Решение б/н Решение и предписание по заявлению ООО «Владимирский региона... от 18 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    РЕШЕНИЕ

     Резолютивная часть решения оглашена "05" ноября 2015г.

     В полном объеме решение изготовлено "16" ноября 2015 г.

               г. Липецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: Черкашина Л. А, – заместитель руководителя  — начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России

Члены комиссии:

Смольянинова И.Ю. главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.

Ширкова О.А. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках   Липецкого УФАС России.

При участии:

от заявителя: в материалах дела имеется ходатайство ООО «Владимирский региональный юридический центр» о рассмотрения дела №134 в отсутствие представителей.

от ответчика: <…> – представитель по доверенности №96-01-16 от 22.10.2015, Администрация города Липецка;

от заинтересованного лица: <…> – представитель по доверенности №5 от 07.02.2015, Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка.

рассмотрев на заседании Комиссии 05 ноября 2015 года дело № 134, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Липецка (адрес: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д.5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

       Настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления  ООО «Владимирский региональный юридический центр», в ходе рассмотрения которого был установлен факт принятия акта - Постановления №538 от 20.03.2015, «О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок» (далее Постановление №538) администрацией города Липецка, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка.    

     На заседании Комиссии представитель администрации города Липецка пояснил, что на основании Закона Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области " было принято Постановление №538.

    Допуск транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования осуществляется на основании заявления. Рассмотрение заявлений осуществляется комиссией по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования.

     Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

     В соответствии с Законом Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области " (далее — Закон № 149-ОЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в управлении пассажирским транспортом общего пользования относятся:

     Полномочия администрации города Липецка определены в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Липецка.

    Уставом предусмотрено, что глава города Липецка является высшим должностным лицом города Липецка наделяется Уставом собственными полномочиями издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области. К вопросам местного значения города Липецка относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

    Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка (далее - Департамент) является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию полномочий по организации транспортного обслуживания населения города Липецка. Основной задачей Департамента является формирование и реализация единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения. К функциям Департамента относится выполнение функций заказчика и организатора перевозок городским пассажирским транспортом в границах городского округа город Липецк (далее - городских пассажирских перевозок), ведение реестра перевозчиков, осуществляющих городские пассажирские перевозки, в соответствии с компетенцией Департамента.

      В соответствии с пунктом  3 Постановления №538 Департаменту необходимо сформировать и утвердить состав комиссии по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования и утвердить Положение о комиссии по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования.

      Распоряжением департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка от 11.11.2014 №263-Р создана комиссия по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок.

     Комиссия рассматривает заявление с учетом целесообразности открытия (изменения) маршрута или изменения количества транспортных средств на маршруте определяет потребность населения в перевозках по данному направлению на основании результатов обследования пассажиропотоков, социологических исследований, обращений граждан и иными способами;  определяет соответствие дорожных условий, обустройства остановочных пунктов маршрута предъявляемым требованиям;  рассматривает пропускную способность улиц города и остановочных пунктов, наличие мест разворота транспортных средств; определяет соответствие заявителя предъявляемым к нему требованиям в соответствии с пунктом 5 Положения.

       Согласно Положения о комиссии по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок (Приложение 2 к Распоряжению департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка от 11.11.2014 №263-Р) комиссия образована для решения вопросов связанных с допуском транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок, совершенствованием пассажирских перевозок и оптимизацией маршрутов, обеспечивающих иные перевозки транспортом. Заседание комиссии проводятся по мере поступления заявлений. Срок рассмотрения заявлений 30 дней. При принятии решения о допуске транспортных средств того или иного юридического лица и индивидуального предпринимателя к выполнению регулярных перевозок с предоставлением преимущественного права, комиссия учитывает следующие факторы:

  • очередность поступления заявления на допуск транспортных средств к выполнению регулярных перевозок, в том числе на определенном маршруте;
  • наличие необходимого количества транспортных средств соответствующей вместимости и более позднего года выпуска;
  • наличие опыта работы на данном маршруте или сопряженных маршрутах;
  • количество нарушений ПДД, лицензионных требований, условий договора на выполнение регулярных перевозок, линейной и финансовой дисциплины водителей.

       В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г.            № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

        Таким образом, издаваемый органом местного самоуправления ненормативный правовой акт, затрагивающий права и законные интересы граждан и юридических лиц, должен быть мотивирован, содержать ссылки на законы. При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

           Довод Департамента о том, что Постановление №538 не нарушат антимонопольное законодательство так как любой и каждый в соответствии основными требованиями, предъявляемые к заявителю и в любое время может подать заявление на любой маршрут и что в течении ряда лет сформировался определенный круг лиц, которые хотели бы работать с Департаментом Комиссией не принимается, поскольку  лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку.

      Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка относится к конкурентному рынку, характеризуется достаточным количеством перевозчиков, среди которых преобладают организации частной формы собственности и частные предприниматели. Данный рынок открыт.

 Материалами дела установлено 30.06.2015 между Департаментом и ИП <…> и ООО «Автолидер - Липецк» подписаны соглашения о расторжении договоров №15 и №16 от 30.12.2010г. на выполнение регулярных перевозок по маршрутам в г. Липецке №306 и №352 с 01.07.2015г.

      30.06.2015 заключен договор с ООО «Автолидер Липецк» (ИНН 4824004032), генеральный директор <…> на выполнение регулярных перевозок в городе Липецке по маршруту №306 и №352, подвижным составом 33 единицы. Срок действия договора с 01.07.2015 по 31.12.2015г.

     Руководителем в ООО «Автолидер-Липецк (ИНН 4824032255) и ООО «Автолидер Липецк» (ИНН 4824004032) является одно и тоже лицо, что и  ИП <…>

      Более того, договор № 42 от 30.06.2015 на выполнение регулярных перевозок был заключен с ООО «Автолидер Липецк» (ИНН 4824004032) в день расторжения договоров №15 и №16 с ИП <…> и ООО «Автолидер - Липецк».

     Договор № 42 от 30.06.2015 на выполнение регулярных перевозок между Департаментом и ООО «Автолидер Липецк»  (ИНН 4824004032)  был заключен без проведения торгов на право заключения данного договора на основании положения о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок утвержденного Постановлением №538.

       Согласно статьи 4 Закона № 149-ОЗ организация транспортного обслуживания населения автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования осуществляется исполнительным органом государственной власти области в сфере транспорта, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования осуществляются на основе договоров (контрактов), заключаемых между заказчиком (организатором) перевозок и перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.

    Согласно Постановления №538, допуск транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению перевозок осуществляется на основании заявления. Рассмотрения заявления осуществляется в срок до одного месяца.

      Информация о сроке действия договора на выполнение регулярных перевозок доступна только хозяйствующему субъекту, с которым заключен изначально договор. Таким образом, хозяйствующий субъект с которым заключен договор на выполнение регулярных перевозок имеет преимущественное право при подаче заявления в установленный  Постановлением №538  срок. Так как срок рассмотрения заявления составляет до одного месяца.

      Согласно части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

      Как следует из ст.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), этот закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.

       В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

         Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

         В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010.

       Система отношений между потенциальными перевозчиками населения на маршрутах пассажирского транспорта и органами местного самоуправления, порядок оформления этих отношений должны устанавливаться нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, не противоречащими Конституции РФ и Федеральным законам (ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

     Осуществление транспортного обслуживания населения связано с вопросами технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства. Эти отношения не относятся к гражданско-правовым отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных отношений, поэтому и проведение торгов на право осуществления перевозок пассажиров производится в рамках административных правоотношений, возникающих между органами местного самоуправления и перевозчиками, по организации и обслуживанию пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.

     Проведение торгов на право осуществлять перевозки пассажиров по установленным маршрутам производится в рамках административных правоотношений, возникающих между органами местного самоуправления и перевозчиками при реализации первыми своих полномочий по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.

      Таким образом, предоставление перевозчикам права осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом незапрещенном месте на конкурсной основе (путем организации и проведения торгов) основывается на законодательно определенных полномочиях органов власти и не противоречит требованиям ст. ст. 447 и 448 ГК РФ, с учетом чего публично-правовые образования вправе выявлять перевозчиков, способных выполнять наиболее качественную и безопасную перевозку пассажиров на городских маршрутах, посредством проведения торгов.

      В Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок», утвержденного Постановлением №538 отсутствует порядок проведения публичных процедур для обеспечения равного доступа всех заинтересованных лиц к обслуживанию маршрутов гор. Липецка.  

       В соответствии с требованиями  пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите конкуренции» (от 26.07.07г. № 135-ФЗ) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

      Учитывая вышеизложенное  и руководствуясь  статьей 23, частью 1, 2 статьи 39, части 1 ст.15, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью  1  статьи 49 Федерального  закона от  26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях администрации города Липецка нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в принятии акта - Постановления №538 от 20.03.2015, «О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок» который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка.    
  2. Выдать администрации города Липецка предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Материалы по делу №134 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Липецкого УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

ПРЕДПИСАНИЕ № 134

 

«16» ноября 2015 года                                                                                  город Липецк

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: Черкашина Л. А. – заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.

Члены комиссии:

Смольянинова И.Ю. главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.

Ширкова О.А. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках   Липецкого УФАС России.

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от «13» ноября 2015 года по делу №134 о нарушении администрацией города Липецка (адрес: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д.5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      Администрации города Липецка (адрес: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д.5)  в срок до «07» декабря 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии акта - Постановления №538 от 20.03.2015, «О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок» который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка,    

 

а именно:

 

    Постановление № 538 от 20.03.2015 «О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок» привести в соответствие с Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

    О выполнении настоящего Предписания Администрации города Липецка сообщить в Липецкое УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего Предписания с приложением  заверенных копий документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны