Решение б/н Решение по делу в отношении ИП от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

30 сентября 2016 года                                                                               г. Липецк     

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2016 года.

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:       Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 20 по признакам нарушения  части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП Вотяков А.В.), индивидуальным предпринимателем <…>  (далее – ИП Чернякова С.В.), выразившегося в распространении, в рекламно-информационной газете «Лебедянская монетка» от 5 августа 2016 № 30 (559), рекламы, в которой отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия определяющие полную стоимость кредита,

в отсутствие:

ИП Вотякова А.В.;

ИП Черняковой С.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Липецкого УФАС России, было установлено, что в г. Лебедяни в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете «Лебедянская монетка» от 5 августа 2016 № 30 (559) на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: «МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД «ЩУКА» ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 <…> Кредит предоставляют КБ «ЛетоБанк», «Русфинансбанк».

Данная информация содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон).

Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно Свидетельству о регистрации СМИ ПИ № ФС 6-0206 от 23 августа 2005 года, территорией распространения рекламно-информационной газеты «Лебедянская МОНЕТКА» является Липецкая область.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, информация, распространяемая в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете «Лебедянская монетка» от 5 августа 2016 № 30 (559) на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: «МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД «ЩУКА» ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 <…> Кредит предоставляют КБ «ЛетоБанк», «Русфинансбанк», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектами рекламирования являются: мнбнльный салон «Dizaro», продукция, реализуемая указанным салоном, а также возможность покупки в кредит.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Наименование юридического лица - название предприятия, организации, учреждения, содержащее указание на организационно-правовую форму и отражающее характер деятельности. Указывается в учредительных документах.

Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования части 1 статьи 28.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе отсутствует указание на наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу (кредит).

С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги является существенной.

В соответствии с 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Поскольку информация о способе продажи товара посредством такой услуги как кредит направлена на формирование у потребителей желания е. воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В случае если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка, на условиях которой предоставляется кредит, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемого кредита (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).

Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору.

В нарушение части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе не указаны все условия, определяющие полную стоимость кредита.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе» гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ в адрес учредителя рекламно-информационной газеты «Лебедянская МОНЕТКА» ИП Черняковой С.В. был направлен запрос о предоставлении необходимой документации о происхождении указанной спорной рекламы.

В соответствии с договором № 160071 от 3 апреля 2016 г., заключенного между ИП Черняковой С.В. и ИП Вотяковым А.В., рекламодателем указанной рекламы является Вотяков Александр Владимирович.

На основании вышеизложенного, рекламодателем спорной рекламы является индивидуальный предприниматель <…>.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно Свидетельству о регистрации СМИ ПИ № ФС 6-0206 от 23 августа 2005 года учредителем рекламно-информационной газеты «Лебедянская МОНЕТКА» является Чернякова Светлана Викторовна.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя, т.е. индивидуальный предприниматель <…>.

В соответствии с указанными выше фактами, реклама, распространяемая в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете «Лебедянская монетка» от 5 августа 2016 № 30 (559) на стр. 1, следующего содержания: на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: «МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД «ЩУКА» ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 <…> Кредит предоставляют КБ «ЛетоБанк», «Русфинансбанк», содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», так как в рекламе отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия определяющие полную стоимость кредита.

Определением о возбуждении дела № 20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 01 сентября 2016 года рассмотрение дела было назначено на 15 сентября 2016 года.

15.09.2016 ИП Чернякова С.В. на рассмотрение дела (представители с надлежащим образом оформленными полномочиями) не явилась. Почтовое отправление с копией определения о возбуждении дела № 20 от 01.09.2016 было направлено Липецким УФАС России заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации ИП Черняковой С.В. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru), указанное письмо хранятся в почтовом отделении с пометкой «неудачная попытка вручения».

Запрашиваемые определением о возбуждении дела № 20 документы и информация в Липецкое УФАС России не представлены.

В ходе рассмотрения дела возникла необходимость в получении дополнительной информации по делу. Рассмотрение дела № 20 было отложено на 29 сентября 2016 года.

Согласно документам, поступившим от ИП Вотякова А.В. макет спорной рекламы создавался ИП Черняковой С.В. самостоятельно и с рекламодателем не согласовывался. Данный факт подтверждается пояснениями, представленными ИП Черняковой С.В.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, т.е. ИП Чернякова С.В.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить дело в отношении индивидуального предпринимателя <…> в связи с отсутствием нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта.   .

2. Признать ненадлежащей рекламу, распространявшуюся в г. Лебедяни в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете «Лебедянская монетка» от 5 августа 2016 № 30 (559) на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: «МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД «ЩУКА» ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 8-960-149-10-30, 8-906-593-05-81 Кредит предоставляют КБ «ЛетоБанк», «Русфинансбанк», рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель <…>, т. к. нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» .

3. Не выдавать ИП Черняковой С.В. предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с устранением нарушения до вынесения решения по делу.

4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны