Решение №048/06/99-1203/2020 Решение от 24 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №048/06/99-1203/2020

по результатам внеплановой проверки

 

«24» декабря 2020 года                                                                                 г. Липецк

 

На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», приказа Липецкого УФАС России от 18.12.2020 №644, Комиссией Липецкого УФАС России (далее также –Комиссия)

проведена проверка соблюдения заказчиком - администрацией сельского поселения Боринский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при проведении электронного аукциона на поставку и установку видеооборудования в Центр культурного развития в с.Боринское (реестровый номер 0846300001920000091) (далее – электронный аукцион).

Проверка начата 18.12.2020, окончена 24.12.2020.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверкой установлено следующее.

         В адрес Липецкого УФАС России 17.12.2020 от индивидуального предпринимателя … (далее- заявитель) поступило заявление, содержащее сведения о нарушении заказчиком, при описании объекта закупки, требований Закона о контрактной системе. Так, как следует из заявления, описание технических характеристик оборудования (проектора) сформулированы заказчиком таким образом, что допускают к поставке лишь одну единственную модель, а именно: Panasonic PT-RZ990L/RZ890L, что также подтверждается включением заказчиком требований к программному обеспечению, полученных с официального сайта компании Panasonic. Кроме того, в описании объекта закупки без диапазона представлено проекционное отношение для объектива и необоснованно указано ограничение по весу проектора. Таким образом, по мнению заявителя, техническое задание содержит многочисленные технические характеристики, делая невозможным предоставление участниками аналогов товара.

В результате анализа информации об осуществлении закупки, установлено следующее.

  Электронный аукцион на поставку и установку видеооборудования в Центр культурного развития в с.Боринское (реестровый номер 0846300001920000091) проведен уполномоченным учреждением - Комитетом экономического развития и аграрной политики администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в интересах заказчика - администрации сельского поселения Боринский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области.

 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены документация об электронном аукционе на поставку и установку видеооборудования в Центр культурного развития в с.Боринское и извещение (реестровый номер 0846300001920000091).

 Объектом закупки является поставка и установка видеооборудования в Центр культурного развития в с.Боринское.

 Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 059 999,33 руб.

         Из ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

         В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Также следует отметить, что в силу ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.

В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

 Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

 Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

 Кроме того, следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.

Как было вышеизложено, объектом закупки является поставка и установка видеооборудования в Центр культурного развития в с.Боринское.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что описание объекта закупки приведено в техническом задании (приложение №1 к документации об электронном аукционе), в виде таблицы.

Таблица содержит, в числе прочего, перечень видеооборудования, подлежащего поставке, а также требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров. При этом установлено, что требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товаров установлены заказчиком в виде максимальных и минимальных значений показателей, т.е. неконкретно.

Между тем, как было установлено из представленных заказчиком пояснений,  требования к закупаемому товару установлены в соответствии с потребностями заказчика, обосновавшего необходимость приобретения данного товара с соответствующими характеристиками.   

          При этом, необходимо отметить, что согласно положений Закона о контрактной системе, обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на заявителе.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы, изложенные в обращении, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

Однако, заявитель на проведение настоящей проверки своих представителей не направил, каких-либо документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, указанные заказчиком в техническом задании, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке, в составе заявления заявителем представлено не было. Как и не было представлено доказательств того, что под установленные заказчиком характеристики подходит товар единственной модели: Panasonic PT-RZ990L/RZ890L.

Между тем, как следует из материалов дела, у заказчика имеется 3 коммерческих предложения от потенциальных участников закупки, готовых осуществить поставку следующих товаров: Panasonic PT-RZ990В, OPTOMA ZK750, SONY VPL-FHZ131L/B, отвечающих потребностям заказчика.

  Более того, как установлено из представленных в материалы дела документов, на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки от участников закупки, содержащих предложение о поставке товара различных производителей, страной происхождения которых являются: Китай, Япония.

 Исходя из вышеприведенных обстоятельств, представленные материалы не позволяют сделать вывод, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.

 Также необходимо отметить, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 NФ01-2642/2015 по делу NА38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.  

Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. В действиях заказчика - администрации сельского поселения Боринский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области при проведении электронного аукциона на поставку и установку видеооборудования в Центр культурного развития в с.Боринское (реестровый номер 0846300001920000091) нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны