Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройинвест» от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №194м/16

 

14 июля 2016 года                                                                                       город Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 19.07.2016.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

председатель Комиссии: И.В. Поткина – и.о. руководителя управления;

члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, О.С. Михайлова — специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов О.И. Злобина — специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителя заказчика: муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Липецка" – <…> (доверенность №01-12-2322 от 10.11.2015),

рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте "Блочная котельная для теплоснабжения 8-ми многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Энгельса" (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 08.07.2016 поступила жалоба  ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе (заказчик – муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Липецка").

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и поданы в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

ООО «Стройинвест», уведомленноее надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своего представителя не направило.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Стройинвест» указано, что в  документации об электронном аукционе, в нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99, не установлено дополнительное требование к участникам закупки. Также, в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе,  в локальном сметном расчете включены указания в отношении товарного знака «Hawle»  без сопровождения словами «или эквивалент». Кроме того, по мнению заявителя, заказчик  неправомерно не установил в извещении о проведении электронного аукциона запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457.

 

Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, предоставил письменное возражение на жалобу.

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Приказом и.о. начальника муниципального казенного учреждения «Управление строительства года Липецка» от 17.06.2016   № 107 принято решение о проведении электронного аукциона.

Документация об электронном аукционе на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте "Блочная котельная для теплоснабжения 8-ми многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Энгельса" и извещение о проведении электронного аукциона №0346300111316000077 размещены 17.06.2016 в 15:21 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 933 167,00 рублей.

Рассмотрев доводы жалобы ООО «Стройинвест», Комиссия Липецкого УФАС России признает их    необоснованными по следующим основаниям:

1. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе  в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.99.29.000 "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки".  При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 21 933 167,00  рублей. Таким образом,  проведение рассматриваемого электронного аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Комиссией Липецкого УФАС России  установлено, что 11.07.2016  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  заказчиком размещены изменения в документацию об электронном аукционе в части дополнения пункта 8 подпунктом 8.7 следующего содержания:

«8.7. Участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации   от 4 февраля 2015 г. N 99:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 4.2. настоящей документации.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства».

В подпункте 8 пункта 6.2 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать: копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.  При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что требования ч. 4 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64  Закона о контрактной системе заказчиком соблюдены.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Частью  1 статьи  22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения нескольких методов, в том числе, посредством применения проектно-сметного метода.

Разделом 4 документации об электронном аукционе является обоснование начальной (максимальной) цены контракта,  которая рассчитана на основании локальных сметных расчетов, приложенных к документации об электронном аукционе.

Таким образом, из указанных положений Закона и документации об электронном аукционе следует, что локально-сметные расчеты (приложение к документации об электронном аукционе)  являются обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия установила, что в локальных сметных расчетах, которые являются обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, содержатся указания на товарные знаки отдельных товаров.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из приведенных положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что запрет на указание товарного знака установлен только для описания объекта закупки. При этом такой запрет не распространяется на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в котором не содержится описания объекта электронного аукциона.

Кроме того, в техническом задании не содержится требований к товару, используемому при выполнении работ, являющихся предметом электронного аукциона.

В силу  ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно вышеуказанной нормы Закона, заявителем ни в жалобе, ни на заседание Комиссии Липецкого УФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся указания в отношении товарных знаков создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС России  приходит к выводу, что требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки  не нарушены.

 

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 года № 1457 (далее - Постановление №1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень). В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами – «в соответствии с пунктом 14 аукционной документации». Пунктом 14 является «национальный режим при осуществлении закупок, который содержит следующее условие – «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

Таким образом,  извещение о проведении электронного аукциона содержит в виде отсылочного требования  сведения, предусмотренные п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

 

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем:

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком 9 июля 2016 года принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.

В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе  заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Из требований данной нормы следует, что  решение о внесении изменений может быть принято заказчиком не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном  аукционе, причем дата окончания срока подачи заявок не входит в установленный срок.

В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе (в редакции изменений № 1) указана следующая дата окончания срока подачи заявок – до 11.07.2016.

Таким образом, решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 09.07.2016 принято заказчиком позднее срока, установленного  ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе. В данном случае заказчик вправе был принять решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе не позднее 08.07.2016.

Также установлено, что вышеуказанные изменения в документацию об электронном аукционе от 09.07.2016 размещены  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  только 11.07.2016 в 13:55 час., то есть с нарушением предусмотренного ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе  срока - в течение одного дня с даты принятия указанного решения.

Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения.

 

Согласно п. 3.36 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,  комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия Липецкого УФАС России установила, что срок подачи заявок установлен в извещении о проведении электронного аукциона  до 27.07.2016. Таким образом, несвоевременное размещение заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru изменений,  внесенных в документацию  об электронном аукционе, в данном случае не  повлияло на результат электронного аукциона.

 

 

 

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте "Блочная котельная для теплоснабжения 8-ми многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Энгельса" (реестровый номер <...> ) необоснованной.

2. В действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что оно не повлияло на результат электронного аукциона.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны