Решение б/н Решение № 12 от 12 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

10 июля 2017 года                                                                                          г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2017 года.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Липецкая энергосбытовая компания» (398024 г. Липецк, проспект Победы, д. 87А, ИНН 4822001244 ОГРН 1054800190037) (далее - ОАО «ЛЭСК») части 11 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии,

 

в присутствии:

представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ОАО «ЛЭСК» <…>, <…>,

в отсутствие:

заявителя - <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило обращение гражданина <…> о том, что на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии распространяется рекламная информация. Данный способ распространения рекламной информации содержит признаки нарушения Закона о рекламе.

В рамках рассмотрения данного заявления, Липецким УФАС России был направлен запрос в ОАО «ЛЭСК» о предоставлении следующей информации:

- информацию о лице, являющемся в силу п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводителем информации, размещаемой на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату электроэнергии (с указанием полного наименования хозяйствующего субъекта, его должностного лица, юридического и фактического адреса, контактных телефонов);

- сведения о лице, являющемся в силу п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем информации, размещаемой на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату электроэнергии (с указанием полного наименования хозяйствующего субъекта, его должностного лица, юридического и фактического адреса, контактных телефонов);

- копию договора с рекламодателем (рекламопроизводителем) информации, размещаемой на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату электроэнергии, на предмет ее распространения (изготовления);

- копию договора (со всеми приложениями) на предмет изготовления счетов-квитанций на оплату электроэнергии;

- информацию о включении в расчет тарифа в 2010-2016 годах на электроэнергию, расходов на изготовление и доставку до потребителей счетов-квитанций на оплату электроэнергии;

- информацию об источнике финансирования расходов на изготовление и доставку до потребителей счетов-квитанций на оплату электроэнергии.

- иные документы по своему усмотрению.

В ответ на указанный запрос ОАО «ЛЭСК» пояснило, что реклама на счет-квитанциях на электроэнергию не распространяется, т.к. информация, расположенная на оборотной стороне счет-квитанций, предназначена для контрагентов, с которыми заключен договор энергоснабжения.

Согласно пунктом 1 статьи 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с письмом ФАС России № АЦ/4624 от 05 апреля 2007 года под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Следовательно, информация, размещенная на оборотной стороне счет-квитанций, адресована неопределенному кругу лиц.

ОАО «ЛЭСК» говорит о том, что размещение на счете-квитанции информации о способах оплаты электроэнергии не является рекламой.

Однако на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии не распространяется информации о способах оплаты электроэнергии, а распространяется рекламная информация, где объектами рекламирования являются: «Сталь-сервис», сантехнические работы, работы по проектированию и строительству, кадастровые работы, кровельные работы, заборы, фундаменты, колодцы, теплицы, финансовые услуги, бурение скважин, котлы, семена. Кроме того, каждая рекламная информация содержит адреса и контактные номера телефонов.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58
О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Таким образом, информация, размещаемая на оборотной стороне счет-квитанций на электроэнергию, соответствует понятию, изложенному в статье 3 Закона о рекламе и является рекламной.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), в пункте 69 закрепляют исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах, а именно:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Правила № 354 являются составной частью Российского Законодательства. В связи с тем, что в пункте 69 этих Правил не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, и такое размещение с учетом требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" возможно лишь при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем.

На официальном сайте ОАО «ЛЭСК» по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://www.lesk.ru/ размещен типовой договор энергоснабжения для граждан-потребителей электрической энергии на 2017 год. Пунктом 3.2.5. указанного договора гарантирующий поставщик (ОАО «ЛЭСК») имеет право указывать в счет-извещении (в том числе на оборотной стороне) иную дополнительную информацию по своему усмотрению и не противоречащую законодательству РФ. Однако предметом договора является продажа электрической энергии (мощности). Следовательно, размещение рекламы на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии не будет являться дополнительной информацией.

Таким образом, условие на размещение рекламы на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии в договоре отсутствует.

Таким образом, реклама, размещаемая на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии содержит признаки нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пояснениям ОАО «ЛЭСК» счета-квитанции формируются, изготавливаются и распространяются обществом самостоятельно.

Таким образом, ОАО «ЛЭСК» является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы, размещаемой на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что оборотная сторона счет-квитанций на оплату электроэнергии ОАО «ЛЭСК» сдавалась в аренду ООО «КОНСАЛТ МЕДИА ГРУПП» (ИНН 4826100052 ОГРН 1134827006434) на основании договора №8АИ-15 оказания услуг по аренде оборотной стороны счета извещения для распечатки рекламы от 15 июля 2015 г.

В соответствии с законодательным определением ООО «КОНСАЛТ МЕДИА ГРУПП» является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Из указанной информации следует, что ОАО «ЛЭСК» знало, что на оборотной стороне счета-квитанции на электроэнергию распространяется реклама.

Кроме того, реклама на оборотной стороне счет-квитанций на электроэнергию, изготовляемых ОАО «ЛЭСК», не распространяется с июля 2016 года.

В ходе рассмотрения дела, у заявителя неоднократно запрашивалась дополнительная информация. Однако никакие документы и информация от заявителя в Липецкое УФАС России не поступала.

Статья 38 Закона о рекламе устанавливает ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе не установлена. Таким образом, не представляется возможным привлечение лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 Закона о рекламе, ввиду отсутствия состава и события административного правонарушения

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространявщуюся на оборотной стороне счет-квитанций на оплату электроэнергии по июль 2016 г., рекламодателем которой является ООО «КОНСАЛТ МЕДИА ГРУПП», рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ОАО «ЛЭСК» т.к. нарушена  ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы.

3. Не передавать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, т.к. не установлена ответственность за нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны