемонт».

Однако, данные документы от мая 2014г. не могут свидетельствовать о выполнении условий договора от 02.07.2014г., поскольку они составлены до заключения указанного договора.

Ссылка филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» на акт осмотра (обследования) электроустановки от 06.02.2015г. также не свидетельствует о выполнении сетевой организации обязательств, предусмотренных договором.

При этом акт осмотра (обследования) электроустановки от 06.02.2015г. составлен с нарушением п. 6 договора, предусматривающего обязанность сетевой организации провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, поскольку <…> не уведомлялась о проведении осмотра, участие в осмотре не принимала и не подписывала указанный акт. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, не представлено.

Кроме того, является не обоснованным указание филиалом в акте осмотра (обследования) электроустановки от 06.02.2015г. на неисполнение <…> п. 11.1, 11.2, 11.3 технических условий, поскольку сетевой организацией не представлено доказательств, подтверждающих установку опорной конструкции, на которой <…> должен быть установлен пункт учета (ПУ). При этом в соответствии с п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, а не место установки прибора учета электрической энергии. Из акта осмотра (обследования) электроустановки от 06.02.2015г., а также пояснений <…> следует, что она установила прибор учета Меркурий 201.5 2014г. на фасаде садового домика.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» является субъектом естественной монополии, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого управления ФАС России № 122 от 27.08.2008г. в сфере услуг по передаче электрической энергии с долей более 65% в географических границах Липецкой области, в связи с чем занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009г. № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, невыполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению садового домика заявителя к электрическим сетям в установленные п. 16 Правил срок, который не может превышать 6 месяцев, является или может явиться ущемлением интересов и законных прав <…>, как слабой стороны по отношению к сетевой организации, на своевременное подключение садового домика к электрическим сетям, и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 12 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» мероприятий по технологическому присоединению вводного устройства садового домика <…>, расположенного по адресу: <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004г.

2. Выдать ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 ПРЕДПИСАНИЕ № 12

 

 

«13» марта 2015 года                                                                                                 город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Талинская А.С. государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Шипулина Ю.А. специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «13» марта 2015 года по делу № 12 о нарушении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» <…> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в срок до «30» апреля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10                  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» мероприятий по технологическому присоединению вводного устройства садового домика <…>, расположенного по адресу: <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004г., а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» мероприятий по технологическому присоединению садового домика Пановой О.Н. к электрическим сетям.

2. ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны