Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении АО «Липецкая город... от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2015                                                                                           

В полном объеме решение изготовлено «18» декабря 2015

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

в присутствии:

от заявителей: <…>

от АО «Липецкая городская энергетическая компания» - представитель <…>, представитель <…>,

рассмотрев дело № 158 по признакам нарушения АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России от Управления энергетики и тарифов Липецкой области поступило заявление <…> по вопросу неисполнения АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее – АО «ЛГЭК») мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <…> (далее - жилой дом).

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

01.08.2014 между АО «ЛГЭК» и <…> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2255/14 садового домика (далее - договор), а также выданы технические условия № Э1077/14 от 30.07.2014.

Согласно п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 120 дней со дня заключения настоящего договора.

Согласно п. 6 договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

01.07.2015 <…> обратилась в АО «ЛГЭК» с жалобой в связи с неисполнением сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению согласно договору.

Письмом от 10.07.2015 № 1887-25 АО «ЛГЭК» сообщило <…> о том, что строительство сетей для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта: жилой жом, выполняло МКУ «Управление строительства г. Липецка», в связи с чем 02.07.2015 обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка с запросом о порядке и сроках проведения работ в районе ул. Ангарской и переулка Ландшафтный.

Письмом от 10.07.2015 № 2778-01-21 Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка сообщил АО «ЛГЭК», что земельные участки № 59-87 в районе ул. Ангарской и переулка Ландшафтный в проект планировки и проект межевания территории жилого квартала не вошли. При формировании бюджета города Липецка на 2016 и плановый период 2017 и 2018, данные мероприятия будут учтены.

Также между АО «ЛГЭК» и МКУ «Управление строительства города Липецка» 29.05.2014 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1585/14 объекта: «Магистральные инженерные сети к индивидуальной жилой застройке для многодетных семей по ул. Ангарской и пер. Ландшафтный» (далее - объект).

Мероприятия по технологическому присоединению осуществлены 24.12.2014г., что подтверждается Актом об осуществлении технологического присоединения № 1585/14.

Согласно письму МКУ «Управление строительства города Липецка» от 24.11.2015  № 01-12-2476 проект расположения сетей электроснабжения по указанному договору не предусматривает строительство сетей электроснабжения к участку <…>.

При этом согласно письму АО «ЛГЭК» от 06.11.2015 № 6680 технические условия со стороны заявителя выполнены, подключение электроустановки <…> планируется от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ, монтируемой по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1585/14 от 29.05.2014, заключенного между АО «ЛГЭК» и МКУ «Управление строительства города Липецка».

Однако, документов, подтверждающих технологическое присоединение жилого дома <…>, со стороны АО «ЛГЭК» не представлено.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее - Правила), независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Из материалов дела следует, что <…> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, максимальная мощность которого составляет до 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки.

Таким образом, АО «ЛГЭК» в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению жилого дома в сроки, установленные п. 16 данных Правил.

При этом из содержания пункта 16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 180 дней и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит.

В соответствии с письмом от 06.11.2015 № 6680 АО «ЛГЭК» сообщило, что технические условия со стороны заявителя выполнены.

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, Комиссией Липецкого УФАС России объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 15.12.2015, а также до 12 часов 00 минут 17.12.2015.

На заседании Комиссии Липецкого УФАС России, проходившего 17.12.2015, представители АО «ЛГЭК» сообщили, что проект расположения сетей электроснабжения по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1585/14 от 29.05.2014, заключенного между АО «ЛГЭК» и МКУ «Управление строительства города Липецка», не предусматривает строительство сетей электроснабжения к участку <…>. Мероприятия по технологическому присоединению жилого дома заявителя планируется выполнить до 01.04.2016.

<…> сообщила, что её устраивают указанные АО «ЛГЭК» сроки технологического присоединения жилого дома.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора и препятствовавших АО «ЛГЭК» в осуществлении надлежащего исполнения своих обязательств, либо доказательств выполнения АО «ЛГЭК» со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению жилого дома заявителя, не представлено.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «ЛГЭК» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.

Кроме того, АО «ЛГЭК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России № 79 от 01.04.2015 в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) передача электрической энергии, с долей более 50% в географических границах г. Липецка.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, невыполнение АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению жилого дома заявителя к электрическим сетям в установленные п. 16 Правил срок, который не может превышать 120 дней, является или может явиться ущемлением охраняемым законом интересов и прав <…>, как слабой стороны по отношению к сетевой организации, на своевременное подключение жилого дома к электрическим сетям, нарушении (ограничении) её права на жилище (ст. 40 Конституции РФ, ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ), поскольку никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве на получение коммунальных услуг, и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 158 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома <…>, расположенного по адресу: <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004.

2. Выдать АО «Липецкая городская энергетическая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 158

 

«18» декабря 2015                                                                                                      город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «18» декабря 2015 года по делу № 158 о нарушении АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Липецкая городская энергетическая компания» в срок до «01» марта 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома <…>, расположенного по адресу: <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения АО «Липецкая городская энергетическая компания» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома <…>, расположенного по адресу <…>.

2. АО «Липецкая городская энергетическая компания» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны