Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Перспектива» от 7 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 168м/17

 

«02» июня 2017 года                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.06.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина –руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

член Комиссии: Т.А. Филатова —специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» города Ельца – <…> (доверенность от 30.05.2017), <…> (доверенность от 30.05.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на проведение капитального ремонта здания МАУ "Драматический театр города Ельца "Бенефис" (проведение первоочередных мероприятий по ремонту несущих конструкций крыши и перекрытий зрительного зала (реестровый номер закупки 0346300071517000005) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России 26.05.2017 поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное казенное учреждение  «Управление капитального строительства» города Ельца).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

ООО «Перспектива», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Перспектива» указано, что в проекте контракта отсутствуют сроки приемки заказчиком выполненной работы. Также согласно извещению о проведении закупки электронный аукцион проводится для субъектом малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако, срок оплаты за работы по контракту заказчиком установлен в нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

Представители заказчика по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было, представили письменные возражения.

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Документация об электронном аукционе  и извещение о проведении электронного аукциона   размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Рассмотрев довод жалобы о не установлении заказчиком в проекте контракта срока приемки выполненной работы, Комиссия признает его обоснованным.

Так, в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе  в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в проекте контракта, прилагаемом к документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе,  заказчиком не установлены  сроки осуществления заказчиком приемки   выполненной работы (ее результатов) и оформления результатов такой приемки.

 

Довод  жалобы о неправомерном  установлении заказчиком в проекте контракта срока оплаты выполненной работы Комиссия признает необоснованным в связи со следующим.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона данная закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Так, ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе  установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что 12.05.2017 заказчиком внесены изменения в документацию об электронном аукционе, в частности в п. 4.2 проекта контракта.

Пункт 4.2. проекта контракта   изложен в следующей редакции:

4.2. Оплата производится Заказчиком  за счёт средств местного бюджета путём безналичного перечисления  денежных средств на расчётный счёт Подрядчика  в течение 15 рабочих дней  по факту выполненных работ, включая устранение выявленных недостатков (дефектов)  по факту выполненных работ, предоставления Подрядчиком документов, подтверждающих  оплату пени и (или) штрафов (при их наличии),  подписания сторонами  двустороннего акта выполненных работ и предоставления в бухгалтерию Заказчика надлежащим образом оформленных документов на оплату. Авансовые платежи не предусмотрены.

Таким образом, приведенные положения проекта контракта свидетельствуют о соблюдении заказчиком требований ч. 13.1 ст. 34, ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе при установлении срока оплаты по контракту, заключаемому по итогам электронного аукциона.

 

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения  п. 2 и п. 8 ч. 1  ст. 64  Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В силу части 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 15.4 проекта контракта установлено, что срок действия настоящего контракта: со дня его заключения до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 45.2 документации об электронном аукционе установлено, что  срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.  При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Таким образом, срок контракта является обязательным условием контракта, а также порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.

На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Исходя из вышеизложенных положений документации об электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что указанная в документации об электронном аукционе формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет, то есть, не обладает признаками неизбежности, что не соответствует статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, что нарушает требования пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Более того, как было указано, в пункте 45.2 документации об электронном аукционе, установлено, что  срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Данное требование установлено в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

При этом стороны банковской гарантии – принципал и гарант самостоятельно с учетом требований действующего законодательства определяют условия банковской гарантии, в том числе срок действия.

Однако, заказчик в п. 14.5 проекта контракта установил, что срок действия обеспечения исполнения контракта, в случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется в форме банковской гарантии, распространяется на период с даты заключения настоящего контракта  и до 31 декабря 2017 года.

Таким образом, заказчик, установив необоснованный срок действия банковской гарантии, не учел положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и допустил нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

2. Подпунктом 36.2.1 документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки   свидетельства о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства указаны в приложении № 3 к документации.

Указанный перечень включает в себя:

10. Монтаж металлических конструкций

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

12.8. Антисептирование деревянных конструкций.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Предметом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту  здания.

В связи с обозначенным предметом закупки подлежат применению нормы градостроительного законодательства.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что  виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с требованиями Гр РФ работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

- организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

- осуществление строительного контроля;

- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно быть у лица в случае, если оно является лицом, осуществляющим строительство, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что  поскольку в предмет  электронного аукциона входит и организация строительства, то  в данном случае, участник электронного аукциона должен в обязательном порядке иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

При этом, требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, противоречит ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закону о контрактной системе.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что в данном случае  требование   о предоставлении в составе заявки копии  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,   по конкретным видам работ (12 и 12.8 Перечня) без обязательного допуска к работам по организации строительства, не основано на положениях градостроительного законодательства и установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе

Установленные  нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.

 

 

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на проведение капитального ремонта здания МАУ "Драматический театр города Ельца "Бенефис" (проведение первоочередных мероприятий по ремонту несущих конструкций крыши и перекрытий зрительного зала (реестровый номер закупки 0346300071517000005) обоснованной в части довода об отсутствии в проекте контракта срока приемки заказчиком выполненной работы.

2. Признать в  действиях заказчика нарушения ч. 13 ст. 34, п. 2 и п. 8 ч. 1    ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №168м/17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

«02» июня 2017 года                                                                                       г. Липецк

 

Резолютивная часть предписания  оглашена 02.06.2017.

Предписание  в полном объеме изготовлено 05.06.2017.

  

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина –руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

член Комиссии: Т.А. Филатова —специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива»  и проведения внеплановой проверки  по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №168м/17 от 02.06.2017, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Аукционной комиссии заказчика - муниципального казенного учреждения  «Управление капитального строительства» города Ельца в срок до 17.06.2017 отменить  протокол рассмотрения заявок  от 30.05.2017, принятый в ходе проведения электронного аукциона на проведение капитального ремонта здания МАУ "Драматический театр города Ельца "Бенефис" (проведение первоочередных мероприятий по ремонту несущих конструкций крыши и перекрытий зрительного зала (реестровый номер закупки 0346300071517000005)  (далее- электронный аукцион).

2. Заказчику - муниципальному казенному учреждению  «Управление капитального строительства» города Ельца в срок до 17.06.2017:

- устранить нарушения    Закона о  контрактной   системе, установленные в решении Комиссии Липецкого УФАС России  №168м/17 от 02.06.2017, путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе на проведение капитального ремонта здания МАУ "Драматический театр города Ельца "Бенефис" (проведение первоочередных мероприятий по ремонту несущих конструкций крыши и перекрытий зрительного зала (реестровый номер закупки 0346300071517000005) с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России №168м/17 от 02.06.2017;

- разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru   информацию об отмене протокола, указанного в п. 1 предписания;

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе  в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3.   Оператору электронной площадки  ЗАО «Сбербанк - АСТ» в срок до 17.06.2017:

- обеспечить техническую возможность отмены аукционной  комиссией  протокола, указанного в п. 1 предписания, и  внесения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;

- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;

- разместить на электронной площадке информацию об отмене  протокола, указанного в п. 1 предписания, и  о новом сроке подаче заявок;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе  об отмене протокола,  указанного в п. 1 предписания;

- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их  либо внести соответствующие изменения и дополнения;

- совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.

3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).  Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны