Решение б/н Решение и предписание по жалобе в отношении ООО «Капитал гр... от 5 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
29 сентября 2016 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;
Члены комиссии:
Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Капитал групп 48» (398046 г. Липецк, ул. 8 марта, д. 26/2, оф. 1 ИНН 4826070432 ОГРН 1094823016155) (далее – ООО «Капитал групп 48»), обществом с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ-ГРУПП» (398059 г. Липецк, ул. К. Маркса, д. 2 ИНН 4826000347 ОГРН 1024840863959) (далее – ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП») пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении недостоверной рекламы на интернет сайте http://capital-group.pro,
в присутствии на заседании:
от заявителя – <…>;
представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Капитал групп 48» <…> (по доверенности), ООО «Капитал групп 48» <…> (по доверенности), ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» <…> (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В Липецкое УФАС России из Приемной Президента Российской Федерации в Липецкой области поступило заявление граждан <…>, о признаках нарушения рекламного законодательства Российской Федерации ООО «Капитал групп 48».
В Липецком УФАС России имеется акт осмотра интернет сайта общества с ограниченной ответственностью «Капитал групп 48», расположенного по адресу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://capital-group.pro от 29.07.2016 г.
В соответствии с письмом ФАС России от 28 августа 2015 г. № АК/45828/15 не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.
Согласно Интернет-сайту http://capital-group.pro ООО «Капитал групп 48» предоставляет следующие услуги:
- Оформление займов;
- Правовой анализ и сопровождение займов;
- Услуги по подбору и продажа недвижимости;
- Срочный выкуп и взаимозачет;
- Ипотека;
- Перепланировка, согласование незаконных перепланировок;
- Перевод помещений из жилого в нежилой;
- Строительство и отделка квартир, домов.
В разделе сайта «Новостройки» содержится информация о строящемся жилом многоэтажном доме «ЖК Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85, следующего содержания:
««ЖК Янтарь», расположен на пересечении центральных улиц города Липецка - Фрунзе/Неделина.
Это стильный проект бизнес-класса с дорогой отделкой фасада и вестибюля, просторными входными группами и современным подземным паркингом. Дом 17-этажный, трехсекционный, материалы постройки – монолит/кирпич.
В проекте предусмотрены: огороженная территория, wi-fi зона, скейт-парк, оборудованная детская площадка, а так же уникальная система охраны «Безопасный город» (что подразумевает контроль доступа на территорию, видеонаблюдение и возможность вызова скорой помощи, МЧС и других служб при помощи домофона).
Все квартиры сдаются с чистовой отделкой – это белые ровные стены, стяжка полов, так же предусмотрено оборудованное место для кондиционера и установка сантехнических приборов: это ванна, раковина, унитаз, счетчики, розетки и выключатели.
ХОТИТЕ ЗАБРОНИРОВАТЬ КВАРТИРУ И ПОЛУЧИТЬ ЭКСКЛЮЗИВНУЮ СКИДКУ СЕЙЧАС? ЗВОНИТЕ - 24-23-88 или 8-920-505-30-95
Однокомнатные квартиры – 42,29 м2, 43,49м2, 43,9м2
Двухкомнатные квартиры – 63,2м2
Трехкомнатные квартиры – 97 м2
Фасады привлекают внимание витражным остеклением балконов и лоджий, светлыми теплыми тонами отделки и крайне удобной для современного человека деталью – оборудованными местами для установки наружных кондиционеров. Просторные и продуманные входные группы, пандусы, бесшумные лифты импортного производства, колясочные и множество других удобств.
- ДОМ: Монолитно-кирпичный, трех секционный, 17 этажей. Индивидуальный архитектурный проект в современном стиле от архитектурной мастерской ПГС Проект.
- ФАСАД: Вентилируемый фасад, облицованный композитными материалами. Архитектурная фасадная подсветка.
- СОСТОЯНИЕ КВАРТИР: Стены — оштукатурены и зашпаклёваны, полы — выравнивающая стяжка, потолки — зашпаклёваны за один раз, подоконник — пластиковый, окна — двухкамерные пластиковые стеклопакеты, остекление лоджий (балконов) — панорамное витражное остекление, входная дверь — металлическая, облагороженная, сантехнические приборы — установлены ванна, унитаз, раковина. Отопление – центральное, разводка — горизонтальная с установкой биметаллических радиаторов. Электрооборудование — с установкой розеток, выключателей. В каждой квартире кондиционер.
- Паркинг – IV этап строительства -подземный одноуровневый.
- Вестибюль: просторный вестибюль с эксклюзивной отделкой, дорогие материалы отделки и декора.
Окончание строительства III квартал 2017 года
Ответственность застройщика застрахована.
Строительная компания на сегодняшний день, пожалуй, самая надежная - это СК-Групп, за 11 лет опыта они реализовали множество социально-значимых объектов - это детские сады, школы, стела на площади победы, ТЦ Армада, реставрация здания суда, аэропорта, строительство автосалонов и, конечно же, строительство домов комфорт-класса в микрорайоне Университетский. В перспективе будет построен периториальный центр, на лето этого года планируется сдача жилого дома на Ударников 24, а в 3-м квартале 2017 года будет окончание строительства двух проектов - ЖК Янтарь и ЖК Комфорто.
Строительство домов осуществляется при финансировании ПАО «Сбербанк России» с нулевого цикла строительства, чем может похвастаться далеко не каждый застройщик.
ХОТИТЕ ЗАБРОНИРОВАТЬ КВАРТИРУ И ПОЛУЧИТЬ ЭКСКЛЮЗИВНУЮ СКИДКУ СЕЙЧАС? ЗВОНИТЕ - <…>!
Есть возможность бесплатно забронировать квартиру на 7 дней, при авансировании варианта – на срок до 2 месяцев, с фиксированием стоимости (при этом повышения цен на Вас уже не скажутся). Возможна покупка квартиры в зачет вторичной недвижимости а так же с использованием ипотеки и по программе TRADE-IN - обмен старого жилья на новое!»
Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Как следует из ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пояснениям ФАС России изложенным в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети интернет» Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Также не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компании и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.
Вместе с тем, как указано в пояснениях, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.
Информация, размещенная на интернет сайте http://capital-group.pro, о строящемся жилом комплексе «Янтарь» содержит в себе не только сведения распространяемые в целях доведения до потребителей необходимой информации в силу закона, но и информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, о привлекательных условиях его приобретения, способствующих его реализации.
Разграничение рекламной информации и информации, обязательной к размещению, может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной информации.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ услуг на общий рынок Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58
О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Вся информация на интернет-сайте http://capital-group.pro находится в открытом доступе (т.е. без регистрации на сайте), следовательно, адресована неопределенному кругу лиц.
Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте http://capital-group.pro, о строящемся жилом комплексе «Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является «ЖК Янтарь», равно как и возможность приобретения квартир по указанному адресу у ООО «Капитал групп 48».
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
На интернет-сайте http://capital-group.pro распространяется информация о строящемся многоэтажном трехсекционном доме «ЖК Янтарь», по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 85. Однако проектной документацией предусмотрено строительство односекционного дома по указанному адресу. Следовательно, сведения в отношении количества секций строящегося дома не соответствуют действительности в части характеристики товара.
Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является лицо, определившее объект рекламирования, т.е. ООО «Капитал групп 48» (398046 г. Липецк, ул. 8 марта, д. 26/2, оф. 1 ИНН 4826070432 ОГРН 1094823016155).
Определением о возбуждении дела № 14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрение дела было назначено на 11 августа 2016 года в Липецком УФАС России.
11.08.2016 на рассмотрение дела представители ООО «Капитал групп 48» не явились. О дате и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом. Никаких документов от ООО «Капитал групп 48» в адрес Липецкого УФАС России не поступало.
Рассмотрение дела было отложено на 25 августа 2016 года.
Документы запрошенные определением от 11.08.2016 г. У ООО «Капитал-групп 48» в Липецкое УФАС России представлены не были.
В ходе рассмотрения дела 25.08.2016 г. представитель ООО «Капитал групп 48» <…> ходатайствовал о приобщении документов к материалам дела. Комиссией данное ходатайство не было удовлетворено в связи с тем, что указанные документы были оформлены ненадлежащим образом.
Кроме того, <…> пояснил, что реклама «ЖК Янтарь» на интернет-сайте http://capital-group.pro распространяется обществом согласно договору аутсорсинга. Однако копия указанного договора Комиссии представлено не было.
Рассмотрение дела было отложено на 08 сентября 2016 года в связи с необходимость получения дополнительной информации.
Документы запрошенные определением от 25.08.2016 г. у ООО «Капитал-групп 48» в Липецкое УФАС России представлены не в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела 08.09.2016 г. <…> пояснила, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет продолжается распространение недостоверной рекламы строящегося «ЖК Янтарь».
Кроме того, Представитель ООО «Капиталл групп 48» <…> пояснила, что реклама «ЖК Янтарь» на интернет-сайте http://capital-group.pro распространяется в соответствии с договором, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ-ГРУПП» и ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания».
Рассмотрение дела было отложено на 20 сентября 2016 года. К делу было привлечено в качестве ответчика ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП», в качестве третьего лица - ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания».
В адрес Липецкого УФАС России поступили документы ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания», согласно которым реклама о строящемся «ЖК Янтарь» на интернет сайте http://capital-group.pro размещается ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» самостоятельно и не согласовывается с ООО «ЛИСК», рекламодателем спорной рекламы ООО «ЛИСК» не является.
20.09.2016 г. Комиссией Липецкого УФАС России по рассмотрению дела № 14 был объявлен перерыв до 27 сентября 2016 года.
27.09.2016 ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» были представлены документы, в которых имеются пояснения ООО «ЛИСК», согласно которым ООО «ЛИСК» предоставляло информацию ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» по проекту «ЖК Янтарь» на основании пункта 6.4 Договора об оказании услуг от 15.12.2015.
Между ООО «Липецкая инвестиционно-строительная компания» и ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» заключен договор на оказание услуг от 15 декабря 2015 года.
В соответствии с пунктом 6.4 указанного договора исполнитель (ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП») не несет ответственности за ненадлежащую рекламную информацию, представленную заказчиком (ООО «ЛИСК»).
Однако предметом указанного договора является возмездное оказание услуг, а не оказание рекламных услуг.
Представитель ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» <…> пояснила что рекламодателем спорной рекламы является ООО «ЛИСК», однако рекламу ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» разместило самостоятельно. Документов, подтверждающих, что ООО «ЛИСК» является рекламодателем представлено не было.
Рекламодателем, согласно Закону о рекламе, может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и т.д.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора от 15.12.2015 предметом настоящего договора является возмездное оказание услуг исполнителем (ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП») по привлечению покупателей на недвижимое имущество в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Таким образом, рекламодателем рекламы, распространяемой на интернет сайте http://capital-group.pro, о строящемся жилом комплексе «Янтарь», является ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП», как лицо в чьих интересах осуществляется распространение рекламы.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы заявителей, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Прекратить дело в отношении ООО «Капитал групп 48» в связи с отсутствием нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта. .
2. Признать ненадлежащей рекламу жилого комплекса «Янтарь», распространяющуюся на интернет сайте http://capital-group.pro, рекламодателем и рекламораспространителем которой является обществом с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ-ГРУПП» (398059 г. Липецк, ул. К. Маркса, д. 2 ИНН 4826000347 ОГРН 1024840863959), т. к. нарушены требования п. 2 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
3. Выдать ООО «КАПИТАЛ-ГРУПП» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 14 о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
29 сентября 2016 г. г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;
Члены комиссии:
Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
на основании своего решения от 29 сентября 2016 г. по делу № 14 о признании ненадлежащей рекламы жилого комплекса «Янтарь», распространяемой на интернет сайте http://capital-group.pro, рекламодателем и рекламораспространителем которой является обществом с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ-ГРУПП» (398059 г. Липецк, ул. К. Маркса, д. 2 ИНН 4826000347 ОГРН 1024840863959) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
Обществу с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ-ГРУПП» (398059 г. Липецк, ул. К. Маркса, д. 2 ИНН 4826000347 ОГРН 1024840863959) в течение десяти дней с момента получения предписания прекратить нарушение п. 2 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», путем прекращения распространения недостоверной рекламы жилого комплекса «Янтарь».
О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.