Решение б/н Решение и предписание по жалобе в отношении УФПС Липецкой об... от 2 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №16з/15

«30» июня 2015 года                                                                                   г. Липецк

 

          Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2015

Решение в полном объеме изготовлено 02.07.2015

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

         в присутствии представителей:

-заказчика Управление федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" <…>, <…>,

в отсутствие заявителя -гр. <…>,

         рассмотрев жалобу гр. <…> на действия заказчика – Управление федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" при проведении открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №31502456864) (далее- открытый запрос котировок),

У С Т А Н О В И Л А:

 

19.06.2015 в Липецкое УФАС России поступила жалоба гр. <…> на действия заказчика – Управление федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" при проведении открытого запроса котировок.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, ходатайств не направил.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В своей жалобе заявитель указывает, что установление заказчиком в  документации о закупке требований о том, что оказание услуг по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей транспортных средств должно осуществляться на территории заказчика, по адресу его местонахождения и адресам местонахождения его подразделений, является незаконным и нарушает ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») (далее- Постановление Правительства №291).

Представители заказчика не согласны с доводами жалобы заявителя и пояснили, что документация о закупке разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. 

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия установила следующее:

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

Приказом генерального директора ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 №187-п было принято решение об утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (далее - Положение о закупке).  

Заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение и документация открытого запроса котировок на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №31502456864).

         Предметом закупки является - проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств.

  Согласно статье 65 ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Видом медицинского освидетельствования, в числе прочего, является освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее – ФЗ №323-ФЗ).

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N291, и соответственно, подлежит лицензированию.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.   

Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N121н.

Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).

Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность, в том числе по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров, подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с п.8 ст.3 Закона о лицензировании, место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

А согласно п.4 Постановления Правительства N291 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

       Подпунктом 14.10.4 пункта 14.10 Положения о закупке установлено, что документация о закупке, помимо сведений, предусмотренных извещением о закупке в соответствии с Разделом 12 настоящего Положения, должна содержать: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. 

          Проанализировав техническую часть документации о проведении открытого запроса котировок (раздел V), Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что в п.3 заказчиком установлено следующее требование: «Место оказания услуг - в соответствии с Приложением №1 к Техническому заданию», а в п.5.3 установлено, что предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры проводятся медицинским работником на территории Заказчика по адресу: г.Липецк, Трубный проезд, 10.

          Как выявлено, в приложении №1 к Техническому заданию документации заказчиком установлены следующие требования к месту оказания услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств, по подразделениям заказчика:

№ п/п

Местонахождение подразделения

Подразделение

1

г.Липецк, Трубный проезд, 10 (Административный корпус транспортного цеха)

ОСП Липецкий почтамт

2

Липецкая область, г.Данков, ул.К.Маркса, 7 (Административное здание)

ОСП Данковский почтамт 

3

Липецкая область, г.Грязи, ул.Правды, 43

(Административное здание)

ОСП Грязинский почтамт 

4

Липецкая область, г.Елец, ул.Ленина, 83-А (Административное здание)

ОСП Елецкий почтамт

5

Липецкая область, г.Лебедянь, ул.Советская, 2

(Административное здание)

ОСП Лебедянский почтамт

6

Липецкая область, с.Тербуны, ул.Октябрьская, 56

(Административное здание)

ОСП Тербунский почтамт

7

Липецкая область, г.Задонск, ул.Крупской, 63

(Административное здание)

ОСП Усманский почтамт

8

Липецкая область, г.Усмань, ул.Ленина, 79

ОСП Усманский почтамт

9

Липецкая область, г.Чаплыгин, ул.Октябрьской революции, 9

ОСП Чаплыгинский почтамт

   Однако, в соответствии с абз.2-5 п.7 ст.23 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства). Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 ФЗ №323-ФЗ (в соответствии с которой, в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

  Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, у заказчика имеются кабинеты, оснащенные всем необходимым оборудованием и соответствующие требованиям для проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров. Однако, следует отметить, что наличие у заказчика данных кабинетов, не дает ему право приобретать услуги по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств по месту его нахождения (г.Липецк, Трубный проезд, 10) и по вышеуказанным адресам местонахождения его подразделений, поскольку исходя из нормы ФЗ №323-ФЗ, работодатель вправе создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения) при наличии обязательного условия: введение в штате организации должности медицинского работника, оказывающего медицинскую помощь работникам данной организации. 

 Как было установлено, у заказчика в штате отсутствует должность - медицинский работник. Медицинских работников, оказывающих услуги по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств, заказчик планирует привлекать со стороны (в связи с чем, у него возникла потребность в осуществлении закупки, путем проведения открытого запроса котировок, на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств).

        Согласно п.14.9 Положения о закупке, документация о закупке не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут или могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России считает, что заказчик установил требования об оказании услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств по адресу своего местонахождения: г.Липецк, Трубный проезд, 10 и по вышеуказанным адресам местонахождения его подразделений, без учета положений Закона о лицензировании и Постановления Правительства N291, чем нарушил п.14.9 Положения о закупке.

Установление заказчиком конкретных мест (адресов) оказания услуг делает невозможным оказать услуги в данных местах с соблюдением требований Закона о лицензировании.

        Данный вывод подтверждается тем, что на участие в открытом запросе котировок было подано 2 котировочные заявки от следующих участников закупки: ООО «Вита-клиника», ООО «Медицинский Диагностический центр Эскулап».

       Проанализировав котировочные заявки указанных участников закупки, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в их составе представлены копии лицензий на осуществление медицинской деятельности, содержащие информацию об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.  

       В частности, оказание услуг по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей транспортных средств ООО «Вита-клиника» - по адресу: 398046, Липецкая область, г.Липецк, ул.П.Смородина, д.3, пом.9; ООО «Медицинский Диагностический центр Эскулап» - по адресу: 398050, Липецкая область, г.Липецк, ул.Интернациональная, д.32.

На основании вышеизложенного, жалоба является обоснованной.

        Согласно п.14.4 Положения о закупке, не допускается включать в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие у участника закупки опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом договора, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Положением.

         Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком, в нарушение п.14.4 Положения о закупке, в п.5.2, п.п.5.9.3, и п.п.5.9.4 п.5.9  технической части документации о проведении открытого запроса котировок (раздел V), установлены следующие требования: «Предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат…», «Исполнитель при осуществлении предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров обязан: обеспечить медицинских работников бланками учетно-отчетной документации и поверенными приборами измерения; Исполнитель должен обеспечить сотрудников следующим оборудованием в каждом почтамте:

- прибор для определения артериального давления - 2 шт.,

- термометр - 3 шт.,

- стетофонендоскоп - 2 шт.;

- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;

- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве:

-алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;

- шпатели медицинские - 10 шт.;

- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.».
         Руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального  закона  от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу гр. <…> на действия заказчика – Управление федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" при проведении открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №31502456864) обоснованной.

          2. В действиях заказчика установлены нарушения п.14.4, п.14.9 Положения о закупке.

          3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

         Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ N16з/15

 

«30» июня 2015 года                                                                             г. Липецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

         Руководствуясь частью 20 ст.18.1, п.3.1. части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",  на основании своего решения от 30.06.2015 по делу №16з/15 по рассмотрению жалобы гр. <…>,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Заказчику - Управление федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", в срок до 10.07.2015 аннулировать закупку путем проведения открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №31502456864) и разместить на официальном сайте данную информацию.

         2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ», в срок до 10.07.2015:

- разместить на электронной площадке информацию об аннулировании открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме;

         - совершить в пределах своих полномочий все действия, предусмотренные Законом о закупках, при исполнении данного предписания.

         3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

         Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

        

Связанные организации

Связанные организации не указаны