Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении АО «Липецкая город... от 25 марта 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
город Липецк
Резолютивная часть решения оглашена «19» марта 2015 года
В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2015 года
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Сешенов А.А. руководитель Липецкого УФАС России
Члены Комиссии:
Жданов Г.И. -заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России.
Талинская А.С. - государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Шипулина Ю.А.- специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
в присутствии:
от заявителя ИП <…> -представитель <…> по доверенности от 12.03.2015г.
от АО «Липецкая городская энергетическая компания» - представитель <…> по доверенности от 12.12.2014г. № 280, представитель <…> по доверенности от 16.03.2015г. № 82
рассмотрев дело № 16 по признакам нарушения АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее- АО «ЛГЭК») <…> части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Липецкого УФАС России 04.02.2015 года поступило заявление от ИП <…> (далее – заявитель) по вопросу не осуществления ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» -в настоящее время АО «Липецкая городская энергетическая компания» на основании свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, а также записи из единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица от 11.02.2015г (далее - АО «ЛГЭК») технологического присоединения здания склада, расположенного по адресу: <…> (далее –здание склада), согласно заключенному договору №1510/14 от 22.05.2014г.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
22.05.2014г. между АО «ЛГЭК» и ИП <…> заключен договор №1510/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), а также выданы технические условия от 21.04.2014г. №Э0528-627.
Кроме того, 17.11.2014г. со стороны АО «ЛГЭК» в адрес ИП <…> было направлено дополнительное соглашение к договору технологического присоединения к электрическим сетям от 22.05.2014г. №1510/14 с новыми техническими условиями №Э0528-627 от 21.04.2014г., в котором п. 5 договора изменить и изложить в следующей редакции: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения настоящего дополнительного соглашения». Со стороны ИП <…> дополнительное соглашение подписано не было.
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора.
В соответствии с п. 6 Договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях.
В связи с тем, что в установленный срок АО «ЛГЭК» не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств здания склада ИП <…>, 04.02.2015г она обратилась в Липецкое УФАС России с соответствующим заявлением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 12.1 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 12.1 заявка, направляемая заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что ИП <…>, относится к заявителям, указанным в п. 12.1 Правил, а именно заявка, направляемая заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Таким образом, АО «ЛГЭК» в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению, в сроки, установленные п. 16 данных Правил.
На заседание комиссии Липецкого УФАС России, проходившего 19.03.2015г. представители АО «ЛГЭК» признали свое нарушение и пояснили, что причиной не осуществления АО «ЛГЭК» действий по технологическому присоединению здания склада ИП <…> в срок, согласно заключенного договора об осуществлении технологического присоединения №1510/14 от 22.05.2014г., является продолжительность проведения закупочных процедур на ПИР и СМР, продолжительность закупки оборудования.
Для осуществления технологического присоединения объекта планируется строительство ВЛ-6 до границ земельного участка, монтаж высоковольтного учета на границе балансовой принадлежности.
АО «ЛГЭК» мероприятия по технологическому присоединению здания склада ИП <…> планирует выполнить в срок до 01.05.2015г.
Представитель ИП <…> по доверенности <…> пояснил, что по состоянию на момент заседания Комиссии Липецкого УФАС России мероприятия по технологическому присоединению объекта, принадлежащего ИП <…> со стороны АО «ЛГЭК» не выполнены.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, АО «ЛГЭК» является субъектом естественной монополии, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого управления ФАС России № 18 от 26.01.2010г. в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) производство, поставка передача тепловой энергии; 3) передача электрической энергии, с долей более 65% в географических границах г. Липецка.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, невыполнение сетевой организацией мероприятий технологического присоединения здания склада заявителя к электрическим сетям в установленные п. 16 Правил срок, который не может превышать 6 месяцев, является или может явиться ущемлением интересов и законных прав ИП Яковлевой Л.В., как слабой стороны по отношению к сетевой организации, на своевременное подключение объекта к электрическим сетям.
В результате бездействия АО «ЛГЭК» ИП <…> не смогла реализовать свое право на технологическое присоединение в срок, установленный законодательством, не имела возможности заключить договор с энергосбытовой компанией, поскольку не имела актов о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Более того, неосуществление АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению здания склада заявителя в период с 23.11.2014г. по 23.03.2015 делает невозможным пользование заявителем своим имуществом, а также препятствует осуществлению предпринимательской деятельности в отсутствие электроэнергии.
В действиях АО «ЛГЭК» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения ОАО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению здания склада ИП <…> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать наличие нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «ЛГЭК», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению здания склада, принадлежащего ИП <…> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861.
2. Выдать АО «ЛГЭК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 16
«23» марта 2015 года город Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Сешенов А.А. руководитель Липецкого УФАС России
Члены Комиссии:
Жданов Г.И.- заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Талинская А.С.- государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Шипулина Ю.А.- специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «23» марта 2015 года по делу № 16 о нарушении АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее- АО «ЛГЭК») <…> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АО «ЛГЭК» в срок до «01» мая 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению здания склада принадлежащего ИП <…> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению здания склада принадлежащего ИП <…> к электрическим сетям.
- АО «ЛГЭК» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.