Решение б/н Решение по делу в отношении ООО Ломбард «Сапфир» от 6 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

06 ноября 2015 года                                                                               г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 ноября 2015 года

   

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:     - заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля на товарных и финансовых рынках Л.А. Черкашина,

члены комиссии: - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Д.А. Шелестенко,

                               - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

рассмотрев дело № 17, возбужденное по признакам нарушения  ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью Ломбард «Сапфир» <…>, в присутствии представителей:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО Ломбард «Сапфир» —  директора <…>, представителя по доверенности <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

 

         Специалистами отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области в ходе осуществления надзора за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства российской Федерации о рекламе установлено, что на рекламной конструкции, установленной на здании 2Б по ул. Баумана г. Липецка, 11.08.2015 распространялась реклама следующего содержания: «Ломбард ООО «Сапфир» КРЕДИТ от 6% деньги всегда в наличии под залог изделий из золота тел. <…>» с изображением улыбающейся девушки; на рекламных конструкциях, установленных недалеко от входа в здание 2Б по ул. Баумана г. Липецка, распространялась реклама следующего содержания: «ЛОМБАРД скупка до 1400 руб. от 4% (процентов в месяц) Без двойных % (процентов) <…> комиссионный отдел».

         Данная рекламная информация содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе» (далее – Закон). 

         Статья 1 ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

         В силу п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

         п. 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

         Объектом рекламирования в указанных выше рекламах является финансовая услуга «кредит под залог изделий из золота».

         Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

         В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

         В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

         Часть 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» говорит: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

         С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России, антимонопольный орган) своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе были запрошены необходимые документы и информация.

         В результате анализа поступивших в Липецкое УФАС России документов и информации установлено, что  рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше рекламной информации является общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Сапфир» <…>, рекламоизготовителем – ООО «Мастерская рекламы «ПЛЮС» <…>. Условия предоставления финансовой услуги «кредит от 4% в месяц»: 4% в месяц если сума кредита более 20 000 рублей, 6% в месяц если сумма кредита от 10 000 до 20 000 рублей, 8% в месяц если сумма кредита менее 10 000 рублей;  условия предоставления финансовой услуги «кредит от 6% в месяц»: от 6% в месяц если сумма кредита более 20 000 рублей, 8% в месяц если сумма кредита от 10 000 до 20 000 рублей. Подробные и другие условия утверждаются приказом директора ООО Ломбард «Сапфир» и на наружной рекламе отсутствуют.

         Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация об условиях предоставления кредита наличными под залог изделий из золота является существенной.

         Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» связано с не представлением потребителю обязательной в силу Закона информации об условиях предоставления финансовой услуги – кредита.

         Распространенная рекламная информация о возможности получения кредита наличными под залог изделий из золота с процентной ставкой от 4% годовых и от 6% годовых направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие информации об условиях предоставления кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.     Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

         В нарушение п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама умалчивает об иных условиях оказания финансовой услуги по кредитованию, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.

         Согласно ст. 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со "статьей 5" настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

         Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

 2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с "законодательством" Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

         Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями кредитного договора являются: сумма кредита, срок и порядок его предоставления заёмщику, срок и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.12.2012 г. к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

         В текстах рекламы ООО Ломбард «Сапфир» сообщается о минимальных процентных ставках по кредиту – от 4% и от 6% годовых, в связи с чем, необходимо было в доступной для потребителя форме указать иные существенные условия предоставления кредита, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё: максимальную процентную ставку по кредиту, минимальную и максимальную сумму кредита, минимальный и максимальный срок кредита, требования к заемщику и другие.

         Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, ч. 7 ст. 5, ст. 28 Закона несёт рекламодатель, которым, в силу п. 5 ст. 3 Закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО Ломбард «Сапфир».

         Таким образом, реклама ООО Ломбард «Сапфир» следующего содержания: «Ломбард ООО «Сапфир» КРЕДИТ от 6% деньги всегда в наличии под залог изделий из золота тел. <…>» с изображением улыбающейся девушки, распространенная 11.08.2015 на рекламной конструкции, установленной на здании 2Б по ул. Баумана г. Липецка; реклама следующего содержания «ЛОМБАРД скупка до 1400 руб. от 4% (процентов в месяц) Без двойных % (процентов) <…> комиссионный отдел», распространенная 11.08.2015 на рекламных конструкциях, установленных недалеко от входа в здание 2Б по ул. Баумана г. Липецка, содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях оказания финансовых услуг (кредит  от 4% годовых и кредит от 6% годовых), реклама умалчивает об иных условиях предоставления кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.      

         Определением о возбуждении дела № 17 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 02.10.2015 назначена дата рассмотрения дела на 09 часов 30 минут 22 октября 2015 года в Липецком УФАС России.

         На рассмотрении дела 22.10.2015 Комиссия приняла решение объявить перерыв в рассмотрении дела до 09 часов 30 минут  29 октября 2015 года в связи с необходимостью предоставления ООО Ломбард «Сапфир» дополнительных доказательств.

         На рассмотрении дела 29.10.2015 представители ООО Ломбард «Сапфир» предоставили в материалы дела доказательства прекращения распространения реклам с нарушением ФЗ №О рекламе», копию приказа от 03.01.2005, копию должностной инструкции контролера (охранника), копию приказа от 05.03.2015, копию листа нетрудоспособности, копию свидетельства о рождении, копию приказа от 25.07.2015, копию приказа от 06.08.2015. Представитель общества по доверенности <…> пояснила, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло вследствие недостаточного контроля за сотрудниками, ответственными за размещение рекламы, со стороны директора ООО Ломбард «Сапфир» <…>. Реклама в настоящее время не распространяется.

         Оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия приходит к выводу, что реклама финансовых услуг, рекламодателем и рекламораспространителем которых является ООО Ломбард «Сапфир», распространена 11.08.2015 в г. Липецке с нарушением ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

         Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

        

Р Е Ш И Л А:

         1. Признать ненадлежащей рекламу ООО Ломбард «Сапфир» следующего содержания:

- «Ломбард ООО «Сапфир» КРЕДИТ от 6% деньги всегда в наличии под залог изделий из золота тел. <…>» с изображением улыбающейся девушки, распространённую в городе Липецк 11.08.2015 на рекламной конструкции, установленной на здании 2Б по ул. Баумана;

- «ЛОМБАРД скупка до 1400 руб. от 4% (процентов в месяц) Без двойных % (процентов) <…> комиссионный отдел», распространенную в городе Липецк 11.08.2015 на рекламных конструкциях, установленных недалеко от входа в здание 2Б по ул. Баумана,

 т. к. нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

         2. Не выдавать ООО Ломбард «Сапфир» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.

         3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3 месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны