Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Стройинвест» от 22 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ   № 195м/16

 

«18» июля 2016 года                                                                                        г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2016.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В.  Поткина – руководитель  управления;

заместитель председателя Комиссии – Л.А. Черкашина – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках

члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и   торгов, О.М. Михайлова – специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов;

в присутствии представителя  уполномоченного органа -  администрации Краснинского муниципального района Липецкой области  - <…> (доверенность от 14.07.2016),

рассмотрев  жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе № 62-РКР на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 11.07.2016 поступила жалоба ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

ООО «Стройинвест», уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрении жалобы, на рассмотрение жалобы своего представителя не направило.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Стройинвест» указано, что проект контракта, являющийся приложением к документации об электронном аукционе, в нарушение ст. 34 Закона о контрактной системе, не содержит указания срока действия контракта, что не позволит представить банковскую гарантию, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе. Также в проекте контракта ненадлежащим образом установлены размеры штрафов. Более того, заказчик в извещении о проведении электронного аукциона не указал информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, что является нарушением п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

 

Представитель уполномоченного органа по доводам  жалобы пояснил, что  согласен с тем, что в документации имеются нарушения Закона о контрактной системе, но они  не повлияли на результат закупки и не ограничили количество участников электронного аукциона.

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя уполномоченного органа, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Документация об электронном аукционе на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» с реестровым номером 0146300029716000063 размещены уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Заказчиком  электронного аукциона является муниципальное бюджетное учреждение  «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области».

Объектом электронного аукциона является реконструкция кровли.

В силу ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.  При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных Законом случаях.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации  в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Таким образом, условие  о сроке исполнения контракта (его действия)  в силу вышеуказанных норм Закона является существенным условием такого контракта. 

В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации  законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Пунктом  5.1 проекта контракта, являющегося приложением к документации об электронном аукционе, установлены календарные сроки выполнения работ на Объекте: начало выполнения работ – с момента заключения Контракта; срок окончания всех работ – по истечении 90 календарных дней со дня заключения контракта.

Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что  оплата производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в следующем порядке:

- аванс в размере 10 % цены  контракта производится в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта;

- промежуточные расчёты производятся по факту выполненных работ, в течение 15 календарных дней после подписания актов формы № КС-2,  КС-3, и предоставления документов на оплату;

- окончательный расчёт по завершении выполнения всех работ, предусмотренных документацией и контрактом, производится в течение 30 календарных дней после подписания актов формы № КС-2,  КС-3 и предоставления документов на оплату.

При этом, разделом 8 проекта контракта предусмотрено, что по завершению выполнения Работ Подрядчик представляет Заказчику в двух экземплярах: акт сдачи-приемки результатов Работ по форме КС-2, справку по форме КС-3, счета-фактуры для оплаты, а также акты производства скрытых работ, общий журнал ведения работ, сертификаты.  Заказчик в течение 10 (Десяти) дней со дня получения акта сдачи-приемки результатов Работ обязан направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки полученных Подрядчиком результатов. В случае несоответствия результата Работ требованиям Контракта и сопутствующей документации Заказчик вправе в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, предъявить Подрядчику требование о безвозмездном устранении недостатков Работ, либо о расторжении Контракта и возмещении причиненных убытков. За 3 (Три) рабочих дня до полного завершения работ на Объекте Подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости приемки Объекта в эксплуатацию. В случае неявки Заказчика (его уполномоченного представителя), или уклонения от приемки работ в указанный Подрядчиком срок для приемки работ, Подрядчик составляет о данном событии акт, свидетельствующий об отсутствии претензий к объемам и качеству работ, со стороны Заказчика. Дополнительная экспертиза принимаемых Заказчиком работ (части работ) осуществляется Заказчиком за свой счет.

Исходя из приведенных положений проекта контракта, Комиссия приходит к выводу, что срок исполнения обязательств заказчиком контрактом не определен.

Таким образом, определить  срок действия контракта не представляется возможным.

В силу ч. 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Исходя из вышеизложенного, следует, что отсутствие в проекте контракта  срока его действия (в том числе, четко определенного срока исполнения обязательств заказчиком) не позволит  победителю электронного аукциона  представить банковскую гарантию, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе. В связи с чем,  уполномоченным органом допущено нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 96  Закона о контрактной системе.

 

 

Как было указано ранее, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе  предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом, частями 4, 5, 8 данной нормы установлено, что  в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.  В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.  Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063   утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее -Правила).

Пунктами 2, 3 Правил установлено, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).

При этом, пунктом 4 Правил закреплено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Частью 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в разделе 10 проекта контракта предусмотрена ответственность сторон:

- за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в размере 2  процентов цены контракта, в сумме _______________;

- за неисполнения или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в  размере 5 процентов  цены контракта, в сумме ____________.

Начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению о проведении электронного аукциона составляет 13 287 994,16 руб.

На момент размещения документации об электронном аукционе цена контракта еще неизвестна и в данном случае она могла составить более трех миллионов или менее трех миллионов, что, соответственно, отразится на величине размера штрафа.

Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, в проекте контракта  в данном случае  должны быть установлены под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что  уполномоченным органом допущено нарушение  частей 5 и  8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

 

В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам электронного аукциона, в числе которых,  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит требование к участникам о  соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом электронного аукциона является реконструкция кровли.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что в данном случае в извещении о проведении электронного аукциона не установлено  требование к участникам закупки о соответствии ГрК РФ, и, соответственно, не установлен исчерпывающий перечень документов,  подтверждающих соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а  не именно о наличии   свидетельство СРО, что является нарушением  п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Установленные  нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административных правонарушений.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе № 62-РКР на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. В действиях уполномоченного органа установлены нарушения частей 2, 5, 8 ст. 34,  п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №195м16

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

«18» июля 2016 года                                                                                      г. Липецк

  

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В.  Поткина – руководитель  управления;

заместитель председателя Комиссии – Л.А. Черкашина – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках

члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и   торгов, О.М. Михайлова – специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов;

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройинвест» и проведения внеплановой проверки  по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №195м/16 от 18.07.2016, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Единой комиссии уполномоченного органа - администрации Краснинского муниципального района Липецкой области в срок до 01.08.2016   отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.07.2016 №0146300029716000063-1, принятый в ходе проведения электронного аукциона № 62-РКР на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» (реестровый номер <...> ).

2. Уполномоченному органу - администрации Краснинского муниципального района Липецкой области в срок до 01.08.2016:

- устранить нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе № 62-РКР на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» (реестровый номер <...> ) в соответствии с решением Комиссии Липецкого УФАС России №195м/16 от 18.07.2016;

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе № 62-РКР на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» (реестровый номер <...> ) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3.   Оператору электронной площадки  ЗАО «Сбербанк - АСТ» в срок до 01.08.2016:

  - обеспечить техническую возможность отмены единой комиссией  протокола, указанного в п. 1 предписания и  внесения уполномоченным органом изменений в документацию об электронном аукционе;

  - обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе № 62-РКР на выполнение работ по объекту «Реконструкция здания МБУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реконструкция кровли)» (реестровый номер <...> );

  - разместить на электронной площадке информацию об отмене указанного протокола и  о новом сроке подаче заявок;

  - уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе  об отмене протокола рассмотрения заявок;

  - обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их  либо внести соответствующие изменения и дополнения;

  - совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.

  3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

  Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны