Решение б/н Решение по делу в отношении ОАО «Липецкая городская энергети... от 23 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» января 2015 года                                                                                            

В полном объеме решение изготовлено «21» января 2015 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель

Члены Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

в присутствии:

от <…> - извещена надлежащим образом, представитель не явился,

от ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» - представитель <…> по доверенности от 12.12.2014г. № 280, представитель <…> по доверенности от 15.01.2015г. № 09,

рассмотрев дело № 164 по признакам нарушения ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» <…> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление от <…> по вопросу неисполнения ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее - ОАО «ЛГЭК») обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2017/11 от 11.07.2011г. объекта: <…>.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

 Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Пунктом 7 Правил устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Как следует из материалов дела, <…> обратилась в ОАО «ЛГЭК» с заявкой от 30.05.2011г. на технологическое присоединение к электрической сети энергопринимающего устройства объекта: отель, расположенный по адресу: <…>, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 27 кВт, 3 категория надежности электроснабжения, уровень напряжения 380 В (далее - отель).

11.07.2011г. между ОАО «ЛГЭК» и <…> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2017/11 отеля (далее - договор), а также выданы технические условия № Э1129-1203 от 28.06.2011г.

08.07.2011г. в ОАО «ЛГЭК» поступило заявление <…> с просьбой внести изменение в технические условия и изменить нагрузку с 27 кВт на 15 кВт.

04.08.2011г. между ОАО «ЛГЭК» и <…> подписано дополнительное соглашение к договору, выданы технические условия № Э1257-1304 от 20.07.2011г.

07.06.2013г. в ОАО «ЛГЭК» поступило заявление <…> с просьбой внести изменение в технические условия и изменить нагрузку с 15 кВт на 30 кВт.

26.07.2013г. между ОАО «ЛГЭК» и <…> подписано дополнительное соглашение № 2 к договору, выданы технические условия № Э0668-748 от 15.07.2013г.

09.08.2013г. в ОАО «ЛГЭК» поступило заявление <…> с просьбой внести изменение в технические условия - в п. 11.9.1 технических условий предусмотреть установку прибора учета электрической энергии в здании отеля.

12.09.2013г. между ОАО «ЛГЭК» и <…> подписано дополнительное соглашение № 3 к договору, выданы технические условия № Э0987-1042 от 22.08.2013г. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 360 дней со дня заключения настоящего дополнительного соглашения.

ОАО «ЛГЭК» письмом от 17.10.2014г. № 2281-25 сообщило <…>, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств отеля планируется выполнить со стороны ОАО «ЛГЭК» в срок до 15.11.2014г.

ОАО «ЛГЭК» письмом от 01.12.2014г. № 2711-25 сообщило <…>, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств отеля планируется выполнить со стороны ОАО «ЛГЭК» в срок до 26.12.2014г.

В связи с тем, что в установленный срок ОАО «ЛГЭК» не осуществило мероприятий по технологическому присоединения энергопринимающих устройств отеля, <…> 04.12.2014г. обратилась в Липецкое УФАС России с соответствующим заявлением.

Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки.

Таким образом, ОАО «ЛГЭК» в силу п. 3 Правил обязан был выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению отеля, в сроки, установленные п. 16 данных Правил.

При этом из содержания пункта 16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 1 (один) год и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит.

Оснований для продления либо увеличения указанного срока Правила не содержат.

Кроме того, представленные ОАО «ЛГЭК» в соответствии с письмом от 29.12.2014г. № 10028 Акт о выполнении технических условий от 29.12.2014г., Акт осмотра (обследования) электроустановки от 29.12.2014г., Акт об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2014г., Акт разграничения балансовой принадлежности сторон от 29.12.2014г., Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 29.12.2014г. не свидетельствуют о соблюдении сетевой организацией предельных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению отеля, поскольку они составлены по истечении срока, предусмотренного п. 16 Правил.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ЛГЭК» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.

Кроме того, ОАО «ЛГЭК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России № 18 от 26.01.2010г. в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) производство, поставка передача тепловой энергии; 3) передача электрической энергии, с долей более 65% в географических границах г. Липецка.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009г. № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, неисполнение ОАО «ЛГЭК», занимающего доминирующее положение на рассматриваемом рынке, мероприятий по технологическому присоединению отеля заявителя в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил, является или может явиться ущемлением охраняемым законом интересов и прав <…>, как слабой стороны по отношению к сетевой организации, на своевременное подключение отеля к электрическим сетям, и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с выполнением ОАО «ЛГЭК» мероприятий по технологическому присоединению отеля <…>, расположенного по адресу: <…>, необходимость в выдаче обязательного для исполнения предписания отсутствует.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Липецкая городская энергетическая компания», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» мероприятий по технологическому присоединению отеля <…>, расположенного по адресу: <…>, к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004г.

2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

 

                                                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны