Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении АО «ЛГЭК» от 19 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» ноября 2015

В полном объеме решение изготовлено «19» ноября 2015

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Шипулина Ю.А. специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

в присутствии:

от заявителя: <…>,

от АО «Липецкая городская энергетическая компания» - представитель <…> по доверенности от 12.12.2014 № 280, представитель <…> по доверенности от 16.03.2015 № 82,

рассмотрев дело № 151 по признакам нарушения АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление от <…> по вопросу отказа АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее – АО «ЛГЭК») в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>) (далее - гараж).

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

31.08.2015 <…> обратился в АО «ЛГЭК» с заявкой на технологическое присоединение гаража, максимальная мощность 15 кВт, 3 категория надежности.

АО «ЛГЭК» направило <…> письмо от 21.09.2015 № 2699-25, в котором предложило ему аннулировать заявку на технологическое присоединение, в связи с тем, что п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; энергопринимающие устройства ГПК № 6 «Липчанин», в том числе гараж <…>, ранее в установленном порядке были присоединены к электрическим сетям АО «ЛГЭК».

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; технологическое единство электроэнергетики; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

С физическим лицом сетевая организация обязана заключить договор на технологическое присоединение вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.

Так согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

К таким лицам относятся физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14 Правил).

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 10 Правил определены документы, которые должны быть приложены к заявке.

Согласно пункту 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Как следует из материалов дела, <…> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств гаража, максимальная мощность которого составляет 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, АО «ЛГЭК» после получения заявки от <…> не исполнило обязанность, возложенную на сетевую организацию, и не направило в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения указанной заявки, что свидетельствует о нарушения п. 15 Правил.

При этом, АО «ЛГЭК» не уведомляло <…> об отсутствии сведений и документов, необходимых для рассмотрения заявки на технологическое присоединение, а рассмотрело данную заявку с приложенными документами и направило ответ заявителю.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «ЛГЭК» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.

Кроме того, АО «ЛГЭК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России № 79 от 01.04.2015 в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) передача электрической энергии, с долей более 50% в географических границах г. Липецка.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской  Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного в действия АО «ЛГЭК» усматриваются признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе (уклонении) от заключения с <…> договора об осуществлении технологического присоединения кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>).

Согласно ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, антимонопольный орган выдает предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, антимонопольный орган выдает предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Липецким УФАС России было вынесено предупреждение о прекращении АО «ЛГЭК» действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 5398-05 от 21.10.2015, согласно которому сетевой организации необходимо было в срок до 30.10.2015 направить <…> в бумажном виде для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемое приложение к договору об осуществлении технологического присоединения кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>) г. Липецк.

30.10.2015 в Липецкое УФАС России поступило письмо АО «ЛГЭК» от 30.10.2015 № 6546 в котором указано, что АО «ЛГЭК» не имеет возможности осуществить повторное технологическое присоединение энергоустановки <…>.

Таким образом, АО «ЛГЭК» не исполнило предупреждение, поскольку не направило <…> в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору об осуществлении технологического присоединения кирпичного гаража.

В соответствии ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Липецкого УФАС России от 03.11.2015 № 366 в отношении АО «ЛГЭК» возбуждено дело № 151 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с определением от 03.11.2015 дело № 151 назначено к рассмотрению на 17.11.2015 в 11 ч. 00 мин.

Во время заседания Комиссии Липецкого УФАС России <...> пояснил, что по состоянию на 17.11.2015 АО «ЛГЭК» не направляло ему проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия на присоединения гаража к электрическим сетям АО «ЛГЭК», в связи с чем просил обязать сетевую организацию направить ему указанные документы.

Представители АО «ЛГЭК» пояснили, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с техническими условиями не направлялся на основании п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, поскольку технологическое присоединение носит однократный характер.

Комиссия Липецкого УФАС России считает данный довод не состоятельным по следующим основаниям.

<…> является собственником кирпичного гаража <…> с погребом, расположенного в <…> ГПК № 6 «Липчанин» (свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.2002 серия <...> АА 086942), следовательно, он вправе обратиться в сетевую организацию для заключения договора технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

<…> обратился в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение гаража непосредственно к электрическим сетям АО «ЛГЭК» как впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, что является одним из оснований для заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, при этом максимальная мощность его энергопринимающих устройств составила 15 кВт.

Исходя из положений пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Однако, АО «ЛГЭК» не представило документы, подтверждающие факт надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств гаража <…> к электрическим сетям сетевой организации, позволяющие установить возможность бесперебойного и надежного получения заявителем заявленной мощности в размере 15 кВт. Представители общества также пояснили, что такими документами не располагают.

Согласно справке ГПК № 6 «Липчанин» от 01.08.2015 в гараж <…>  подача электроэнергии прекращена с 01.08.2015 на основании заявления владельца <…>.

Таким образом, АО «ЛГЭК» фактически отказало <…> в заключении публичного договора об осуществлении технологического присоединения по его заявке от 31.08.2015.

Невыполнение сетевой организацией обязанности по направлению Тимохину Е.Ю. проекта договора и технических условий, соответствующих Правилам, в течение 15 дней со дня получения заявки, является или может явиться ущемлением его интересов и законных прав на своевременное заключение договора и подключение к электрическим сетям кирпичного гаража, в том числе в праве на получение бесперебойного и надежного электроснабжения.

При таких обстоятельствах Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём отказа (уклонения) от заключения с <…> договора об осуществлении технологического присоединения кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>) г. Липецк.

Каких-либо ходатайств от лиц, участвующих в деле, Комиссии Липецкого УФАС России не поступало.

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 151 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём отказа (уклонения) от заключения с <…> договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>) г. Липецк.

2. Выдать АО «Липецкая городская энергетическая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 151

 

«19» ноября 2015                                                                                                       город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Шипулина Ю.А. специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «19» ноября 2015 по делу № 151 о нарушении АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Липецкая городская энергетическая компания» в срок до «11» декабря 2015 прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём отказа (уклонения) от заключения с <…> договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>) г. Липецк, а именно направить <…> в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям кирпичного гаража, расположенного в ГПК № 6 «Липчанин» (<…>) г. Липецк.

2. АО «Липецкая городская энергетическая компания» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны