Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ПАО КБ «ЕВРОКОММЕР... от 7 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

02 апреля 2015 г.                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года

   

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:       - руководитель управления А.А. Сешенов,

члены комиссии:    - начальник отдела рекламы и недобросовестной кконкуренции Д.А. Шалестенко,

                                   - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

рассмотрев дело № 2, возбужденное по признакам нарушения  ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» публичным акционерным обществом коммерческий банк «ЕВРОКОММЕРЦ» <…>, в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе —  ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» по доверенности от 17.03.2015 № 63 <…>,

представителя заинтересованного лица – ОАО «Вымпел-Коммуникации» без надлежащим образом оформленной доверенности;

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела:

заявителя – <…>;

представителя заинтересованного лица – ООО «ИнфоБип»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Липецкое УФАС России поступило заявление гражданина <…> о том, что 22.01.2015 в 12 часов 49 минут на его абонентский номер <…> без предварительного согласия на получение рассылки рекламных сообщений поступило рекламное sms сообщение от имени «EC-BANK» следующего содержания: «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)». Данная рекламная информация и способ её распространения содержат признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Статья 1 ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что  такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно ч. 1 ст. 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области были запрошены необходимые документы и информация.

Из анализа поступивших документов и информации установлено, что рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанного в заявлении sms сообщения является публичное акционерное общество коммерческий банк «ЕВРОКОММЕРЦ» <…>. Абонентом, использующим номер оператора сотовой связи ОАО «Вымпел – Коммуникации» <…>, является <…>.

В нарушение ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» рекламное sms сообщение «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)» распространено на номер <…> без предварительного согласия абонента <…> на получение подобных рассылок.

            В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучения, передача или приём знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

            Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

            Абонент, согласно ст. 2 ФЗ «О связи» - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

            п. 22.1 ст. 2 ФЗ «О связи» гласит, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

            Понятие адресата содержится в ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которому адресат — это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

            Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями сообщений.

            Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило своё согласие на получение рекламы.

            Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом реклмораспространителем выступает лицо, которое совершило определённые действия по доведению рекламы до потребителя.

            В качестве подтверждения согласия абонента с номером <…> на получение sms рассылок ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области копию заявления – анкеты заемщика <…> о предоставлении кредита, в котором в качестве номера мобильного телефона указан номер <…>.

            Таким образом, согласие абонента <…> на получение sms сообщений рекламного характера от ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» в Липецкое УФАС России не представлено.

            Объектом рекламирования в указанном выше сообщении в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» являются финансовые услуги, а именно – услуги ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» по кредитованию.

            В нарушение ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама следующего содержания: «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)», распространенная посредством направления sms сообщения на номер <…>, не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

            Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования закона «О рекламе» предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч.1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч.2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч.3).

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 1 статьи 28 Закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть  ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ».           

            На основании п. 7 ст. 38 ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, статьёй 18, частью 1 статьи 28 несёт рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ».

            Таким образом, реклама ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» следующего содержания: «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)», распространенная посредством направления  sms сообщения на номер <…>, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как реклама распространена без предварительного согласия абонента на получение рекламы и не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Определением о возбуждении дела № 2 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 27.02.2015 в отношении ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» возбуждено дело и назначена дата рассмотрения дела на 19 марта 2015 года на 10 часов 00 минут в Липецком УФАС России.

На рассмотрении дела 19.03.2015 представитель по доверенности ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» <…>  поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.

На вопрос члена Комиссии И.Г. Дубовской о том, проверялась ли принадлежность номера указанно в анкете <…> или нет, <…> пояснил, что не может точно ответить на этот вопрос. Скорее всего звонок на этот номер был сделан, но возможно на вызов никто не ответил.

Оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия приходит к выводу, что реклама «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)» распространена без предварительного согласия абонента <…> и не содержит обязательного в силу закона наименования лица, предоставляющего финансовые услуги (кредитование).

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

           

Р Е Ш И Л А:

            1. Признать ненадлежащей рекламу ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» следующего содержания: «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)», распространенную 22.01.2015 в 12 часов 49 минут посредством направления  sms сообщения на номер <…>, т. к. нарушены требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: реклама распространена без предварительного согласия абонента на получение подобных сообщений и не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

            2. Выдать ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.

            3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

           

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 2

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации  о рекламе

 

 

02 апреля 2015 г.                                                                                        г. Липецк

 

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:      -  руководитель управления А.А. Сешенов,

члены комиссии:    начальник отдела рекламы и недобросовестной кконкуренции Д.А. Шалестенко,

                                   - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

на основании своего решения от 02 апреля 2015 г. по делу № 2 о признании ненадлежащей рекламы ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» следующего содержания: «Кредитование пенсионеров! Мы рядом даже в трудную минуту. «ЕВРОКОММЕРЦ» Банк, <…> (звонок бесплатный)», распространенной 22.01.2015 в 12 часов 49 минут посредством направления  sms сообщения на номер <…>,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Публичному акционерному обществу Коммерческий банк «ЕВРОКОММЕРЦ» <…> в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ПАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ» представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение пяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на  юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны