Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «ЛИСК» от 1 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

25 августа 2016 года                                                                              г. Липецк     

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:      

И.В. Поткина руководителя управления;

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 13 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ЛИСК» (398059 г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 5, оф. 2 ИНН 4826081723 ОГРН 1124823005977) (далее – ООО «ЛИСК») пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении недостоверной на интернет сайте www.skgroup48.ru,

в присутствии на заседании:

от заявителя – <…>, <…>;

в отсутствии на заседании:

представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ЛИСК» (о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России из Приемной Президента Российской Федерации в Липецкой области поступило заявление граждан <…>, о признаках нарушения рекламного законодательства Российской Федерации ООО «ЛИСК».

Определением о возбуждении дела № 13 от 29.07.2016 г., рассмотрение дела было назначено на 11 августа 2016 года в Липецком УФАС России.

11.08.2016 г. представители ООО «ЛИСК» на рассмотрение дела не явились. О дате и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом. Никаких документов от ООО «ЛИСК» в адрес Липецкого УФАС России не поступало.

Таким образом, в соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело было рассмотрено в отсутствие представителей ООО «ЛИСК».

Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела, установила следующее.

В Липецком УФАС России имеется акт осмотра интернет сайта общества с ограниченной ответственностью «ЛИСК», расположенного по адресу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.skgroup48.ru от 13.04.2016 г.

Согласно указанному акту, а также информации из архива Интернета (https://archive.org/web/), в разделе «ЯНТАРЬ Жилой комплекс» на интернет-сайте http://www.skgroup48.ru содержалась информация о строящемся жилом многоэтажном доме «ЖК Янтарь»,  по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85, в том числе, следующего содержания: «Жилой комплекс «Янтарь»; Красота, которая дошла до нас через миллионы лет была увековечена в янтаре… Красота, которую строят на века – ЛИСК сегодня тоже воплощает в  «Янтаре»!». В разделе «Дом» содержится текст: Монолитно-кирпичный, трех секционный, 17 этажей. На странице «Фасад» имеется изображение фасада МКД трехсекционного дома. Кроме того, на указанной странице размещены макет  будущего дома и комнат в квартирах.

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Как следует из ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пояснениям ФАС России изложенным в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети интернет» Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Также не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компании и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.

Вместе с тем, как указано в пояснениях, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.

Информация, размещенная на интернет сайте ООО «ЛИСК», о строящемся жилом комплексе «Янтарь» содержит в себе не только сведения распространяемые в целях доведения до потребителей необходимой информации в силу закона, но и информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, о привлекательных условиях его приобретения, способствующих его реализации: «Красота, которая дошла до нас через миллионы лет была увековечена в янтаре… Красота, которую строят на века – ЛИСК сегодня тоже воплощает в  «Янтаре»!....Индивидуальный архитектурный проект в современном стиле от архитектурной мастерской ПГС Проект…Вентилируемый фасад, облицованный композитными материалами Архитектурная фасадная подсветка… Просторный вестибюль с эксклюзивной отделкой Дорогие материалы отделки и декора».

«ЖК Янтарь» - стильный авторский проект, где архитекторам удалось не просто создать комфортное и элегантное здание, искусно вписать его в существующую застройку, но и с максимальной пользой для жителей организовать пространство — как внутри дома, так и вокруг него.

Фасады привлекают внимание витражным остеклением балконов и лоджий, светлыми теплыми тонами отделки и крайне удобной для современного человека деталью – оборудованными местами для установки наружных кондиционеров.

Просторные и продуманные входные группы, пандусы, бесшумные лифты импортного производства, колясочные и множество других удобств, делающих жизнь в жилом комплексе удобной для людей с любыми физическими возможностями – все это выделяет ЖК  «Янтарь» из ряда многочисленных Липецких новостроек и делает его привлекательным для всех, кому одинаково важен комфорт и качество жизни.»

Текст сопровождается фото фасада строящегося дома, вестибюля с эксклюзивной, как указано в сопроводительном тексте, отделкой.

Разграничение рекламной информации и информации, обязательной к размещению, может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной информации.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58
О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Вся  информация на интернет-сайте http://www.skgroup48.ru находится в открытом доступе (т.е. без регистрации на сайте), следовательно, адресована неопределенному кругу лиц.

Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте http://www.skgroup48.ru, о строящемся жилом комплексе «Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является «ЖК Янтарь», равно как и возможность приобретения квартир по указанному адресу у ООО «ЛИСК».

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу п.п. 2, 14 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о любых характеристиках товара; об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара.

Установлено, что ООО «ЛИСК» департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка выдано разрешение на строительство объекта «Многоэтажный многоквартирный жилой дом с объектами соцкультбыта по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, земельный участок 85» от 27.08.2015 № 48-42 701 000-215-2015.

Также установлено, что на строительство капитального объекта ООО «ЛИСК» выдано разрешение в соответствии с проектной документацией 01/15.48-01.С2-ПОС на участок общей площадью 3036 кв.м.

Согласно проектной документации на возводимый объект № 01/15.48-01.С2-ПОС здание – многоквартирный дом имеет габаритные размеры в осях 33,15м х 15,40м, общая площадь здания – 9844,79 кв. м., площадь используемого участка – 3036 кв. м., площадь застройки – 660,01 кв.м., площадь озеленения – 840,14 кв.м., является восемнадцатиэтажным, имеет высоту 50,20 м. Каркас здания – монолитно-бетонный; имеет 1 секцию (одноподъездный).

На интернет-сайте www.skgroup48.ru размещалась информация о строящемся многоэтажном трехсекционном доме «ЖК Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85. Однако проектной документацией предусмотрено строительство односекционного дома по указанному адресу. Следовательно, сведения в отношении количества секций строящегося дома не соответствуют действительности как о характеристике товара, так и об объеме строительства (в том числе количестве квартир).

Кроме того, было установлено, что согласно сведениям, полученным из архива Интернета (https://archive.org/web/) указанная реклама распространялась с 24 ноября 2015 года по 29 июля 2016 года.

Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, размещенной на интернет-сервисе Whois домен skgroup48.ru принадлежит ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания».

Кроме того, внизу интернет-страницы имеется знак «©» (знак охраны авторского права) ООО «Липецкая инвестиционная компания».

Помимо вышеизложенного, в адрес Липецкого УФАС России из прокуратуры Октябрьского района г. Липецка поступили Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «ЛИСК» и иные документы по делу. Копии документов приобщены к материалам дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе № 13.

В материалах дела имеется копия договора № - 17 на размещение и техническое обслуживание Web-сайта от 01 января 2016, заключенного между ИП Татьянина Ю.С. и ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания», в соответствии с которым ИП Татьянина Ю.С. осуществляет корректировку и внесение изменений в дизайн сайта, установку (снятие) со страниц сайта внутренних рекламных объявлений и баннеров (п. 2.2), вносит изменения в текстовое наполнение сайта, оформляет текстовую и графическую информацию (п. 2.3).

Ко всему прочему, согласно п. 3.1, указанного договора заказчик (ООО «ЛИСК») назначает ответственное лицо, исключительно от которого ИП Татьянина Ю.С. принимает заявки для выполнения п. 2.1 – 2.8 данного договора.

Таким образом, в данном случае ООО «ЛИСК» выступает в качестве лица определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, т.е. является рекламодателем.

Следовательно, на основании вышеизложенного, реклама строящегося многоквартирного дома по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85 («ЖК Янтарь»), распространявшаяся на Интернет-сайте содержит нарушение п.п. 2, 14 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», т.к. сведения о количестве секций являются недостоверными.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы заявителей, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ЛИСК» жилого комплекса «Янтарь», распространяющуюся на интернет сайте http://www.skgroup48.ru, следующего содержания: «Жилой комплекс «Янтарь»; Красота, которая дошла до нас через миллионы лет была увековечена в янтаре… Красота, которую строят на века – ЛИСК сегодня тоже воплощает в  «Янтаре»!; Монолитно-кирпичный, трех секционный, 17 этажей», а также изображение фасада трехсекционного дома,  т. к. нарушены требования п.п. 2, 14 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

         2. Не выдавать ООО «ЛИСК» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения рекламы до вынесения решения по делу.

         3. Не передавать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с привлечением ООО «ЛИСК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за данное нарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны