Решение №048/05/28-46/2021 Решение №048/05/28-46/2021 от 15 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

15 апреля 2021 года                                                                                        г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена: 06 апреля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено: 15 апреля 2021 года.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 048/05/28-46/2021 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии :

представителя АО «Россельхозбанк» - <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области установлено, что в г. Липецке 13.11.2020 г. на радиоканале «Русское Радио» распространялась реклама следующего содержания: «Сельская ипотека от Россельхозбанка на покупку и строительство дома или квартиры. Всего <…> % годовых, до <…>рублей. Успейте до <…> рефинансировать или оформить новую ипотеку. Кредит предоставляется в рамках правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1567, Процентная ставка действует при условии оформления договора личного страхования. Полный текст условий на сайте <…>. Реклама. Не является офертой. АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия № 3349. Бессрочная».

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Информация, распространяемая 13.11.2020 г. на радиоканале «Русское Радио», следующего содержания: «Сельская ипотека от Россельхозбанка на покупку и строительство дома или квартиры. Всего <…> % годовых, до <…>рублей. Успейте до <…> рефинансировать или оформить новую ипотеку. Кредит предоставляется в рамках правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1567, Процентная ставка действует при условии оформления договора личного страхования. Полный текст условий на сайте <…>. Реклама. Не является офертой. АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия № 3349. Бессрочная», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной.

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Целью введения столь значительных ограничений к рекламе финансовых, страховых и иных финансовых услуг, связанных с вложением денежных средств или пользованием ими юридическими и физическими лицами, являются защита данных лиц от злоупотреблений и предотвращение ситуаций, связанных с фактическим введением потребителя в заблуждение.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Поэтому достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организаций и предотвращения недобросовестной конкуренции.

Также согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Одним из объектов рекламирования в данном случае будет являться ипотечный кредит.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения (письмо ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14).

Так в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа).

Вместе с тем, согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 г. № 58 Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Применительно к данному случаю, указание в рекламе «полный текст условий на сайте rshb.ru» не может рассматриваться, как исполнение обязанность по указанию всех условий, влияющих на стоимость оказания финансовой услуги, при условии указания одного или нескольких ил таких условий.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В развитие установленного частью 7 статьи 5 Закона о рекламе запрета статья 28 Закона о рекламе не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.

Так не указание всех условий получения потребителем финансовой услуги «Сельская ипотека» противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рассматриваемая реклама распространялась на основании Договора  на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов на радио для нужд Клиента Заказчика, заключенного между ООО «М…» (заказчик) и ООО «А….» (исполнитель).

Клиентом заказчика, согласно  Договору, является акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» (<…>).

 Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является АО «Россельхозбанк».

Исходя из вышеизложенного, в связи с наличием в рассматриваемой рекламе признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело № 048/05/28-46/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Липецкого УФАС России было установлено следующее.

Согласно пояснениям, представленным в антимонопольный орган, между АО «Россельхозбанк» и ООО «К…» был заключен Договор  на оказание услуг и выполнение работ по разработке креативных направлений и изготовлению на их основе видеороликов, аудиороликов, а также сопутствующих дизайн-макетов для нужд АО «Россельхозбанк». Согласно Договору ООО «Компьютерная графика» обязуется разработать и создать, в том числе, аудиоролик и передать Заказчику (АО «Россельхозбанк»). А Банк утверждает сценарий для аудиролика или направляет мотивированный отказ с указанием перечня выявленных недостатков.

В свою очередь между АО «Россельхозбанк» и ООО «М…» был заключен на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов на радио для нужд Банка. В соответствии с Договором, ООО «М…» в день получения заявки от Банка должен проверить заявку и рекламный аудиоролик на соответствие требованиям законодательства и техническим параметрам радиостанций, а также согласовать его с радиостанциями, либо направить АО «Россельхозбанк» мотивированный отказ от размещения с указанием перечня выявленных недостатков. Мотивированного отказа от ООО «М…» в адрес Банка не поступало.

Также в Липецкое УФАС России представлен акт приема-передачи от 09.11.2020г. к Договору № РСХБ-18/827-202 от 05.11.2020 аудиоролика «Сельская ипотека» АО «Россельхозбанк» ООО «М…».

Следовательно ООО «К…» был изготовлен рекламный аудиролик, АО «Россельхозбанк» утвердил его и направил ООО «М…» для размещения на радио.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «Сельская ипотека от Россельхозбанка на покупку и строительство дома или квартиры. Всего <…> % годовых, до <…>рублей. Успейте до <…> рефинансировать или оформить новую ипотеку. Кредит предоставляется в рамках правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1567, Процентная ставка действует при условии оформления договора личного страхования. Полный текст условий на сайте <…>. Реклама. Не является офертой. АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия № 3349. Бессрочная», рекламодателем которой является акционерное общество «Российский  Сельскохозяйственный банк» (<…>), т.к. нарушены часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

         2. Не выдавать АО «Россельхозбанк» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе в связи с прекращением распространения рекламы.

         3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны