Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении АО «Липецкая город... от 16 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» декабря 2015                                                                                           

В полном объеме решение изготовлено «16» декабря 2015

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

в присутствии:

от заявителей: <…>, <…>, <…>

от АО «Липецкая городская энергетическая компания» - представитель <…>, представитель <…>,

рассмотрев дело № 160 по признакам нарушения АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступили заявления <…> по вопросу неисполнения АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее – АО «ЛГЭК») мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаражей, расположенных в ГПКА «Речной» г. Липецке.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

20.04.2015 между АО «ЛГЭК» и <…> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1196/15 здания-гаража, расположенного по адресу: <…>, а также выданы технические условия № Э0294/15 от 12.03.2015.

21.04.2015 между АО «ЛГЭК» и «<…>» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1212/15 гаража, расположенного по адресу: «<…>», а также выданы технические условия № Э0293/15 от 12.03.2015.

20.04.2015 между АО «ЛГЭК» и «<…>» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1193/15 гаража, расположенного по адресу: «<…>», а также выданы технические условия № Э0292/15 от 12.03.2015.

Согласно п. 5 договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения настоящего договора.

Согласно п. 6 договоров сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

02.10.2015 заявители обратились в АО «ЛГЭК» с заявлением о том, по каким причинам не проводятся работы по технологическому присоединению гаражей.

Ответы на данные обращения АО «ЛГЭК» не направлялись.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее - Правила), независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 14 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Из материалов дела следует, что заявители относятся к лицам, указанным в п. 14 Правил, а именно заявки поданы в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств гаражей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Сетевая организация, заключив с потребителями договора, возложила на себя обязательства по исполнению условий данных договоров в предусмотренные Правилами сроки.

Таким образом, АО «ЛГЭК» в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению гаражей, в сроки, установленные п. 16 данных Правил.

При этом из содержания пункта 16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 180 дней и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит.

Оснований для продления либо увеличения указанного срока Правила не содержат.

В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России считает не состоятельным довод АО «ЛГЭК» о том, что причинами неосуществления действий по технологическому присоединению гаражей заявителей в срок, согласно заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения, является продолжительность проведения конкурсных процедур на проектно-изыскательские работы.

Кроме того, в соответствии с письмом от 01.12.2015 № 7258 АО «ЛГЭК» сообщило, что технические условия со стороны заявителей выполнены.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора и препятствовавших АО «ЛГЭК» в осуществлении надлежащего исполнения своих обязательств, либо доказательств выполнения АО «ЛГЭК» со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителей, не представлено.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «ЛГЭК» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.

Кроме того, АО «ЛГЭК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России № 79 от 01.04.2015 в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) передача электрической энергии, с долей более 50% в географических границах г. Липецка.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Невыполнение АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению гаражей к электрическим сетям в установленные п. 16 Правил срок, который не может превышать 180 дней, является или может явиться ущемлением охраняемым законом интересов и прав заявителей на своевременное подключение гаражей к электрическим сетям, и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 160 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению объектов: здания-гаража <…>; гаража <…>; гаража <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004.

2. Выдать АО «Липецкая городская энергетическая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 160

 

«16» декабря 2015                                                                                                      город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «16» декабря 2015 года по делу № 160 о нарушении АО «Липецкая городская энергетическая компания» (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Липецкая городская энергетическая компания» в срок до «01» февраля 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению объектов: здания-гаража «<…>»; гаража <…>; гаража <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения АО «Липецкая городская энергетическая компания» мероприятий по технологическому присоединению объектов: здания-гаража <…>; гаража <…>; гаража <…>.

2. АО «Липецкая городская энергетическая компания» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях      установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны