Определение №048/05/28-1171/2021 <…> ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 048/05/28-1171/2021 ... от 1 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 048/05/28-1171/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

01 сентября 2021 года                                                                                          г. Липецк

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, рассмотрев материалы по признакам нарушения  п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области установлено, что в г. Липецке 29.07.2021 в витрине Торгового Дома  «Меркурий», расположенного по адресу: г. Липецк, пл. Победы, 1, на двух баннерах распространяется соответственно рекламная информация следующего содержания: 1. «ЛОМБАРДЪ ювелирные изделия антиквариат цокольный  этаж  ПРОЦЕНТ от 0,13 % в день», 2.«ЛОМБАРДЪ ювелирные изделия антиквариат цокольный  этаж СКУПКА золота и серебра  4200 руб/грамм (за пробу 999)».

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ломбарду, оказываемым услугам по предоставлению займов и скупке золота и серебра.

Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон «О ломбардах»).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, является финансовой организацией.

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В соответствии с ответом <…> услугу по предоставлению займа осуществляет ООО Ломбард «Премьер».

Вместе с тем на момент фиксации спорной рекламы информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, отсутствовала.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Закона рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Одним из объектов рекламирования в данном случае будет являться займ.

Согласно письму ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Так, в рассматриваемой рекламе: «ЛОМБАРДЪ ювелирные изделия антиквариат цокольный  этаж  ПРОЦЕНТ от 0,13 % в день» отсутствует информация о сумме потребительского кредита (займа); о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа);  о процентной ставке в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядка ее определения.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В развитие установленного частью 7 статьи 5 Закона о рекламе запрета статья 28 Закона о рекламе не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.

Так не указание всех условий получения потребителем финансовой услуги противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара

Реклама «ЛОМБАРДЪ ювелирные изделия антиквариат цокольный  этаж СКУПКА золота и серебра  4200 руб/грамм (за пробу 999)»  создает впечатление, что в  организации  «ЛОМБАРДЪ», в которой должны оказываться финансовые услуги, осуществляется «СКУПКА золота и серебра 4200 руб/грамм (за пробу 999)».

Однако <…> в ответе указал, что услугу по предоставлению займа осуществляет ООО Ломбард «Премьер», а услугу по скупке золота и серебра осуществляет ИП <…>.

В связи с вышеизложенным, использование слова «ЛОМБАРДЪ» в совокупности с информацией «СКУПКА золота и серебра  4200 руб/грамм (за пробу 999)» без уточнения, кто оказывает данную услугу, в рассматриваемой рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно оказываемых предпринимателем услуг, следовательно, вышеуказанная реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 частью 3, частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Заказчиком на изготовление  рассматриваемой рекламы на основании Счета на оплату № 577 от 23.12.2020 и Акта № 572 от 25.12.2020 является ИП<…>.

 Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является индивидуальный предприниматель <…>.

На основании вышеизложенного, реклама, распространяемая в г. Липецке 29.07.2021 на фасаде здания Торгового Дома «Меркурий», расположенного по адресу: г. Липецк, пл. Победы, 1, следующего содержания «ЛОМБАРДЪ ювелирные изделия антиквариат цокольный  этаж ПРОЦЕНТ от 0,13 % в день», «ЛОМБАРДЪ ювелирные изделия антиквариат цокольный  этаж СКУПКА золота и серебра  4200 руб/грамм (за пробу 999)», содержит признаки нарушения п.2 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Возбудить производство по делу № 048/05/28-1171/2021 по признакам нарушения п.2 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в действиях индивидуальный предприниматель <…>

 2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуальный предприниматель <…>.

3. Назначить дело № 048/05/28-1171/2021 к рассмотрению на 28 сентября 2021 года на 15 часов  30 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1 , кабинет  517а,  тел. (4742) 27-04-74.

         4.   ИП<…> представить до 28.09.2021 следующие документы и сведения:

- копию свидетельства о государственной регистрации лица в качестве ИП;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- письменные пояснения по фактам, изложенным в определении;

- иные документы и материалы по указанной рекламе  по своему усмотрению.

   

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе или их представителей (с доверенностью на право представлять интересы в государственном органе), для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь ПАСПОРТ.

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны