Решение б/н Решение и предписание по жалобе АО «СОГАЗ» от 21 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №19з/15

 

«18» августа 2015 года                                                                                     г. Липецк

 

          Резолютивная часть решения объявлена 18.08.2015

Решение в полном объеме изготовлено 20.08.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

         председатель комиссии: Л.А. Черкашина — вр.и.о. руководителя управления,

члены комиссии:  Т.Н. Ролдугина — начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

         в присутствии представителей:

- заказчика ОСАУ "Лесопожарный центр"- <…>,

- заявителя АО «СОГАЗ» (в лице Липецкого филиала) – <…>, <…>,

         рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ», в лице Липецкого филиала, на действия заказчика - областное специализированное автономное учреждение "Лесопожарный центр" при проведении запроса цен №055-ОСАГО-15 на право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автострахование ОСАГО) - служебных автомобилей  (извещение №31502638761) (далее- запрос цен),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

10.08.2015 года в Липецкое УФАС России поступила жалоба АО «СОГАЗ», в лице Липецкого филиала, на действия заказчика - областное специализированное автономное учреждение "Лесопожарный центр" при проведении запроса цен.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

       На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заявителя указывают, что документация запроса цен не содержит всей необходимой для расчета страховой премии информации. В частности: -отсутствует информация о коэффициенте, зависящем от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев в период прошлых договоров ОСАГО (КБМ); -отсутствует информация о выплатах за текущий год; -отсутствует идентификационный номер транспортного средства (VIN) для проверки КБМ по базе Российского союза автостраховщиков. Кроме того, в техническом задании срок действия выдаваемого страхового полиса указан по пунктам 3-11 таблицы как: с 08.08.2015 по 07.08.2016, при этом, дата рассмотрения заявок в извещении указана 11.08.2015, что предполагает выдачу полиса страховщиком до поступления оплаты на его расчетный счет, что нарушает требования "Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П). Таким образом, отсутствие в документации запроса цен указанных выше сведений может привести к ограничению количества участников закупки и является нарушением Закона о защите конкуренции. 

 

Представитель заказчика не согласен с доводами жалобы заявителя и пояснил, что документация запроса цен содержит всю необходимую для расчета страховой премии информацию. Что касается указания в техническом задании срока действия выдаваемого страхового полиса по пунктам 3-11 таблицы: с 08.08.2015 по 07.08.2016, то это, по мнению представителей заказчика, является опечаткой.

 

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

         В связи с изложенным, рассмотрение довода жалобы о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства не является предметом рассмотрения Комиссии в рамках процедуры, установленной статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

         Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия установила следующее:

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

         Председателем Наблюдательного совета ОСАУ "Лесопожарный центр" (протокол от 15.05.2015) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОСАУ "Лесопожарный центр" (далее - Положение).

         Приказом директора ОСАУ "Лесопожарный центр" от 05.08.2015 №84 принято решение о проведении закупки путем открытого запроса цен №055-ОСАГО-15 на право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автострахование ОСАГО) - служебных автомобилей.

На официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502638761 и документация для проведения запроса цен №055-ОСАГО-15 на право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автострахование ОСАГО) - служебных автомобилей.

Предметом закупки является право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств - служебных автомобилей.

  В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО), договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

 Таким образом, страховая премия (или цена договора) – плата за страхование со страхователя в пользу страховщика. 

 В соответствии с ч.1 ст.9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

А в соответствии с п.б), п.в) ч.2 ст.9 Закона об ОСАГО, «коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств». К данным характеристикам можно отнести и идентификационный номер транспортного средства (VIN), т.е. уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 символов в котором представлена информация о производителе и характеристиках транспортного средства, годе выпуска.

Как было выявлено Комиссией Липецкого УФАС России в ходе анализа извещения о проведении запроса цен, срок оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств установлен заказчиком – 1 год с момента начала действия страхового полиса ОСАГО.

Исходя из п.2 приложения №2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У

"О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год.

      Таким образом, при заключении договора, являющегося предметом рассматриваемой закупки, должен применяться коэффициент КБМ, который определяется в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

В соответствии с п.п.3 п.9 ст.4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

       Аналогичные требования установлены в п.п.3 п.7.1.1 Положения о закупках.

       Проанализировав извещение о проведении запроса цен и документацию установлено, что извещение, в нарушение п.п.3 п.9 ст.4 Закона о закупках и п.п.3 п.7.1.1 Положения о закупках не содержит сведения об объеме оказываемых услуг. А именно не содержит информацию:

-о коэффициенте, зависящем от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев в период прошлых договоров ОСАГО (КБМ);

-о выплатах за текущий год;

-об идентификационном номере транспортного средства (VIN) для проверки КБМ по базе Российского союза автостраховщиков.

      Поскольку ч.3 ст.30 Закона об ОСАГО установлено что, в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

Таким образом, заказчик, не указав в извещении о проведении запроса цен и документации указанные выше сведения, нарушил п.п.3 п.9 ст.4 Закона о закупках и п.п.3 п.7.1.1 Положения о закупках и лишил тем самым участников закупки возможности произвести расчет страховой премии и, соответственно, подать заявки.

Указанное нарушение Закона о закупках содержит признаки административного правонарушения.

 В соответствии с п.п.2 п.1 ст.3 Закона о Закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

        На основании вышеизложенного, заказчик, не указав в извещении о проведении запроса цен и документации сведения: -о коэффициенте КБМ; -о выплатах за текущий год; -об идентификационном номере транспортного средства (VIN), тем самым не учел положения данного принципа, что привело к ограничению количества участников закупки. Данный факт подтверждается сведениями, полученными в ходе анализа Комиссией Липецкого УФАС России протокола открытия доступа к заявкам на участие в открытом запросе цен в электронной форме №U1221033-1237357-1 от 13.08.2015, а именно: наличием единственной поданной заявки на участие в запросе цен от участника закупки - САО «ВСК».

 Проанализировав документацию запроса цен, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что п.3.5 договора, являющегося приложением №5 к документации, содержит следующее условие: «3.5. Страховая премия по настоящему договору уплачивается Страхователем Страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении настоящего договора. Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет Страховщика».

Данное требование установлено заказчиком в соответствии с "Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Однако, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России в ходе анализа п.1.2 извещения о проведении запроса цен и документации, пункты 3-11 таблицы «Техническое задание» содержат срок действия выдаваемого страхового полиса: с 08.08.2015 по 07.08.2016, при этом, дата рассмотрения предложений (заявок) участников закупки в документации и извещении указана как: 13.08.2015.

Из выше изложенного следует вывод о том, что страховщик (участник закупки) должен выдать полис страхователю (заказчику) до момента рассмотрения последним предложений (заявок) и, соответственно, до момента поступления оплаты на расчетный счет страховщика.

Как пояснил представитель заказчика, указание в техническом задании срока действия выдаваемого страхового полиса по пунктам 3-11 таблицы: с 08.08.2015 по 07.08.2016, является опечаткой.

 На основании вышеизложенного, жалоба является обоснованной.

 Кроме того, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения п.10.7.1 Положения о закупках, которые заключаются в следующем.

 В соответствии с ч.6 ст.9 Закона об ОСАГО, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

 Таким образом, поскольку тарифы на оказание услуг ОСАГО законодательно регулируются и не должны отличаться у разных компаний, то предложения по цене договора, сделанные каждым участником закупки в своих заявках должны быть одинаковыми у всех участников. Следовательно, цена договора не является основополагающим критерием для признания участника закупки победителем.

 Как установлено, закупка на право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автострахование ОСАГО) - служебных автомобилей  (извещение №31502638761) проводилась заказчиком посредством запроса цен.

 Однако, в соответствии с п.10.7.1 Положения о закупках, «запрос цен – это способ закупки, который может проводиться при наличии одновременно следующих условий:

  1. закупка продукции производителя не по конкретным заявкам Заказчика,
  2. для продукции есть функционирующий рынок,
  3. продукцию можно сравнивать только по ценам,
  4. начальная цена договора не превышает пятьсот тысяч рублей».

На основании вышеизложенного, заказчик выбрал способ осуществления закупки -запрос цен, при проведении которого не может быть выполнено одно из перечисленных выше условий - продукцию можно сравнивать только по ценам, чем нарушил п.10.7.1 Положения о закупках.

Руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу АО «СОГАЗ», в лице Липецкого филиала, на действия заказчика - областное специализированное автономное учреждение "Лесопожарный центр" при проведении запроса цен №055-ОСАГО-15 на право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автострахование ОСАГО) - служебных автомобилей  (извещение №31502638761) обоснованной.

          2. В действиях заказчика установлены нарушения п.п.3 п.9 ст.4 Закона о закупках, п.п.3 п.7.1.1, п.10.7.1 Положения о закупках.

          3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

          4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного  производства.

 

         Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ N19з/15

«18» августа 2015 года                                                                             г. Липецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

председатель комиссии: Л.А. Черкашина — вр.и.о. руководителя управления,

члены комиссии:  Т.Н. Ролдугина — начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

         Руководствуясь частью 20 ст.18.1, п.3.1. части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",  на основании своего решения от 18.08.2015 по делу №19з/15 по рассмотрению жалобы  АО «СОГАЗ»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Заказчику - ОСАУ "Лесопожарный центр", в срок до 28.08.2015 отменить протоколы, принятые при проведении запроса цен №055-ОСАГО-15 на право заключения договора на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автострахование ОСАГО) - служебных автомобилей (извещение №31502638761), аннулировать указанную закупку и разместить на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru данную информацию.

         2. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

         Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны