Решение б/н Решение по жалобе в отношении ООО «Управляющая Компания «Пок... от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

10 августа 2015 г.                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2015 года

   

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:       - вр.и.о. руководителя управления Л.А. Черкашина,

члены комиссии: - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Д.А. Шелестенко,

                                   - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

рассмотрев дело № 13, возбужденное по признакам нарушения  пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Покупайка» <…>, в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе —  ООО «Управляющая Компания «Покупайка» <…>;

в отсутствие заявителя – <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Липецкое УФАС России поступило заявление <…> о том, что 07.06.2015 в торговом центре «Лидер», расположенном по адресу <…>, распространялся каталог товаров «Покупайка к людям ближе – наши цены ещё ниже! Дачный сезон!» магазина «Покупайка», в котором на 2 странице предлагались к продаже кабачки грунтовые стоимостью 59 руб. 90 коп. за 1 кг. Однако при покупке указанного товара стоимость кабачков грунтовых составила 69 руб. 90 коп. за 1 кг. Информация о том, что цена товара изменена не была доведена до потребителей.

Статья 1 ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. При этом ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» гласит, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Предметом регулирования ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.                                                                              

Предписания части 3 статьи 5 касаются содержания рекламных посланий и распространяются на предоставляемую информацию о товарах, о правомочиях и обязательствах рекламодателя, а также иную информацию, способную повлиять на правильный выбор предлагаемых товаров. В первую очередь предписаниям данной нормы должны следовать рекламодатели.

Сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает правдивость и соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и прочем действительным, имеющим место в реальности во время, к которому относятся такие сведения.

Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.

            п. 4 ч. 3 ст. 5 запрещает сообщать недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Данный запрет корреспондирует положениям потребительского законодательства, введен в развитие его норм и служит обеспечению защиты потребителей от действий недобросовестных производителей, изготовителей и продавцов.

Не соответствующее истине утверждение о товаре, обязательствах рекламодателя, формируя у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводя потребителя в заблуждение относительно существа тех или иных обязательств рекламодателя, способно предопределить его выбор и вынудить совершить действия, частично или полностью не отвечающие его интересам.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.

Обратив свое внимание на стоимость кабачков грунтовых, указанную в рекламном каталоге, заявитель выбрал именно магазин «Покупайка» для приобретения в нем кабачков грунтовых, а не иной магазин, осуществляющий продажу аналогичного товара. Если бы в каталоге была указана достоверная цена, возможно заявитель выбрал бы другой магазин.

Таким образом, в нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламном каталоге магазина «Покупайка» содержатся  недостоверные сведения о стоимости кабачков грунтовых.

Согласно ч. 7 ст. 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе части существенной информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

            Нарушение ч. 7 ст. 5 связано с непредставлением в полном объеме информации об условиях продажи кабачков грунтовых (о возможном повышении цены на товар) с целью привлечения внимания к объекту рекламирования что привело к введению в заблуждение заявителя.

            Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способна привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

            В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и так далее.

             Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не «объективно неправильные (неверные) сведения», а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

С целью осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области были запрошены необходимые документы и информация.

Из анализа поступивших документов и информации установлено, что рекламодателем в рамках каталога является ООО «Управляющая Компания «Покупайка» <…>, печать каталога осуществляло ООО «Липецкий Полиграфический Центр» <…>. Макет каталога, представленный обществом полностью идентичен каталогу, распространявшемуся в г. Липецк.

            Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности пунктом 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «Управляющая Компания «Покупайка».

            В соответствии с указанными выше фактами, реклама ООО «Управляющая Компания «Покупайка» кабачков грунтовых по цене 59 руб. 90 коп. за 1 кг, распространенная 07.06.2015 на 2 странице рекламного каталога товаров магазина «Покупайка» (цены действительны с 04.06.2015 по 17.06.2015), содержит признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, а также в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях продажи товара.

Определением о возбуждении дела № 13 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 16.07.2015 в отношении ООО «Управляющая Компания «Покупайка» возбуждено дело и назначена дата рассмотрения дела на 14 часов 20 минут 04 августа 2015 года в Липецком УФАС России.

На рассмотрении дела 04.08.2015 представитель ООО «Управляющая Компания «Покупайка» <…>  поддержала доводы, изложенные в письме (вх. от 31.07.2015 № 3289).

На вопрос Комиссии о том, где и когда были сделаны фотографии плаката об изменении цены на кабачки, <…> пояснила, что фотографии были сделаны в магазине «Покупайка» по <…>, а когда – пояснить не может, так как не обладает такими сведениями. Указанная информация была размещена во всех магазинах сети в период действия каталога.

На вопрос Комиссии о том, каким образом согласовывалась цена на кабачки грунтовые с ИП <…> представитель ООО «Управляющая Компания «Покупайка» пояснила, что в начале месяца в обществе проходит собрание, на котором обсуждаются, в том числе с продавцами, все цены на товары и скидки, которые будут действовать в течение месяца. Затем разрабатывается макет рекламного каталога и направляется посредством электронной почты для изготовления.

Оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия приходит к выводу, что реклама кабачков грунтовых по цене 59 руб. 90 коп. за 1 кг, размещенная на 2 стр. рекламного каталога товаров магазина «Покупайка» (цены действительны с 04.06.2015 по 17.06.2015) распространена с нарушением пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Фотографии плаката, сообщающего об изменении цены на кабачки грунтовые, представленные в Липецкое УФАС России, Комиссия не принимает в качестве надлежащего доказательства доведения до потребителей информации об изменении цены на товар, так как невозможно установить, когда и где (в каком именно магазине «Покупайка») были сделаны эти фотографии.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

           

Р Е Ш И Л А:

            1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Покупайка» кабачков грунтовых по цене 59руб. 90 коп. за 1 кг, распространённую на 2 старнице каталога товаров «Покупайка к людям ближе – наши цены ещё ниже! Дачный сезон!» магазина «Покупайка» 07.06.2015 в торговом центре «Лидер» <…> , т. к. нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

            2. Не выдавать ООО «Управляющая Компания «Покупайка» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе в связи с окончанием срока распространения рекламного каталога и изъятия его из распространения 08.08.2015.

            3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны