Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «ЛИСК» от 1 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
25 августа 2016 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
И.В. Поткина руководителя управления;
Члены комиссии:
Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 13 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ЛИСК» (398059 г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 5, оф. 2 ИНН 4826081723 ОГРН 1124823005977) (далее – ООО «ЛИСК») пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении недостоверной на интернет сайте www.skgroup48.ru,
в присутствии на заседании:
от заявителя – <…>, <…>;
в отсутствии на заседании:
представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ЛИСК» (о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Липецкое УФАС России из Приемной Президента Российской Федерации в Липецкой области поступило заявление граждан <…>, о признаках нарушения рекламного законодательства Российской Федерации ООО «ЛИСК».
Определением о возбуждении дела № 13 от 29.07.2016 г., рассмотрение дела было назначено на 11 августа 2016 года в Липецком УФАС России.
11.08.2016 г. представители ООО «ЛИСК» на рассмотрение дела не явились. О дате и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом. Никаких документов от ООО «ЛИСК» в адрес Липецкого УФАС России не поступало.
Таким образом, в соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело было рассмотрено в отсутствие представителей ООО «ЛИСК».
Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела, установила следующее.
В Липецком УФАС России имеется акт осмотра интернет сайта общества с ограниченной ответственностью «ЛИСК», расположенного по адресу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.skgroup48.ru от 13.04.2016 г.
Согласно указанному акту, а также информации из архива Интернета (https://archive.org/web/), в разделе «ЯНТАРЬ Жилой комплекс» на интернет-сайте http://www.skgroup48.ru содержалась информация о строящемся жилом многоэтажном доме «ЖК Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85, в том числе, следующего содержания: «Жилой комплекс «Янтарь»; Красота, которая дошла до нас через миллионы лет была увековечена в янтаре… Красота, которую строят на века – ЛИСК сегодня тоже воплощает в «Янтаре»!». В разделе «Дом» содержится текст: Монолитно-кирпичный, трех секционный, 17 этажей. На странице «Фасад» имеется изображение фасада МКД трехсекционного дома. Кроме того, на указанной странице размещены макет будущего дома и комнат в квартирах.
Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Как следует из ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пояснениям ФАС России изложенным в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети интернет» Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Также не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компании и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.
Вместе с тем, как указано в пояснениях, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.
Информация, размещенная на интернет сайте ООО «ЛИСК», о строящемся жилом комплексе «Янтарь» содержит в себе не только сведения распространяемые в целях доведения до потребителей необходимой информации в силу закона, но и информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, о привлекательных условиях его приобретения, способствующих его реализации: «Красота, которая дошла до нас через миллионы лет была увековечена в янтаре… Красота, которую строят на века – ЛИСК сегодня тоже воплощает в «Янтаре»!....Индивидуальный архитектурный проект в современном стиле от архитектурной мастерской ПГС Проект…Вентилируемый фасад, облицованный композитными материалами Архитектурная фасадная подсветка… Просторный вестибюль с эксклюзивной отделкой Дорогие материалы отделки и декора».
«ЖК Янтарь» - стильный авторский проект, где архитекторам удалось не просто создать комфортное и элегантное здание, искусно вписать его в существующую застройку, но и с максимальной пользой для жителей организовать пространство — как внутри дома, так и вокруг него.
Фасады привлекают внимание витражным остеклением балконов и лоджий, светлыми теплыми тонами отделки и крайне удобной для современного человека деталью – оборудованными местами для установки наружных кондиционеров.
Просторные и продуманные входные группы, пандусы, бесшумные лифты импортного производства, колясочные и множество других удобств, делающих жизнь в жилом комплексе удобной для людей с любыми физическими возможностями – все это выделяет ЖК «Янтарь» из ряда многочисленных Липецких новостроек и делает его привлекательным для всех, кому одинаково важен комфорт и качество жизни.»
Текст сопровождается фото фасада строящегося дома, вестибюля с эксклюзивной, как указано в сопроводительном тексте, отделкой.
Разграничение рекламной информации и информации, обязательной к размещению, может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной информации.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ услуг на общий рынок Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58
О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Вся информация на интернет-сайте http://www.skgroup48.ru находится в открытом доступе (т.е. без регистрации на сайте), следовательно, адресована неопределенному кругу лиц.
Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте http://www.skgroup48.ru, о строящемся жилом комплексе «Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является «ЖК Янтарь», равно как и возможность приобретения квартир по указанному адресу у ООО «ЛИСК».
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 14 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о любых характеристиках товара; об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара.
Установлено, что ООО «ЛИСК» департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка выдано разрешение на строительство объекта «Многоэтажный многоквартирный жилой дом с объектами соцкультбыта по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, земельный участок 85» от 27.08.2015 № 48-42 701 000-215-2015.
Также установлено, что на строительство капитального объекта ООО «ЛИСК» выдано разрешение в соответствии с проектной документацией 01/15.48-01.С2-ПОС на участок общей площадью 3036 кв.м.
Согласно проектной документации на возводимый объект № 01/15.48-01.С2-ПОС здание – многоквартирный дом имеет габаритные размеры в осях 33,15м х 15,40м, общая площадь здания – 9844,79 кв. м., площадь используемого участка – 3036 кв. м., площадь застройки – 660,01 кв.м., площадь озеленения – 840,14 кв.м., является восемнадцатиэтажным, имеет высоту 50,20 м. Каркас здания – монолитно-бетонный; имеет 1 секцию (одноподъездный).
На интернет-сайте www.skgroup48.ru размещалась информация о строящемся многоэтажном трехсекционном доме «ЖК Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85. Однако проектной документацией предусмотрено строительство односекционного дома по указанному адресу. Следовательно, сведения в отношении количества секций строящегося дома не соответствуют действительности как о характеристике товара, так и об объеме строительства (в том числе количестве квартир).
Кроме того, было установлено, что согласно сведениям, полученным из архива Интернета (https://archive.org/web/) указанная реклама распространялась с 24 ноября 2015 года по 29 июля 2016 года.
Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации, размещенной на интернет-сервисе Whois домен skgroup48.ru принадлежит ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания».
Кроме того, внизу интернет-страницы имеется знак «©» (знак охраны авторского права) ООО «Липецкая инвестиционная компания».
Помимо вышеизложенного, в адрес Липецкого УФАС России из прокуратуры Октябрьского района г. Липецка поступили Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «ЛИСК» и иные документы по делу. Копии документов приобщены к материалам дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе № 13.
В материалах дела имеется копия договора № - 17 на размещение и техническое обслуживание Web-сайта от 01 января 2016, заключенного между ИП Татьянина Ю.С. и ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания», в соответствии с которым ИП Татьянина Ю.С. осуществляет корректировку и внесение изменений в дизайн сайта, установку (снятие) со страниц сайта внутренних рекламных объявлений и баннеров (п. 2.2), вносит изменения в текстовое наполнение сайта, оформляет текстовую и графическую информацию (п. 2.3).
Ко всему прочему, согласно п. 3.1, указанного договора заказчик (ООО «ЛИСК») назначает ответственное лицо, исключительно от которого ИП Татьянина Ю.С. принимает заявки для выполнения п. 2.1 – 2.8 данного договора.
Таким образом, в данном случае ООО «ЛИСК» выступает в качестве лица определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, т.е. является рекламодателем.
Следовательно, на основании вышеизложенного, реклама строящегося многоквартирного дома по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85 («ЖК Янтарь»), распространявшаяся на Интернет-сайте содержит нарушение п.п. 2, 14 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», т.к. сведения о количестве секций являются недостоверными.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы заявителей, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ЛИСК» жилого комплекса «Янтарь», распространяющуюся на интернет сайте http://www.skgroup48.ru, следующего содержания: «Жилой комплекс «Янтарь»; Красота, которая дошла до нас через миллионы лет была увековечена в янтаре… Красота, которую строят на века – ЛИСК сегодня тоже воплощает в «Янтаре»!; Монолитно-кирпичный, трех секционный, 17 этажей», а также изображение фасада трехсекционного дома, т. к. нарушены требования п.п. 2, 14 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Не выдавать ООО «ЛИСК» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения рекламы до вынесения решения по делу.
3. Не передавать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с привлечением ООО «ЛИСК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за данное нарушение.