Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении администрации горо... от 7 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 19
03 апреля 2015 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2015 года.
Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей администрации городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации – <…>, <…>,
рассмотрев дело 19 по признакам нарушения администрацией городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…> п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Приказом Липецкого УФАС России от 13.03.2015 № 50 возбуждено дело № 19 по признакам нарушения администрацией городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…> п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Оформление перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (утв. постановлением администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области от 01.11.2010 №11 (ред. от 04.07.2014)) необоснованных требований к заявителям о предоставлении документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, поскольку они находятся в распоряжении органов государственной власти.
Определением от 17.03.2015 назначено время и место рассмотрения дела.
Представители ответчика по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснили, что требование о предоставлении правоустанавливающих документов для предоставления муниципальной услуги было установлено в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные ответчиком документы, заслушав мнение его представителя, Комиссия установила следующее:
Постановлением администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области от 01.11.2010 №11 (ред. от 04.07.2014) утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Оформление перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (далее - административный регламент).
В соответствии с п. 2.4.1 административного регламента для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение заявитель представляет следующие документы:
- заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение по форме согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Административному регламенту;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым - технический паспорт такого помещения), выданный в установленном порядке органом или организацией, осуществляющими государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Технический паспорт подлежит обновлению каждые 5 лет;
- поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, выданный в установленном порядке органом или организацией, осуществляющими государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект (техническое заключение) переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Указанный Закон определяет административный регламент как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентирован ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, частью 2 регламентирован ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Вместе с тем, ч. 2.1 данной нормы устанавливает, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Часть 3 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Также в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что правоустанавливающие документы на переводимое помещение (права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) находятся в распоряжении такого органа исполнительной власти как Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В тоже время, п. 3.3.4 административного регламента предусмотрено, что основанием для принятия решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение является непредставление определенных пунктом 2.4.1 настоящего Административного регламента документов.
Согласно части 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции, целью указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного самоуправления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущемлять права и интересы участников гражданского оборота, в связи с чем, административный регламент не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 2. ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В связи с изложенным, пункт 2.4.1 административного регламента (в части требования о предоставлении правоустанавливающих документов на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)) ограничивает возможность заявителям, в частности хозяйствующим субъектам, оформить перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, что является необоснованным препятствием осуществления деятельности таким хозяйствующим субъектам.
Таким образом, установив в административном регламенте требования к заявителю о предоставлении документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, администрацией городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области нарушен п. 2 части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.
Руководствуясь ст.23, ст.41 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях администрации городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области нарушение п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Оформление перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (утв. постановлением администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области от 01.11.2010 №11 (ред. от 04.07.2014)) необоснованных требований к заявителям о предоставлении документов (правоустанавливающих документов на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)), обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, поскольку они находятся в распоряжении органов государственной власти.
2. Выдать предписание администрации городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 19
03 апреля 2015 года г. Липецк
Комиссия Липецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.04.2015 по делу № 19 о нарушении администрацией городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в срок до 15.04.2015 устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выявленные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
2. С целью устранения нарушений, администрации городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района Липецкой области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно внести изменения в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Оформление перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (утв. постановлением администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области от 01.11.2010 №11 (ред. от 04.07.2014)).
3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.