Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении Управления потреби... от 11 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

                                                                                                        г. Липецк  

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено  11 ноября 2015 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

А.А. Сешенов — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

Члены комиссии:

Черкашина Л.А. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Ширкова  - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Веретенникова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

рассмотрев дело № 148 по признакам нарушения Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области  (пл. Плеханова,            д. 1, г. Липецк, 398050)   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»), в присутствии представителей:

от ответчика: <…> - представитель Управления потребительского рынка  и ценовой  политики Липецкой области (доверенность от 03.11.2015 № 46);  

от заинтересованных лиц:

  • генеральный директор  ООО «Лебедяньмолоко»  (ул. Южная, д. 6,                       г. Лебедянь,  Липецкая обл., 399610)  <…>
  • представитель  по доверенности  ООО «Липецкий пищевой комбинат»              (ул. Советская, с. Казинка, Грязинский р-н, Липецкая обл., 399071) <…> (доверенность от 10.07.2014, удостоверенная нотариусом нотариального округа города Липецка <…> за № 2Д-776)
  • генеральный директор  ООО «ЧаплыгинМолоко»  (ул. Луначарского,  д. 4А, г. Чаплыгин, Липецкая обл., 399900<…>;
  • представитель  по доверенности  АО «ДАНОН Россия» (ул. Катукова, д. 1, г. Липецк, 398036) <…> (доверенность от 31.07.2015 доверенность от 31.07.2015, удостоверенная нотариусом нотариального округа Краснодарского края <…> и зарегистрированная в реестре за № 1-3710);
  • представитель  по доверенности  ООО «ГринВилль»  (ул. Коммунистическая,  д. 59а, с. Октябрьское, Усманский  район,  Липецкая обл.,  399331)  <…> (доверенность от 05.11.2015 № 6)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением антимонопольного законодательства в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства,  Липецким УФАС России было установлено, что на официальном сайте Управления потребительского рынка  и ценовой политики Липецкой области (далее  по тексту Управление)  http://liptorg-cp.ru в информационно - коммуникационной сети «Интернет» размещена информация о «достигнутой договорённости  Управления  с руководителями предприятий молочной перерабатывающей промышленности региона о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции: молоко 2,5 % жир., творог 5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметану 15 % жир».

После опубликования на официальном сайте Управления  данная информация была опубликована на других сайтах, например:

- http://vesti-lipetsk.ru/ceny-pod-kontrol/;

- http://gorod48.ru/news/342719/;

- http://chr.mk.ru/articles/2015/09/29/v-lipecke-zamorozili-ceny-na-molochku.html;

-  http://vesti-lipetsk.ru/ceny-pod-kontrol/.

Данный факт подтверждается  актом осмотра Интернет-сайта от 14-15 октября 2015 года и  ответами ООО «Курс» (вх. от 21.10.2015№  4631)«МК Черноземье» (вх. от 19.10.2015 № 4528).  Кроме того, «Вести Липецк» при публикации информации о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции на своём сайте http://vesti-lipetsk.ru сразу отразили источник информации - официальный сайт Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

         На заседании Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 05 ноября 2015 года           представитель  Управления потребительского рынка  и ценовой  политики Липецкой области <…> факт публикации информации о достигнутой договорённости  Управления  с руководителями предприятий молочной перерабатывающей промышленности региона о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции: молоко 2,5 % жир., творог 5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметану 15 % жир подтверждает.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27.10.2015 № 360 было возбуждено дело № 148 по признакам нарушения Управлением потребительского рынка  и ценовой политики Липецкой области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив материалы дела № 148 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области было установлено следующее.  

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по  упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее по тексту - Постановление), принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации, предусмотрен чёткий перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такая социально значимая молочная продукция как молоко 2,5 % жир., творог 5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметану 15 % жир в указанный перечень не входит.

         Пунктом 7 указанного Постановления запрещено применять государственное регулирование цен,  надбавок  для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм, осуществляемое путём установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, не предусмотренного в данном Постановлении.

  Согласно распоряжению Администрации Липецкой области от 09.07.2010           № 239-р "Об утверждении Положения об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области" управление осуществляет на территории области контроль:

- за применением цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги) в сферах, установленных подпунктами 1 - 14 настоящего пункта;

- за правильностью применения минимальных цен на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;

- за соблюдением установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств;

- осуществляет расчеты предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств.

Кроме того, согласно п. 2.32 вышеуказанного Положения управление осуществляет мониторинг и анализ ценообразования в производственной сфере экономики, агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, а также на социально значимую группу товаров.

Перечень социально-значимых продуктов питания раскрыт в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение  определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения», в том числе: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное,  молоко питьевое (2,5-3,2% жир.), яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

         Из данного перечня видно, что такие продукты питания как творог 5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметана 15 % жир. в понятие социально-значимые продукты питания не входят.

         Таким образом, Управление  потребительского рынка  и ценовой политики Липецкой области своими действиями по размещению информации о «достигнутой договорённости  Управления  с руководителями предприятий молочной перерабатывающей промышленности региона о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции: молоко 2,5 % жир., творог          5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметану 15 % жир» ущемило интересы предприятий молочной перерабатывающей промышленности, выйдя за пределы своих полномочий, установленных распоряжением Администрации Липецкой области от 09.07.2010 № 239-р.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из п.17 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Находящаяся в открытом доступе широкого числа  потребителей, предприятий торговли  и производителей молочной продукции информация может  привести к недопущению, ограничению, устранению  конкуренции  на рынке реализации молока и молочной продукции, а именно.

Формирование свободной конкуренции в широком понимании преследует достижение двух основных целей: развитие экономики и удовлетворение потребностей конечных потребителей. Основными фигурами конкурентных правоотношений выступают хозяйствующие субъекты (производители) и потребители товаров, работ, услуг. Необходимость свободного осуществления производителями  молока и молочной продукции своей профессиональной деятельности и получения в ее результате качественного продукта потребителями предопределяет установление государством допустимых правил конкурентного поведения участников рынка. Система конкурентного регулирования подразумевает существование не только отношений "хозяйствующий субъект - потребитель", но и отношений "хозяйствующий субъект - хозяйствующий субъект".

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ Российская Федерация представляет собой единое экономическое пространство.

В Липецкую область ввозятся  молоко и молочная продукция, производимые предприятиями молочной перерабатывающей промышленности из других субъектов Российской Федерации. Всего в Российской Федерации в настоящее время по данным сайта молочной промышленности России http://milknet.ru/  таких предприятий насчитывается более 5 тысяч. Продукция Липецких производителей для последующей реализации может вывозиться за пределы области в другие регионы. Кроме того, производимые предприятиями молочной перерабатывающей промышленности Липецкой области молоко и молочная продукция поступает в магазины шаговой доступности и торговые сети региона. По данным  официального сайта Управления сельского хозяйства Липецкой области  ush48.z4.ru  по состоянию на 23.04.2015 на территории Липецкой области деятельность по производству молока и молочной продукции осуществляют 11 предприятий, что само по себе говорит о том, что рынок производства  молока и молочной продукции является открытым.

В таком случае, если на территории Липецкой области отдельные виды молока и молочной продукции будут отпускаться  для дальнейшей реализации по одной цене, то, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ  "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,  поставки продовольственных товаров на условиях, которые лучше или хуже, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, запрещаются.

Учитывая, что в размещённом на сайте  Управления официальном сообщении о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции не указаны сроки, на которые отпускные цены будут зафиксированы, то следует понимать, что данное фиксирование цен носит долгосрочный характер, что в условия рыночной экономики неприемлемо по следующим причинам.

Основным сырьём для производства молока и молочной продукции является сырое молоко. Сырое молоко является «сезонным» продуктом, что закономерно отражается на цене сырого молока. Учитывая, что публикация   сообщения о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции датирована 29 сентября, то в наступающий осенне-зимний период надои молока снизятся и цена на него возрастёт. При увеличении входящей цены на сырьё предприятия молочной перерабатывающей промышленности Липецкой области при фиксировании цен на некоторые виды отпускаемой молочной продукции будут лишены возможности соответствовать ценовой политики.

          Об этом говорили на заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 05.11.2015 представители предприятий молочной перерабатывающей промышленности Липецкой области. В частности,  генеральный директор  ООО «ЧаплыгинМолоко»  <…>, представитель  ООО «ГринВилль»  <…>, представитель АО «ДАНОН Россия»  <…> выразили своё несогласие с подобным фиксированием отпускных цен на молоко 2,5 % жир., творог 5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметану 15 % жир. аргументируя тем, что затраты на производство молока и молочной продукции на каждом предприятие разные. С учётом изменения внешних экономических факторов (цен на тару, бензин, коммунальные услуги) предприятия молочной перерабатывающей промышленности Липецкой области будут лишены возможности поднять цены на отпускаемую продукцию, что в конечном итоге приведёт к непокрытию собственных расходов и уходу с рынка производства и реализации молока и молочной продукции. Кроме того, представитель АО «ДАНОН Россия»  <…> обратил внимание на тот факт, что опубликованная на официальном сайте Управления, а в последствии  и на других  новостных сайтах  и  доступная для широкого круга читателей информация о фиксировании отпускных цен может вызвать ложное представление у читателей об отпускных ценах на молоко и молочную продукцию. Читатели данной новости будут воспринимать её как факт, но, в связи с тем, что указанные хозяйствующие субъекты  не согласны с политикой Управления в части фиксирования отпускных цен и не принимали участие в достигнутой договорённости, они, возможно, будут поднимать цены на свою отпускаемую продукцию, что может вызвать недовольство населения, нанести ущерб деловой репутации предприятий   и сократить количество потребителей их продукции.

         Следует отметить, что одной из целей стратегической инвестиционной политики области является развития агропромышленного комплекса. В этой связи сокращение предприятий молочной перерабатывающей промышленности может негативно сказаться на инвестиционном климате Липецкой области, так как противоречит обеспечению инвестиционной привлекательности Липецкой области.

Таким образом, Управление  потребительского рынка  и ценовой политики Липецкой области своими действиями по размещению на своем официальном сайте спорной информации о достигнутой договоренности с руководителями предприятий молочной перерабатывающей промышленности региона, вышло за пределы своих полномочий, установленных распоряжением Администрации Липецкой области от 09.07.2010 № 239-р, тем самым нарушило ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать в действиях Управления потребительского рынка  и ценовой политики  Липецкой области нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в  публикации Управлением потребительского рынка  и ценовой политики Липецкой области информации на своём официальном сайте http://liptorg-cp.ru в информационно - коммуникационной сети «Интернет» 29 сентября 2015 года для широкого числа  потребителей, предприятий торговли  и производителей молочной продукции о достигнутой договорённости  Управления  с руководителями предприятий молочной перерабатывающей промышленности региона о фиксировании отпускных цен на четыре вида социально значимой молочной продукции: молоко 2,5 % жир., творог 5 % жир., кефир 2,5 % жир., сметану 15 % жир., что могло привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации молока и молочной продукции и ущемить интересы производителей молока и молочной продукции Липецкой области.

           2. Выдать Управлению потребительского рынка  и ценовой политики  Липецкой области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 148

 

 

11 ноября  2015 года                                                                                 город Липецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

А.А. Сешенов — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

Члены комиссии:

Черкашина Л.А. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Ширкова  - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Веретенникова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 09 ноября 2015 года по делу  № 148  о нарушении Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области  части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1.  Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области  в срок до 30 ноября 2015 года  прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, любым не запрещенным законом способом.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны