Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стальинвест» от 27 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 172м/17

 

«08» июня 2017 года                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

члены Комиссии: Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, Т.А. Филатова - специалист-эксперт  отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика – муниципального  казенного учреждения "Управление строительства города Липецка" – <…> (доверенность от 08.06.2017), <…> (доверенность от 08.06.2017), <…> (доверенность от 08.06.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Стальинвест» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: «Дорожно-транспортная инфраструктура микрорайона «Елецкий» в г.Липецке. 2 этап. Внутриквартальные проезды с выездом на Елецкое шоссе. Подэтап 2.3» (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 06.06.2017 из ФАС России для рассмотрения поступила жалоба ООО «Стальинвест» на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное  казенное учреждение "Управление строительства города Липецка").

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

ООО «Стальинвест», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе ООО «Стальинвест» указано, что документация об электронном аукционе и извещение о проведении закупки содержат ряд нарушений Закона о контрактной системе:

1. извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 31 44 ФЗ: - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015   № 1457 участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики. Однако, в извещении электронного аукциона Раздел требования к участникам, не содержит обязательной информации,  а содержит отсылку на другой раздел извещения. При этом,   в извещении о проведении аукциона отсутствует информация о запрете на выполнение (оказание) услуг на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что  нарушает п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе;

2. заказчиком на официальном сайте в составе аукционной документации не размещена вся проектная документация, то есть заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению по контракту,

3. в документации об электронном аукционе отсутствуют график производства работ и график оплаты, что является нарушением ч.5 и ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе;

4. в пункте  10 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать  декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ», что включает в себя и соответствие п. 8 данной нормы.  Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 1225 ГК РФ предмет закупки не относится к списку из ст. 1225 ГК РФ. Тем самым, участник закупки не обязан обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и данное требование является излишним.

Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения.

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверки, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Документация об электронном аукционе  и извещение о проведении электронного аукциона   размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

1. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 года № 1457 (далее - Постановление №1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень). В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.

Данная позиция отражена в совместном письме Минэкономразвития России №12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России №АЦ/28993/16 от 28.04.2016 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

В ходе анализа извещения о проведении электронного аукциона Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что разделе «требования к участникам» заказчик указал – «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) - требования установлены в пункте 8 аукционной документации, перечень документов установлен в пункте 10 аукционной документации».

Пункты 8 и 10 документации об электронном аукционе содержат большой объем требований к участников и документов, предоставляемых в подтверждение соответствия п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, который не может быть вмещен в  структурированную форму извещения, размещенного на официальном сайте.

В данном случае указание конкретных требований и указанного перечня документов в виде отсылки к положениям документации не может рассматриваться как нарушение требований Закона о контрактной системе.

В пункте 8 документации об электронном аукционе установлено требование к участникам - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Данное требование установлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

При таких обстоятельствах, с учетом позиции, содержащейся в совместном письме Минэкономразвития России №12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России №АЦ/28993/16 от 28.04.2016,  заказчиком соблюдены требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки.

Более того, в пункте 21 документации об электронном аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств и работ, услуг выполняемых и оказываемых иностранными лицами - основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

При таких обстоятельствах, жалоба заявителя в данной части является необоснованной.

 

2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе (статья 2 Закона о контрактной системе).

Документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Предметом электронного аукциона является выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что  пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик, в соответствии с выданной заказчиком в производство работ проектно-сметной документацией, выполненной проектной организацией АО «Липецкгражданпроект» (шифр 12800), соблюдая требования СНиП, СанПиН, ГОСТ, технических регламентов и иных нормативных документов, обязуется выполнить работы по организации строительства, строительно-монтажные и пусконаладочные работы на объекте: «Дорожно-транспортная инфраструктура микрорайона «Елецкий» в г.Липецке. 2 этап. Внутриквартальные проезды с выездом на Елецкое шоссе. Подэтап 2.3», после выполнения работ, предоставить заказчику всю необходимую исполнительную документацию на выполненные работы, выполненную в соответствии с нормативными документами, в том числе в соответствии с РД 11-02-2006.

Как следует из положений документации об электронном аукционе по контракту выполняются работы по определенному заказчиком этапу – 2 и подэтапу – 2.3.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что на официальном сайте единой информационной системы заказчиком размещена проектно-сметная документация в объеме, необходимом для выполнения работ по установленным заказчиком этапу и подэтапу  выполнения работ, которая определяет объем работ, подлежащих выполнению на конкретном этапе (подэтапе),  определенной стоимостью.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться через применение стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающейся технических и качественных характеристик объекта закупки     

Техническая документация в данном случае  состоит из  отдельных разделов проектной документации, которые  обосновывают потребность заказчика в конкретных работах по установленной им цене.

При этом, в составе документации об электронном аукционе заказчиком размещена сметная документация  в обоснование начальной (максимальной)  цены контракта, которая, в свою очередь, также содержит  виды работ   и их объем.

Таким образом, заказчиком в указанных документах установлены требования к выполняемым работам.  При таких обстоятельствах, требования ст. 33, ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком соблюдены.

Заявителем, в свою очередь,  не  представлено доказательств, свидетельствующих о том, что приведенная заказчиком в документации об электронном аукционе техническая документация, определяющая объем работ, подлежащих выполнению,   ограничивает    число участников закупки.

Таким образом, жалоба заявителя в данной части является необоснованной.

 

3. Согласно ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В соответствии с ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

В силу ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Методика составления указанных графиков в настоящее время не утверждена.

Таким образом, сделать однозначный вывод о наличии в действиях Заказчика нарушений норм ст. 110.2 Закона о контрактной системе в настоящее время невозможно.

Вместе с тем, необходимо отметить, что  поэтапность оплаты в определенной степени содержится в проекте контракта.

Так, согласно пункту 4.20 проекта контракта подрядчик обязан ежемесячно, начиная с месяца следующего после заключения контракта, предоставлять заказчику акты выполненных работ по форме №КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме №КС-3.

При этом, разделом 6 проекта контракта предусмотрено, что  оплата производится только за фактически выполненные подрядчиком работы согласно актам выполненных работ по форме №КС-2, которые составляются подрядчиком на основании локальных сметных расчетов, выданных заказчиком подрядчику в производство работ, в базисных ценах 2001года с переводом в текущие цены согласно ведомости цены контракта (приложение №1 к настоящему контракту).  Оплата производится заказчиком безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, в течение 30 дней со дня подписанных справок по форме КС-2 и КС-3, на основании выставленных подрядчиком счета, счета-фактуры.

Жалоба заявителя  в рассмотренной  части необоснованна.

 

4. Рассмотрев доводы жалобы о неправомерном требовании о предоставлении декларации о соответствии участников требованию по п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Комиссия признает их необоснованными в связи со следующим.

Согласно пункту 10 документации об электронном аукционе установлено, что, в числе прочего, вторая часть заявки должна содержать   декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

При этом, в соответствии с пунктом 8 документации, устанавливающим требования к участникам, требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности  не установлено.

В данном случае объектом закупки электронного аукциона является выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: «Дорожно-транспортная инфраструктура микрорайона «Елецкий» в г.Липецке. 2 этап. Внутриквартальные проезды с выездом на Елецкое шоссе. Подэтап 2.3», что не предполагает приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, исходя из установленных заказчиком  требований к участникам и составу второй части заявки, поскольку заказчик не приобретает    прав на результаты интеллектуальной деятельности, и не устанавливает требований к результатам интеллектуальной деятельности, то участники не должны предоставлять декларацию о соответствии участника аукциона    требованию об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стальинвест» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: «Дорожно-транспортная инфраструктура микрорайона «Елецкий» в г.Липецке. 2 этап. Внутриквартальные проезды с выездом на Елецкое шоссе. Подэтап 2.3» (реестровый номер <...> ) необоснованной. 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны