Решение б/н Решение по делу в отношении ООО "Неоновый город" от 3 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

23 июня 2017 года                                                                               г. Липецк     

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2017 года.

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:        Д.А.Шелестенко - заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;

Члены комиссии:

Шипулина Ю.А. – ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

Д.Д.Тарабрина – ведущий специалист - эксперт отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 15 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Неоновый город» (398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 21 ИНН 4825040410 ОГРН 1054800195471) статьи 16, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы без пометки «Реклама» или «на правах рекламы», а также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов,

в присутствии:

Представителя ООО «Неоновый город» -<…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистами Липецкого УФАС России, было установлено, что в г. Липецке в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017 распространяется рекламная информация в виде статьи корреспондента  <...> на стр. 30-31: «Если пора к зубному».

Данная информация содержит признаки нарушения Закона о рекламе.

Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 48-000155 от 08.08.2011, выданного Роскомнадзором, учредителем ежемесячного общественно-политического журнала «Неоновый город» является ООО «Неоновый город». Данное средство массовой информации является информационным, социально-политическим (освещение тем культуры, бизнеса, власти, экономики). Объем рекламы не может превышать 40 %.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно Свидетельству о регистрации СМИ, территорией распространения ежемесячного общественно-политического журнала «Неоновый город» является Липецкая область.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, информация в виде статьи корреспондента <...> на стр. 30-31: «Если пора к зубному», размещенная на стр. 30-31 в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017 доводятся до неопределенного круга лиц, направлены на выделение товара, а именно услуг стоматологии «Ваш Стоматолог», привлечение внимания потребителей к данной стоматологии, формирование и поддержание их интереса к оказываемым услугам, что, в свою очередь, способствует их продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Аналитический материал по своей сути представляет информационный блок, состоящий из описания исследования какого-либо факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов, характерных для совокупности товаров. При этом такой материал содержит в себе направленность на обзор опыта либо исторического развития сегмента, но не конкретного субъекта, в частности, с использованием приемов анализа и верифицированного сравнения.

В то же время, информация рекламного характера по своему содержанию и структуре преимущественно привлекает внимание читателя к определенному товару, в ущерб информации об иных участниках рынка, товарах, выделяет их на фоне остальных. Такая реклама направлена на продвижение на рынке конкретных, определенных товаров и не относится к справочно-информационным, аналитическим материалам, имеющим основной целью информационный обзор.

Информационные материалы (статьи, публикации и т.п.) о состоянии определенного товарного рынка, в которых внимание читателя преимущественно привлекается к какому-либо товару, которые содержат сведения, формирующие или поддерживающие интерес к данному товару, в ущерб информации об иных участниках рынка, товарах, и направленные на продвижение на рынке конкретного товара, могут рассматриваться в качестве рекламы этого товара. На такие материалы распространяются требования Закона о рекламе.

Информация на странице 30-31 в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017 содержит следующие сведения: информационный материал под заголовком «Если пора к зубному», текст интервью с директором стоматологической клиники «Ваш Стоматолог», изображения посетителей клиники, рабочего процесса и фасада клиники, а также логотип учреждения «Ваш Стоматолог». Сообщение подобных сведений безусловно создает у заинтересованного потребителя интерес к рекламируемому товару.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что рассматриваемая информация о стоматологической клинике «Ваш Стоматолог» является рекламой.

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.

В рекламе стоматологической клиники «Ваш Стоматолог» в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017 отсутствуют пометки «реклама» или «на правах рекламы».

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя, т.е. ООО «Неоновый город». Также указанное обстоятельство подтверждается Договором № 70 взаимного оказания услуг от 15 марта 2017 года, заключенного между ООО «Неоновый город» и ООО «Ваш Стоматолог» (398002 г. Липецк, ул. В. Терешковой, д. 13 б, пом. 7 ИНН 4823020553 ОГРН 1024840829826) (далее - ООО «Ваш Стоматолог»).

Частью 7 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 1664Н, стоматология (064-067) относится к подразделам класса «В», обозначающего определенный тип медицинской услуги. Следовательно, стоматология является медицинской услугой.

Однако в рекламе стоматологии «Ваш Стоматолог» на стр. 30-31 в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017 отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.

Согласно части 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение положений статьи 24 несет рекламодатель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с Договором № 70 взаимного оказания услуг от 15 марта 2017 года, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Ваш Стоматолог».

Однако согласно представленной ООО «Неоновый город» информации, макет был представлен ООО «Ваш Стоматолог» с предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.

Вместе с тем, частью 8 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пояснениям ООО «Неоновый город», предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов отсутствует по вине сотрудников ООО «Неоновый город».

Следовательно, ООО «Неоновый город» является рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы.

На основании вышеизложенного, реклама стоматологии «Ваш Стоматолог», в виде статьи корреспондента <...> «Если пора к стоматологу», распространяющаяся на стр. 30-31 в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017, рекламораспространителем и рекламопроизводителем которой является ООО «Неоновый город», содержит признаки нарушения ст. 16, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Определением о возбуждении дела №15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 31.05.2017 рассмотрение дела было назначено на 22 июня 2017 года на 12 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела возникла необходимость в получении дополнительной информации по делу. Комиссией был объявлен перерыв до 22.06.2017 до 16 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Неоновый город» - Кирьянова А.В. признала нарушение требований статьи 16, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространявшуюся в г. Липецке в ежемесячном общественно-политическом журнале «Неоновый город» № 4 (140) АПРЕЛЬ 2017 на стр.30-31 следующего содержания: «Если пора к зубному», так как нарушены требования ст.16, ч. 7 ст.24 ФЗ "О рекламе".

2. Не выдавать ООО «Неоновый город» предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с истечением срока распространения рекламы.

3.Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны