Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМП... от 8 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 17з/16

 

«04» августа 2016 года                                                                                 г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 04.08.2016.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

председатель Комиссии - И.В. Поткина –руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии:

Т.Н. Ролдугина –начальник отдела контроля закупок и торгов;

О.И. Злобина — специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей:

- заказчика - областное государственное унитарное предприятие "Липецкдоравтоцентр" – <…> (доверенность от 04.08.2016), <…> (доверенность от 01.08.2016),

рассмотрев жалобу ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ» на действия заказчика - областное государственное унитарное предприятие "Липецкдоравтоцентр" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку битума нефтяного дорожного марки БНД 60/90  (извещение № 31603886717) (далее- запрос котировок),

     

У С Т А Н О В И Л А:

 

26.07.2016 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ» на действия заказчика - областное государственное унитарное предприятие "Липецкдоравтоцентр" (далее-  заказчик) при проведении при проведении запроса котировок.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

 

В жалобе ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ» указано, что принимая во внимание минимальную  разницу  в стоимости между ООО «Рыбноеремстрой» и ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ», а также факт неоднократного заключения  заказчиком  договоров  с ООО «Рыбноеремстрой», есть основания полагать, что данному лицу стала известна конфиденциальная  информация о стоимостных предложениях других участников.

 

Представители заказчика пояснили, что закупка проводится на электронной площадке и заявки подаются участниками непосредственно на ней. Заказчику поступают все заявки  одновременно по окончании срока подачи заявок, только после этого заказчик видит сведения о предложениях участников, а также документы, представленные в составе их заявок.

 

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия установила следующее:

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

Генеральным директором ОГУП «Липецкдоравтоцентр» 18.05.2015 утверждено  Положение о закупках товаров (работ, услуг) для нужд  ОГУП «Липецкдоравтоцентр»  (далее - Положение).

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 14.07.2016 размещено извещение № 31603886717 и документация запроса котировок на поставку битума нефтяного дорожного марки БНД 60/90.

Запрос котировок проводится в электронном виде на электронной площадке  АО «Единая Электронная Торговая Площадка».

Разделом 16 Положения установлены особенности проведения закупок в электронной форме. Так, при проведении процедур закупок в электронной форме весь документооборот (подача заявки, изменения извещения и документации, разъяснения документации, подписание договора и т.д.) осуществляется в электронной форме: все документы и сведения подписываются электронной цифровой подписью уполномоченных со стороны заказчика, участников закупки лиц (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется иное оформление каких-либо документов). Процедуры закупок в электронной форме осуществляются на электронных площадках.  Порядок проведения процедур закупок в электронной форме определяется регламентом электронной площадки, на которой проводится процедура закупки.  В извещении о проведении процедуры закупки в электронной форме дополнительно указывается адрес электронной площадки в сети Интернет, на которой проводится процедура закупки.

Регламент  АО «Единая Электронная Торговая Площадка» определяет процессы размещения заказов или предложений путем проведения различных видов процедур в электронной форме, а также определяет условия участия сторон в этих процедурах, регулирует отношения, возникающие между ними.

Регламентом АО «Единая Электронная Торговая Площадка» установлено, что заявка подается в форме электронного документа в соответствии с правилами и требованиями Организатора торгов, указанными в извещении. Подача заявок Заявителями осуществляется в соответствии с руководством пользователя (РП). Автоматизированная система (АС) Оператора обеспечивает для организаций, аккредитованных в качестве Заявителей, функционал подачи заявок на участие в процедурах, проводимых в АС Оператора. Формирование и направление заявки на участие в процедуре производится Заявителем в соответствии с РП. АС Оператора обеспечивает для пользователей Организатора торгов функционал по рассмотрению заявок на участие в процедурах в соответствии с РП. В АС Оператора ведется учет принятых, возвращенных и отозванных заявок на участие в процедурах. После окончания срока подачи заявок, установленного Организатором торгов, заявки становятся доступны для рассмотрения в личном кабинете Организатора торгов.  

Из представленных заказчиком сведений следует, что он не осуществлял прием котировочных заявок в бумажном виде или посредством получения через свою электронную почту.

На рассмотрение жалобы заказчиком представлены сведения из его личного кабинета на электронной площадке, из которых видно, что все заявки поступили заказчику от оператора электронной площадки одновременно, по истечении срока окончания подачи заявок на участие в запросе котировок. При этом ценовые предложения участников были указаны в структурированном виде (наименование участника = предложенная цена), определенном электронной площадкой.

На основании вышеизложенного, довод жалобы о том, что одному из участников заказчиком предоставлена  информация о ценовых предложениях других участников,  не находит своего подтверждения имеющимися в деле документами и сведениями.

 

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что 22.07.2016 комиссией заказчика принят протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, который размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 25.07.2016. Победителем запроса котировок признано ООО «Рыбноеремстрой».

26.07.2016 заказчиком и победителем запроса котировок по итогам закупки  заключен  договор. При этом договор заключен на второй день с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок   на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Пунктами 19.4-19.5 Положения установлено, что срок передачи договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать 10 рабочих дней со дня размещения в  единой   информационной системе  соответствующего протокола. Срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор не должен превышать срока, указанного в документации о закупке.

В соответствии с п. 13 информационной карты документации договор заключается с победителем запроса котировок в течение 10 (десяти) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом,  в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства, разрабатываемое заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 2  ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что порядок заключения договора, безусловно включающий срок заключения договора, должен быть определен Положением. 

         Отсутствие срока заключения договора является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках. При этом, исключение или сокращение заказчиком срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции срока, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

Таким образом, в пункты 19.4-19.5 Положения нарушают требования ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках.

Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ» на действия заказчика - областное государственное унитарное предприятие "Липецкдоравтоцентр" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку битума нефтяного дорожного марки БНД 60/90  (извещение № 31603886717) необоснованной.

2.  В Положении о закупках товаров (работ, услуг) для нужд  ОГУП «Липецкдоравтоцентр»  установлено  нарушение ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках.

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 17з/16

 

«04» августа 2016 года                                                                             г. Липецк

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

председатель Комиссии - И.В. Поткина –руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии:

Т.Н. Ролдугина –начальник отдела контроля закупок и торгов;

О.И. Злобина — специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

руководствуясь частью 20 ст. 18.1, п. 3.1. части 1 ст. 23   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  на основании своего решения № 17з/16 от 04.08.2016   по рассмотрению жалобы  ООО «САМАРСКАЯ БИТУМНАЯ КОМПАНИЯ»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику – областное государственное унитарное предприятие "Липецкдоравтоцентр" в срок до 10.09.2016  внести изменение в  Положение о закупках товаров (работ, услуг) для нужд  ОГУП «Липецкдоравтоцентр»  в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен, продолжительностью не менее срока,  установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России № 17з/16 от 04.08.2016.

2. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны