Предупреждение б/н Предупреждение № 2–А–19 от 30 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №  2–А–19

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Липецким УФАС России установлено наличие в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» (398059, г. Липецк, ул. Фрунзе, 11) признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отказе либо уклонении от заключения договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

С целью осуществления Липецким УФАС России своих полномочий по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, было установлено следующее.

В ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» обратился <…> – собственник дома по адресу: <…>, с заявлением об оформлении лицевого счёта (заключении договора поставки газа) на его мать <…>, зарегистрированную по тому же адресу.

Гражданином в ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» были представлены документы: договор дарения недвижимого имущества с правом пожизненного проживания матери, свидетельство о государственной регистрации права, справка о количестве зарегистрированных лиц в домовладении.

ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» предоставил гражданину <…> письменный ответ об отсутствии оснований для открытия лицевого счёта на его мать, так как согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего лицу имущества несёт собственник данного имущества. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Кроме того, в письме в адрес Липецкого УФАС России ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» сообщил, что за период с 2016 года по октябрь 2018 года в 57 случаях было отказано в заключении договора поставки газа гражданам, не являющимся собственниками квартиры или домовладения.

Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (ред. от 09.09.2017) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») регламентирует отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (абзац первый пункта 1).

Согласно абзацу четвертому пункта 3 Правил "абонент" - это сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) в соответствии с пунктом 7 Правил направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Согласно подпункту "в" пункта 9 Правил к оферте прилагаются в том числе, документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями.

Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.

Обязанность абонента оплачивать принятую энергию предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 539).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 33 Жилищного кодекса РФ гражданин, которому по завещательному отказу предоставлено право пользования жилым помещением на указанный в соответствующем завещании срок, пользуется данным жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности граждане, проживающие в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, несут солидарную с собственником такого жилого помещения ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования таким жилым помещением, если иное не предусмотрено соглашением между указанными собственником и гражданами (ст. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании").

В соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Статьей 18 Закона о газоснабжении предусмотрено, что лицо, обратившееся за заключением договора поставки газа, не вправе требовать от поставщика газа заключение договора поставки газа в случае отсутствия принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании газоиспользующего оборудования. Следовательно, абонентом по такому договору может выступать лицо, обладающее газоиспользующим оборудованием не только на праве собственности, но и на любом ином законном основании (позиция Верховного суда РФ Решение от 16 февраля 2017 г. № АКПИ16-1300).

Таким образом, граждане, проживающие в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, входят в число надлежащих лиц, которые являются сторонами правоотношений по поставке газа.

Согласно анализу состояния конкуренции на рынке услуг поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан за 2018 год ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в географических границах Липецкой области.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности; коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Своими действиями ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» пренебрегает своими гражданскими правами по заключению договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (ред. от 09.09.2017) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») определяет понятие "поставщик газа" в качестве газоснабжающей организации, являющейся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ. Однако не содержит норм, ограничивающих либо допускающих возможность ограничения при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению прав неограниченного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ статья 4 Закона о защите конкуренции дополнена пунктом 23, в соответствии с которым потребитель – юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар.

Антимонопольное законодательство рассматривает в качестве потребителя любое лицо, вступающее (потенциально могущее вступить) в правоотношения, опосредующие переход к данном лицу прав на такие объекты гражданских прав как товары, результаты работ, оказание услуг независимо от целей приобретения.

Понятие неопределенного круга лиц наиболее активно используется в правоприменительной и судебной практике в рамках Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Анализ данной практики и разъяснения Президиума ФАС России «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции, утвержденных протоколом Президиума ФАС России  от 07.06.2017 № 11, показывают, что основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент. При этом невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих для данных лиц критериев, позволяющих ограничить закрытость круга лиц,  и вероятностью изменения состава данных лиц во времени и пространстве. Таким образом, злоупотребление доминирующим положением выражается в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав и интересов круга таких физических лиц, которых невозможно индивидуализировать/ограничить, в том числе по причине вероятности изменения во времени и пространстве состава круга лиц, затронутых действиями доминирующего субъекта.

Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо исключительно неопределенного круга потребителей.

Согласно информации ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» за период с 2016 года по октябрь 2018 года были случаи отказа в заключении договора поставки газа гражданам, не являющимся собственниками квартиры или домовладения. При этом круг потребителей невозможно индивидуализировать/ограничить, в том числе по причине вероятности изменения во времени и пространстве, затронутых действиями доминирующего субъекта.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Липецк»  признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в экономически или технологически не обоснованных отказе либо уклонении от заключения договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Липецкое УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путём совершения действий, направленных:

  • на реализацию механизма, предусматривающего возможность заключения договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с лицами, не являющимися собственниками (нанимателями) жилых помещений, при наличии волеизъявления собственника, в том числе при рассмотрении заявки гражданина <…> о заключении договора поставки газа по адресу: <…>,

 

в срок 1 месяц с момента получения настоящего предупреждения.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Отсутствие в Липецком УФАС России документов, подтверждающих исполнение настоящего предупреждения в установленный срок, будет расценено как неисполнение такого предупреждения.

 

Руководитель                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны