Решение б/н Решение по делу № 12 от 24 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Автошкола «Аврора»

 

398036, г. Липецк, пр-кт Победы, д. 128,

оф. 12

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

24 августа 2018 г.                                                                                                                г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2018 года

   

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 12 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Автошкола «Аврора» (398036 г. Липецк, пр. Победы, д. 128, оф. 12, ИНН 4824054869 ОГРН 1114829008860) (далее - ООО «Автошкола «Аврора», общество),

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — ООО «Автошкола «Аврора»,

У С Т А Н О В И Л А:

Сотрудниками Липецкого УФАС России установлено, что в г. Липецке на опоре светового столба по ул. Механизаторов, расположенного рядом с остановкой наземного транспорта «ул. Индустриальная», 02.08.2018 распространялась реклама, следующего содержания: «АВТОШКОЛА Подготовка водителей категории «В» Аврора Оплата в рассрочку Низкие цены Высококвалифицированные преподаватели пр. Победы, 128, оф. 12 тел. 713-718 www.аврора48.рф».

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Информация, распространяемая на опоре светового столба по ул. Механизаторов г. Липецка, расположенного рядом с остановкой наземного транспорта «ул. Индустриальная», следующего содержания: «АВТОШКОЛА Подготовка водителей категории «В» Аврора Оплата в рассрочку Низкие цены Высококвалифицированные преподаватели пр. Победы, 128, оф. 12 тел. 713-718 www.аврора48.рф», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лице, предоставляющем рассрочку, является существенной.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 58 от 08 октября 2012г., рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные  требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу обязательных сведений или условий оказания услуг.

Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» связано с не представлением потребителю информации о лице, предоставляющем рассрочку.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского Кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано, что согласно статье 823 Кодекса к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.

Учитывая изложенное, при определении природы кредита следует исходить из возникающих гражданско-правовых обязательств между кредитором и должником. В случае, если одно лицо реализует другому лицу какой-либо товар, оказывает какие-либо услуги, при этом в рамках заключенного ими договора на реализацию данного товара, оказания услуг, предусмотрено, что оплата товара/услуги осуществляется с отсрочкой/ в рассрочку или, наоборот, если лицо предоставляет аванс или предварительную оплату в счет получения им в дальнейшем товара/услуги, указанные обязательства подпадают под понятие коммерческого кредита, установленное статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, рассрочка не является финансовой услугой.

Однако важно отметить, что наличие в рекламном объявлении слов о предоставлении рассрочки при приобретении товара, не исключает того, что организация рассрочку предоставляет не самостоятельно, а с привлечением для своих клиентов беспроцентных кредитов, предоставляемых кредитными организациями (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2009 № Ф03-6423/2008).

Таким образом, отсутствие сведений о лице, предоставляющем рассрочку способно ввести потребителей в заблуждение.

Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных в частности частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и т.д.

На интерне-сайте, указанном в рассматриваемой рекламе (www.аврора48.рф), опубликована Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 10 октября 2011 года № 401, выданная Управлением образования и науки Липецкой области ООО «Автошкола «Аврора».

Следовательно, лицом осуществляющем деятельность в автошколе «Аврора» является ООО «Автошкола «Аврора».

Исходя из объекта рекламирования (а именно: возможность обучения водителей категории «В» в автошколе «Аврора», в том числе, возможность оплаты обучения в рассрочку) рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Автошкола «Аврора».

         Таким образом, реклама ООО «Автошкола «Аврора» следующего содержания: «АВТОШКОЛА Подготовка водителей категории «В» Аврора Оплата в рассрочку Низкие цены Высококвалифицированные преподаватели пр. Победы, 128, оф. 12 тел. 713-718 www.аврора48.рф», распространенная 02.08.2018 на опоре светового столба по ул. Механизаторов г. Липецка рядом с остановкой наземного транспорта «ул. Индустриальная», содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно – информация о лице, предоставляющем рассрочку, что приводит к искажению смысла рекламы и способно ввести потребителей рекламы в заблуждение.      

         Определением о возбуждении дела № 12 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 07.08.2018 в отношении ООО «Автошкола «Аврора» возбуждено дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» и назначена дата рассмотрения дела на 15 часов 30 минут 21 августа 2018 года в Липецком УФАС России. 

         На рассмотрении дела 21.08.2018 представитель ООО ««Автошкола «Аврора» Дацкевич В.С. пояснила, что рекламные листовки были изготовлены обществом самостоятельно, без привлечения посторонних лиц. В распространенной рекламе не подразумевалась выдача кредитов, так как ООО «Автошкола «Аврора» при заключении договоров на обучение в устной форме предлагает своим ученикам оплатить услуги общества в рассрочку (по частям) до окончания обучения. При изготовлении рекламных листовок общество допустило ошибку и не указало лицо, предоставляющее рассрочку.

         Учитывая доказательства, имеющиеся в материалах дела, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что в рекламе ООО «Автошкола «Аврора» следующего содержания: «АВТОШКОЛА Подготовка водителей категории «В» Аврора Оплата в рассрочку Низкие цены Высококвалифицированные преподаватели пр. Победы, 128, оф. 12 тел. 713-718 www.аврора48.рф», распространенной 02.08.2018 на световой опоре по ул. Механизаторов в г. Липецк рядом с остановкой наземного транспорта «ул. Индустриальная», отсутствует наименование лица, предоставляющего рассрочку, что искажает смысл рекламной информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно объекта рекламирования.  

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь ч. 7 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

        

Р Е Ш И Л А:

         1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Автошкола «Аврора» следующего содержания: «АВТОШКОЛА Подготовка водителей категории «В» Аврора Оплата в рассрочку Низкие цены Высококвалифицированные преподаватели пр. Победы, 128, оф. 12 тел. 713-718 www.аврора48.рф», распространенную 02.08.2018 на световой опоре по ул. Механизаторов в г. Липецк рядом с остановкой наземного транспорта «ул. Индустриальная», так как нарушены требования части 7 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ООО «Автошкола «Аврора» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе в связи с отсутствием в материалах дела надлежащего доказательства окончания распространения рекламы.

         3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны