Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Перспектива» от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 120м/17

 

«12» мая 2017 года                                                                                        г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 17.05.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина –руководитель управления;

члены Комиссии: Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, О.И. Злобина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителя уполномоченного учреждения – Комитета экономического прогнозирования, инвестиций и инновационной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области: <…> (доверенность от 10.05.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на строительство автомобильной дороги по ул. Степная в с. Вешаловка Липецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 03.05.2017 поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе (заказчик - Комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области; уполномоченное учреждение - Комитет экономического прогнозирования, инвестиций и инновационной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

ООО «Перспектива», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе ООО «Перспектива» указано, что аукционная документация содержит ряд нарушений, а именно:

1. заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе -01.05.2017;

2. заказчиком неправомерно в документации об электронном аукционе установлено требование об обязательном  наличии у участника одновременно свидетельства о допуске к работам по организации строительства и свидетельства о допуске к определенным видам работ;

3. заказчиком в нарушении ст. 70 Закона о контрактной системе в проекте контракта установлено условие о подписании контракта в бумажном виде.

Представитель уполномоченного учреждения по доводам жалобы пояснил, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было, представил письменные возражения.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя уполномоченного учреждения, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Документация об электронном аукционе  и извещение о проведении электронного аукциона   размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16750922,00 рублей.

1. Рассмотрев довод жадобы ООО «Перспектива» об установлении заказчиком неверного срока окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно  ч.4 вышеуказанной нормы закона, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом, в соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации, заказчиком установлена дата окончания срока подачи заявок: 04.05.2017.

Проанализировав аукционную документацию установлено, что пункт 23.2 раздела II «Информация о проведении закупки» документации об электронном аукционе содержит следующее:

«Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть».

При этом, в пункте 23.3 раздела II «Информация о проведении закупки» документации об электронном аукционе содержатся даты начала и окончания срока предоставления разъяснений -  с 18 апреля 2017  по 01 мая 2017.

Из анализа приведенных положений аукционной документации следует, что дата окончания срока предоставления разъяснений – 03.05.2017.

При этом, в жалобе заявителя  указано, что в документации содержится дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе – 01.05.2017, что не соответствует приведенным положениям документации об электронном аукционе.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

2. Рассмотрев довод заявителя о неправомерном установлении заказчиком требования в документации об электронном аукционе об обязательном наличии у участника одновременно свидетельства о допуске к работам по организации строительства и свидетельства о допуске к определенным видам работ, Комиссия признает его обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

Поскольку предметом электронного аукциона являются работы по строительству автомобильной дороги, которые включают виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то в данном случае участник электронного аукциона должен в обязательном порядке иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

При этом, из вышеизложенного также следует, что требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства), противоречит ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закону о контрактной системе.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Так, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе  установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  в том числе  документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что пункт 17.2 раздела II документации об электронном аукционе содержит требование к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе и содержит, в том числе, следующее:

«Подрядчик должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске на виды работ, согласно Перечня, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. №624:

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог

25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.

25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств.

25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог

25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог)

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта».

Из анализа приведенных положений аукционной документации следует, что документацией об электронном аукционе не предусмотрена возможность предоставления участником закупки во второй части заявки в отдельности свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, требования к документам, содержащимся во второй части заявки участника электронного аукциона, об одновременном наличии у участника электронного аукциона свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства и свидетельства о допуске к конкретным видам работ,  без возможности предоставления в отдельности свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, установлены заказчиком без учета требований Градостроительного кодекса РФ и с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения.

3. Рассмотрев довод заявителя о нарушении заказчиком ст. 70  Закона о контрактной системе, Комиссия признает его необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе, под определением поставщика понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Одним из способов определения подрядчика является аукцион в электронной форме. Данный способ определения подрядчика выбран заказчиком.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Следует отметить, что обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 60 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 2 ст. 60 Закона о контрактной системе, документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

Таким образом, при проведении электронного аукциона Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена только электронная форма документов, подписанных усиленной электронной подписью.

На заседании Комиссии установлено, что в документации об электронном аукционе установлен порядок заключения контракта в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 26 раздела II документации об электронном аукционе заключение контракта осуществляется в порядке предусмотренной статьей 70 Закона о контрактной системе и может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Пунктом 16.8 проекта контракта документации об электронном аукционе установлено: «Настоящий Контракт составлен в двух подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу».

При этом, ни аукционная документация, ни проект контракта не содержат условие о подписании контракта в бумажном виде.

Таким образом, требования к форме контракта, установленные Законом о контрактной системе, заказчиком соблюдены.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на строительство автомобильной дороги по ул. Степная в с. Вешаловка Липецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> ) обоснованной в части нарушения требований к составу документов, содержащихся во второй части заявки участника электронного аукциона.

2. В действиях заказчика установлено нарушение  п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №120м/17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

«12» мая 2017 года                                                                                         г. Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина –руководитель управления;

члены Комиссии: Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, О.И. Злобина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» и проведения внеплановой проверки по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №120м/17 от 12.05.2017, в соответствии с ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Единой комиссии уполномоченного учреждения - Комитета экономического прогнозирования, инвестиций и инновационной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в срок до 30.05.2017 отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.05.2017 № 0846300001917000013-1, принятый в ходе проведения электронного аукциона на строительство автомобильной дороги по ул. Степная в с. Вешаловка Липецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> ).

2. Заказчику - Комитету градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в срок до 30.05.2017:

- устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе на строительство автомобильной дороги по ул. Степная в с. Вешаловка Липецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> ) в соответствии с решением Комиссии Липецкого УФАС России №120м/17 от 12.05.2017;

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на строительство автомобильной дороги по ул. Степная в с. Вешаловка Липецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> ) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки АО «Сбербанк - АСТ» в срок до 30.05.2017:

- обеспечить техническую возможность отмены единой комиссией уполномоченного учреждения протокола, указанного в п. 1 предписания, и внесения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;

- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на строительство автомобильной дороги по ул. Степная в с. Вешаловка Липецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> );

- разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.05.2017 № 0846300001917000013-1 и о новом сроке подаче заявок;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.05.2017 № 0846300001917000013-1;

- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения;

- совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.

4. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны