Решение б/н Решение по делу в отношении ООО "Выбирай от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

31.12.2015                                                                                                           г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2015

Решение в полном объеме изготовлено 31.12.2015

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии:

                                       - руководитель А.А. Сешенов,

члены комиссии:

                                       - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной  

                               конкуренции Д.А. Шелестенко,

                               - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и

                               недобросовестной конкуренции Е.А. Высочина,

рассмотрев дело № 20 по признакам нарушения пункта 1, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» Обществом с ограниченной ответственностью «Выбирай», <…> (далее – ООО «Выбирай») и Обществом с ограниченной ответственностью «Магазин доступных цен» <…> (далее – ООО «Магазин доступных цен»),

в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Магазин доступных цен»;

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Выбирай», <…>.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Специалистами отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено, что в рекламно-информационном журнале «Выбирай.Липецк» г. Липецка на 41 странице выпуска № 9 (49) от 01 сентября 2015 года распространялась рекламная информация следующего содержания: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ – Сотрудничаем только с надежными, крупными туроператорами. – Don’t Worry – круглосуточная служба поддержки туристов за рубежом заботится о каждом нашем клиенте – Туры в любую страну мира в рассрочку без переплат. Срок оплаты Вы выбираете сами – Возможность подбора и заказа тура с нашего сайта www.mgp.ru Гибкая система скидок дает возможность купить еще дешевле! Вам позавидуют попутчики! г. Липецк, ул. Толстого, д. 1 lip@mgp.ru тел.: 4742 515-868».

С целью осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ Липецким УФАС России были направлены запросы № 5664-04 от 02.11.2015 и № 5801-04 от 09.11.2015  Обществу с ограниченной ответственностью «Выбирай» о предоставлении необходимых документов и информации.

Из представленной информации следует, что рекламодателем указанной рекламы является ООО «Магазин доступных цен», рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Выбирай».

09.11.2015 в адрес ООО «Магазин доступных цен» антимонопольным органом направлен запрос № 5800-04 о предоставлении информации.

 В ответ на запрос 19.11.2015 ООО «Магазин доступных цен» представило запрашиваемую информацию за подписью генерального директора <…> о том, что к указанной выше рекламе ООО «Магазин доступных цен» отношения не имеет.

Однако, ООО «Выбирай» была представлена копия макета, утвержденного 27.08.2015 директором ООО «Магазин доступных цен» <…>.

Статья 1 ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

  Пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования в указанной рекламе являются: сеть магазинов «Горящих путёвок» и предоставляемые им услуги.

Доказательств правомерного использования фразы «МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ» рекламодатель Липецкому УФАС России не представил.

Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления о товаре при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

По своему содержанию следующая рекламная информация: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ – Сотрудничаем только с надежными, крупными туроператорами. – Don’t Worry – круглосуточная служба поддержки туристов за рубежом заботится о каждом нашем клиенте – Туры в любую страну мира в рассрочку без переплат. Срок оплаты Вы выбираете сами – Возможность подбора и заказа тура с нашего сайта…» однозначно призвана продвинуть на рынке услуги сети магазинов «Горящих путёвок», привлечь потребителя к тому, чтобы туристский продукт был приобретен именно у турагента сети магазинов «Горящих путёвок».

При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под турагентом понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. При этом, часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» гласит, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Пункт 1 части 3 статьи 5 запрещает сообщать недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

При сравнении с другим товаром в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один товар от другого, о превосходстве товара в сравнении с товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о выгодах или возможностях, которые товар имеет по сравнению с другими. Непременным условием соответствия такого сравнения закону должна быть истинность приводимых сведений о собственных товарах и о чужих товарах. Если сравнительная реклама способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая. Необходимо, чтобы потребитель был правильно информирован и объективно имел право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров.

Применительно к использованию в рекламе утверждения «МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ» действует презумпция несоответствия действительности такого утверждения, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства.

Распространяемая ООО «Выбирай» реклама следующего содержания: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ – Сотрудничаем только с надежными, крупными туроператорами. – Don’t Worry – круглосуточная служба поддержки туристов за рубежом заботится о каждом нашем клиенте – Туры в любую страну мира в рассрочку без переплат. Срок оплаты Вы выбираете сами – Возможность подбора и заказа тура с нашего сайта www.mgp.ru Гибкая система скидок дает возможность купить еще дешевле! Вам позавидуют попутчики! г. Липецк, ул. Толстого, д. 1 lip@mgp.ru тел.: 4742 515-868» о преимуществе турагента сеть магазинов «Горящих путёвок» перед другими турагентами, действующими на территории Российской Федерации является недостоверной так как к настоящему времени рекламодатель не подтвердил достоверность следующего утверждения: «МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ».

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова под словом «большой» подразумевается: «Значительный по величине; превосходящий по размерам ряд однородных предметов и явлений; значительный по интенсивности, силе воздействия; важный по содержанию, значению; серьезный; характеризующийся высшими достижениями; занимающий высокое общественное или служебное положение; главный». При этом, в соответствии с указанным словарем, под термином «сильный» среди прочего понимается «обладающий значительной мощностью; мощный; значительный».

Учитывая, что реклама согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к объекту рекламирования в целях продвижения товаров и услуг на рынок, сообщение в рекламе недостоверных сведений об изготовителе или продавце товара, средствах их индивидуализации ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед другими субъектами рекламной деятельности, действующими на том же товарном рынке и соблюдающими требования к достоверности рекламной информации.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров. Создавая образ надежного партнера нечестными методами, рекламодатель стремится повысить доверие потребителей к себе и получить тем самым конкурентное преимущество.

Таким образом, используя в рекламе следующее утверждение: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ» рекламодатель допускает не обладающие достоверностью, сомнительные сведения о превосходстве сети магазинов «Горящих путёвок» над другими турагентами и услугами, которые предоставляют другие турагенты.

Вместе с тем, рекламодатель неправомерно использует следующее утверждение: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ» в рекламе так как, согласно данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не имеет преимуществ перед другими турагентами. Так, в г. Липецк, где распространялась реклама, работает несколько десятков предприятий, предлагающих аналогичные услуги, представленные сетью магазинов «Горящих путёвок».

Реклама способная вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемых услуг рассматривается как ненадлежащая. Потребитель должен быть правильно информирован и объективно иметь право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров и услуг.

Одновременная реализация туров в любую страну мира как на условиях рассрочки платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение туров в любую страну мира с оплатой через определенное время (рассрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

При этом, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности пунктом 1, пунктом 20 части 3, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с указанными выше фактами реклама, распространяемая ООО «Выбирай», следующего содержания: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ – Сотрудничаем только с надежными, крупными туроператорами. – Don’t Worry – круглосуточная служба поддержки туристов за рубежом заботится о каждом нашем клиенте – Туры в любую страну мира в рассрочку без переплат. Срок оплаты Вы выбираете сами – Возможность подбора и заказа тура с нашего сайта www.mgp.ru Гибкая система скидок дает возможность купить еще дешевле! Вам позавидуют попутчики! г. Липецк, ул. Толстого, д. 1 lip@mgp.ru тел.: 4742 515-868», содержит признаки нарушения пункта 1, пункта 20 части 3, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, содержатся не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара и  отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, поскольку  при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Определением о возбуждении дела № 20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 11.12.2015 лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе было признано ООО «Выбирай». Рассмотрение дела было назначено на 24.12.2015 на 11 часов 40 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1, кабинет 506.

На рассмотрение дела 24.12.2015 представитель ООО «Выбирай» <…> пояснил, что ООО «Выбирай» не является рекламодателем рекламы, размещенной в рекламно-информационном журнале «Выбирай.Липецк» г. Липецка на 41 странице выпуска № 9 (49) от 01 сентября 2015 года следующего содержания: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ – Сотрудничаем только с надежными, крупными туроператорами. – Don’t Worry – круглосуточная служба поддержки туристов за рубежом заботится о каждом нашем клиенте – Туры в любую страну мира в рассрочку без переплат. Срок оплаты Вы выбираете сами – Возможность подбора и заказа тура с нашего сайта www.mgp.ru Гибкая система скидок дает возможность купить еще дешевле! Вам позавидуют попутчики! г. Липецк, ул. Толстого, д. 1 lip@mgp.ru тел.: 4742 515-868».

Представитель заинтересованного лица – ООО «Магазин доступных цен» <…> с позицией представителя ООО «Выбирай» не согласился, дополнительных доказательств не представил.

На рассмотрении дела 24.12.2015 Комиссия Липецкого УФАС России назначила рассмотрение дела № 20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на 28.12.2015 на 10 часов 40 минут, признала лицом, в действиях которого содержатся признаки правонарушения законодательства о рекламе – ООО «Магазин доступных цен», предложила лицам участвующим в деле, представить до 28.12.2015 письменно изложенные позиции по делу.

На рассмотрении дела 28.12.2015 <…> поддержала позицию, изложенную ранее, пояснила, что указанная рекламная информация была размещена на 41 странице выпуска № 9 (49) от 01 сентября 2015 рекламно-информационного журнала «Выбирай.Липецк» на основании договора о совместной деятельности в рамках проекта «Кулинарный батл» от 21.05.2015 №2, заключенного между ООО «Выбирай» и ООО «Магазин доступных цен».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Магазин доступных цен», поскольку объект рекламирования и (или) содержание рекламы определило именно ООО «Магазин доступных цен», что подтверждается согласованным макетом рекламы.

ООО «Магазин доступных цен» на рассмотрение дела 28.12.2015 представителя не направило, дополнительных пояснений не представило.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

        

 

Р Е Ш И Л А:

         1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Сеть магазинов Горящих путёвок www.MGP.ru МЫ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ЯВЛЯЕМСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТУРАГЕНСТВ В РОССИИ – Сотрудничаем только с надежными, крупными туроператорами. – Don’t Worry – круглосуточная служба поддержки туристов за рубежом заботится о каждом нашем клиенте – Туры в любую страну мира в рассрочку без переплат. Срок оплаты Вы выбираете сами – Возможность подбора и заказа тура с нашего сайта www.mgp.ru Гибкая система скидок дает возможность купить еще дешевле! Вам позавидуют попутчики! г. Липецк, ул. Толстого, д. 1 lip@mgp.ru тел.: 4742 515-868», распространённую в городе Липецк в рекламно-информационном журнале «Выбирай.Липецк» на 41 странице выпуска № 9 (49) от 01 сентября 2015 года, рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Магазин доступных цен», так как нарушены требования пункта 1, пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Дело в отношении ООО «Выбирай» прекратить ввиду отсутствия доказательств нарушения пункта 1, пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

         3. Не выдавать ООО «Магазин доступных цен» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе в связи с истечением срока распространения указанной рекламы.

4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны